Доклад на методическом объединении Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы

Чистова Татьяна Степановна , учитель русского языка и литературы, I категория. МКОУ Половино-Черемховская СОШ

24.08.2015


Доклад на методическом объединении Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка Доклад на методическом объединении Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка Доклад на методическом объединении Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка

Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка

Чистова Татьяна Степановна ,

учитель русского языка и литературы,

I категория.

МКОУ Половино-Черемховская СОШ

Новые стандарты нацелены на личностные, метапредметные результаты. Умение организовать исследовательскую деятельность ученика даёт учителю широкие возможности для решения задач современного образования.

Какие формы организации исследовательской деятельности можно использовать на уроке? Как подготовить старшеклассников к написанию исследовательских работ? Как выбрать тему и провести исследования? Как оформить работу и подготовиться к защите? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в ходе выступления.

Отечественные авторы рассматривали и рассматривают проблему активизации исследовательской деятельности в обучении с разных точек зрения: с позиции психолого-педагогических аспектов (В.В. Давыдов, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); с позиции активизации учения (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); с точки зрения общих проблем педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский и др.); с позиции отдельных аспектов методики русского языка (Т.В. Напольнова разработала систему заданий поискового характера в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке; Л.А. Тростенцова разработала содержание лабораторных работ, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся; И.В. Галлингер разработала систему работы со справочной лингвистической литературой).

Я использую в работе практическое пособие Сидоренкова Владимира Алексеевича. Приёмы, описанные автором, позволяют глубоко понять предмет, научиться решать лингвистические задачи, испытывать удовольствие от самостоятельной исследовательской работы.

Познавательная деятельность и её наивысший уровень - исследовательская деятельность - имеет особый статус. Психологи и педагоги отмечают, что для школьников наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логической структуре и приёмам организации соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной как в теории, так и в практике школьного образования на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой.
Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. То, что учащиеся открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто. Но эти знания являются новыми для учеников, они часто чувствуют себя «первооткрывателями». В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности. В средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов.

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).

Поисково-исследовательская деятельность на уроке направлена на понимание текстов, предложенных учителем или учебником, определения авторской позиции, стиля. Подбираем тексты, где представлена совокупность языковых средств - лексических, фонетических, грамматических, стилистических. В самостоятельном поиске формируется познавательный интерес, вырабатываются приёмы творческой деятельности.

Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Небольшие тексты, чаще -поэтические, и задания к ним могут предлагаться на каждом уроке и занимать по10-15 минут. Вначале занятия должны быть общеклассными или групповыми. И только по достижении определённого уровня подготовленности ученики могут заниматься индивидуально.

Примеры заданий:

1.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда навод...т грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда сн...га м...тут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других (не) ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов)

1). Как назвать эти стихи?

2). Почему в первом предложении автор не употребил подлежащее (местоимение ты) и на первое место вынес сказуемое?

3). Как вы понимаете словосочетание «жёлтые дожди»? Почему в этом стихотворении использовано именно оно, а не «листопад»?

4). Какие слова повторяются в этом тексте? Почему?

5). Почему в сложном предложении одна часть (главная) включает сказуемое в единственном числе, а вторая (придаточная) - во множественном числе?

(здесь дети должны почувствовать противопоставление одна - все, т.е. ожидание вопреки...)

2.

Стучит по крыш... монотонно,

Бе...звучно льётся по ст...клу,

Бурлит в канав... из бе...тона,

Бормоч...т в кадке на углу,

В полночной мгле св..стит над полем,

Шуршит по листьям мокрых рощ!..

Когда б я был собой доволен,

То как бы спал под этот дождь!

(К. Ваншенкин)

  1. О ком или о чём говорится в первом предложении? Почему нет подлежащего при шести сказуемых? Как эти сказуемые называются? На что автор обращает внимание читателя?

  2. Как произносится слово «дождь»? Докажите. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

  3. Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?

Когда дети научатся выполнять предложенные учителем исследовательские задания, усложняем задачу: составить вопросы по данному тексту и задать их одноклассникам. Можно объявить конкурс на самый интересный вопрос. При организации этой работы я использовала стихи юной Ники Турбиной, которая стала сочинять стихи раньше, чем научилась читать и писать.

Пример задания:

Остановись на миг!

Зачем, когда придёт пора,

Мы гоним детство со двора?

Зачем стараемся скорей

Перешагнуть ступени дней?

Спешим расти, и годы все

Мы пробегаем, как во сне.

Остановись на миг! Смотри,

Забыли мы поднять с земли

Мечты об алых парусах,

О сказках, ждущих нас впотьмах.

Я по ступенькам, как по дням,

сбегу к потерянным годам.

Я детство на руки возьму

И жизнь свою верну ему!

Сколько лет автору? Сформулируйте 4 вопроса по данному тексту.

В качестве домашнего задания ребята могут сами подобрать тексты и составить к ним вопросы:

Итак, при изучении темы «Словари» десятиклассники получили для домашней проработки текст и задания, которые предварили текст.

  1. Придумайте вопросы по содержанию и оформлению стихотворения.

  2. Отражают ли стихи сегодняшнюю ситуацию?

  3. Следует ли разрушать монументы? Почему?

Монумент

Дробиться рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчёта,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота -

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой - выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Всё, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том, что сам собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом.

Дробиться рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

(А. Твардовский)

Дома учащиеся выписывали статьи трудных и ключевых слов текста, а также из соответствующих аспектных словарей синонимы и антонимы, придумывали вопросы по содержанию и оформлению текста.

На уроке-исследовании получили вариант вопросов учителя, сравнили его со своим и оценили уровень моего (учительского) проникновения в текст.

  1. Почему стихотворение называется «Монумент», а не «Памятник»? Проверьте по Толковому словарю и Словарю синонимов.

  2. Почему в первых двух строчках использован обратный порядок слов - главных членов предложения, а в последних двух - прямой?

  3. Укажите ещё примеры обратного порядка членов предложения. Какова роль инверсии? Проверьте по Словарю литературоведческих терминов (в кабинете).

  4. Какую смысловую нагрузку выполняют местоимения (забота -она, камень -он)?

  5. Почему использована форма каменья, а не камни?

  6. Как вы понимаете семь потов? Почему семь, а не восемь, например?

  7. Какую текстовую роль выполняют в этом стихотворении антонимы?

  8. Почему автор в конце повторил первую строфу?

  9. Какие звуки преобладают в стихотворении? Какое создают настроение?

  10. Какие цветовые ощущения вызывает это стихотворение?

Сопоставление словарных и текстовых значений слов памятник и монумент приводит учащихся к выводу о том, что эти слова (лексические синонимы) в тексте утрачивают близость и превращаются в текстовые антонимы: памятник (память) - служит для сохранения памяти о...; монумент (особое значение придаётся внешней стороне - размерам) способствует забвению -утрате памяти...

Текстовую противоположность этих слов усиливают словарные (добро-зло, память - забвение) и текстовые («рассчитан был на тысячи веков» - «пришло так быстро время пересчёта»)

Задание на дом:

  1. Напишите сочинение «Памятник воинскому братству» (Солдатам и офицерам Роменского пехотного полка 1905г. д. Черемшанка. По материалам краеведческого поиска)

  2. Напишите сочинения по материалам газетной публикации к. и. н. Е.С. Селезнёва «Незапланированная экскурсия».

Для исследовательской деятельности старшеклассников характерны следующие этапы:

1. Определение объекта исследования (основополагающий вопрос).

2. Постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования (проблемный вопрос учебной темы).

3. Определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы.

4. Изучение теории - литературный обзор, связанный с выбранной темой, сбор собственного материала.

5. Анализ теоретических положений и практических данных, собственные выводы.

6. Оформление результатов исследования.

7. Представление, защита полученных результатов по исследуемому материалу.

Как получается на практике? Давайте рассмотрим исследовательскую работу ученицы 10 класса.

Тема: Говор жителей села Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья и Присаянья (исследовательская работа)

Содержание:

  1. Введение «Нам не простят потомки, если мы не успеем записать Памятники народной культуры» ………………………………………………………..2

    1. Актуальностьвопроса………………………………………………… .3

1.2 Обоснование проблемы…………………………………………………………

1.3 Гипотеза………………………………………………………………… 4

  1. Методы исследования……………………………………………… 4

  2. Цель работы…………………………………………………………… 4

  1. Содержание исследования. Исследование сибирского диалекта

на примерах произведений В.Г. Распутина, «Словаря говоров

русских старожилов Байкальской Сибири» Афанасьевой-Медведевой

и местной речи жителей Половино-Черемхово.

  1. Истоки сибирского говора…………………………………………………4

  2. Сибирский диалект на страницах Валентина Григорьевича Распутина….8

  3. «Словарь говоров русских старожилов байкальской Сибири» -

энциклопедия жизни наших предков………………………………… 12

  1. Исследование местной диалектной речи жителей

Половино-Черемхово Тайшетского района…………………………… 19

  1. Заключение……………………………………………………………………………….21

  2. Список литературы………………………………………………………… 22

Тема исследования должна представлять интерес для учащихся, по выбранной теме должно быть достаточно материала. После определения темы, обязательно составляется план исследования. Выдвигается гипотеза. Цель исследования - это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Оформление работы может быть самым различным, но обязательно составляется вывод по всей работе, прилагается библиографический список. В исследовательской работе могут содержаться приложения - это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации, фотографии.

Посмотрим, как ученица обосновывает актуальность исследования.

«1.1 Актуальность вопроса. У меня было несколько причин, чтобы заняться данной исследовательской работой.

Во-первых, на уроках русского языка я уже проводила два исследования: по теме «Лексика русского языка» и по теме «Словари». Т.е. у меня есть наработки.

Во-вторых, мы открыли Год Литературы чтением произведений В.Г. Распутина: меня просто потрясли повести «Прощание с Матёрой» и «Последний срок». Язык автора, язык его героев так похож на язык наших деревенских бабушек, моих соседей и, в то же время, так отличается от общепринятого литературного языка. При изучении темы «Словари» на уроках русского языка я обратила внимание, что в языке русского народа присутствует огромное количество говоров, местных наречий, диалектов. В библиотеке я нашла ''Словарь говоров русских старожилов байкальской Сибири'' Галины Витальевны Афанасьевой Медведевой. Это было моим вторым потрясением. Первый том мы читали вместе и по очереди с родителями и с бабушкой, как какую-то занимательную книжку.

А в-третьих, история исчезающего диалекта тесно связана с историей исчезающих деревень Тайшетского района, которой наш поисково-краеведческий отряд занимается уже несколько лет по программе «Забытая деревня».

Захотелось найти ответы на вопросы: почему в нашем селе только ограниченный круг людей разговаривает так, как герои Распутина? Какие слова старожильческого сибирского диалекта ещё встречаются в нашей округе? Поможет ли замечательный словарь Афанасьевой-Медведевой в изучении истории моего народа? Для меня эти проблемы актуальны, новы, интересны. Я думаю, интересны они и другим людям, не равнодушным к своей истории, к своему языку, к своей малой родине. Кроме того, я решила закрепить свои исследовательские навыки, научиться анализировать и обобщать лингвистические явления.»

Посмотрим следующие этапы оформленного исследования.

«1.2 Проблема исследования: в какой степени сохранена диалектная лексика старожильческого населения территорий Приангарья и Присаянья, к которым относится Тайшетский район и, в частности, село Половино-Черемхово ?

1.3 Гипотеза: сибирские диалекты и говоры не только сохранены, но и обогащают общерусскую лексику и язык произведений писателей -сибиряков, а диалектные словари помогают в изучении истории народа, русской лексики и лексикографии.

1.4 Методы исследования: языковой анализ литературного произведения, аннотирование словаря, выявление потенциальных информаторов, вербальное общение, подробная запись и анализ информации, анализ материалов поисково-краеведческой экспедиции, систематизация и обобщение материала.

1.5 Цель и задачи моей работы: проследить по произведениям писателя-земляка Валентина Григорьевича Распутина особенности диалектной лексики Приангарья и Присаянья; изучить зафиксированные языковые и фольклорно-этнографические явления «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой; провести собственное исследование информации, собранной в экспедиции в село Еловое и у информаторов села Половино-Черемхово; составить словарик диалектных слов села Половино-Черемхово; углубить знания о духовной, материальной и языковой культуре своего народа.»

Порядок работы над литературным обзором 1. Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр). 2. Выделение наиболее важных частей прочитанного. 3. Составление тезисного плана прочитанного. 4. Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник с указанием его выходных данных. 5. Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников. 6. Критическая оценка прочитанного.

Собственно данное исследование включило в себя языковой анализ литературного произведения, аннотирование словаря, выявление потенциальных информаторов, вербальное общение, подробную запись и анализ информации, анализ материалов поисково-краеведческой экспедиции, систематизацию и обобщение материала.

Оформление результатов исследования:

- Сообщение,

- Презентация,

- Доклад,

- Статья,

- Книжка,

- Стенгазета,

- Реферат,

-Буклет,

- Словарик.

Защита результатов исследования представляет собой очень важный этап и к нему необходимо тщательно подготовиться. Защита не должна сводиться к пересказу содержания работы. Особое внимание нужно обращать на речь докладчика. Обычно на всё выступление отводится от 7 до 15 минут. После выступления ученик должен быть готов ответить на вопросы «зрителей».

Высокий уровень исследовательской культуры может быть достигнут в условиях индивидуального подхода, когда предупреждаются не только типичные, но и индивидуальные ошибки и недоработки, выявляются их причины.

Получив навыки поисково-исследовательской работы, научившись самостоятельно осваивать неизведанное, ученики меняют отношение к предмету. Хочется думать, что поисково-исследовательский метод на уроках русского языка способствует реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

  2. Княжицкий, А. И. Самый прагматичный предмет [Текст] / А. И. Княжицкий // Русская словесность. - 2007. - № 7. - С. 2 - 6.

  3. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 116 -120.

  4. Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. - 2007. - № 1. - С. 118 - 143.

  5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144 - 148.



© 2010-2022