- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по литературе (8 класс)
Программа по литературе (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бадамшина Г.Ф. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: 8 «А» КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : 2015-2016 УЧ.ГОД
УЧИТЕЛЬ: БАДАМШИНА Г.Ф.
г. Норильск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :
-
формирование основ теоретико-литературных знаний (постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений);
-
формирование способности выдвигать тезис и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
-
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
-
способствовать развитию читательских качеств - эмоциональной отзывчивости, интеллектуальных способностей, ассоциативного и творческого воображения, развитию аналитического мышления;
-
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативно - диалоговых (работа в парах, в группе, индивидуально, выполнение работ по заданному алгоритму, творческие работы, исследования, защита проектов), интеллектуальных, информационных, организационных;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, обогащение словарного запаса речи;
-
способствовать восприятию и самостоятельной обоснованной оценке прочитанных произведений;
-
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.
Нормативные документы
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень). Сборник нормативных документов М.: ДРОФА, 2010
Федеральный базисный учебный план. Сборник нормативных документов. М.: ДРОФА, 2010
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
По программе - 68 часов
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №17» на изучение русского языка в 8 классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №17» на 2015 - 2016 учебный год продолжительность учебного года в 8 классе составит 34 учебные недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов (на проведение уроков развития речи - 10 + 8 часов на контрольное сочинение)
Годовой план
Четверть
Кол-во часов в четверти
Тема
Кол-во часов на тему
I
18
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Д.И. Фонвизин
И.А. Крылов
К.Ф. Рылеев
А.С. Пушкин
1ч
2ч
2 ч
2ч+1Рр
2ч
1ч
7ч
II
14
А.С. Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Н.В. Гоголь
М.Е. Салтыков-Щедрин
1+1Рр
1ч
3 ч +1Рр
7ч
III
16
М.Е. Салтыков-Щедрин
Н.С. Лесков
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
И.А. Бунин
А.И. Куприн
А.А. Блок
С.А. Есенин.
М.А. Осоргин
1Рр
1+1Рр
1 ч
3 ч
2ч
1ч
1ч+1Рр
2ч
1ч+1Рр
IV
20
И.С. Шмелёв
Урок контроля
Журнал «Сатирикон»
А.Т. Твардовский
А.П. Платонов
Стихи о Вов
В.П. Астафьев
Стихи русских поэтов XX века
Зарубежная литература
Итоги года
1+1Рр
1ч
1ч
3ч
3 ч
1ч
1ч+1Рр
1ч
5 ч
1 ч
Ведущие формы , методы и технологии обучения
Используются на практике психолого-педагогические принципы личностно-ориентированного развивающего обучения. Дидактическая деятельность направлена на развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, на формирование навыков самостоятельной работы на творческом уровне. Практикуется деятельностный подход в обучении, стимулирующий мотивацию учащихся на учение, потребность в творческой переработке полученных знаний.
К числу современных образовательных технологий, применяемых на уроках биологии, можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); диалоговая методика на уроках литературы, методика развития читательского восприятия; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;
В системе используются на уроках литературы здоровьесберегающие технологии. Компексаторно-нейтрализующие здоровьесберегающие технологии (тренажер для сохранения зрения, физкультминутки для опорно-двигательной системы) Использование информационно-обучающих здоровьесберегающих технологий чередуется в зависимости от темы и интенсивности урока.
Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
Доступность - подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность - соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность - соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность - опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность - овладение процессуальными умениями.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм: домашние задания выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера; написание сочинений; создание учебного проекта; участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.
Итоговой формой контроля является тестовая работа в форме ЕГЭ.
Проведение зачётов позволяет не только оценивать знания, но и проводить их диагностирование, а также коррекцию дальнейшей учебной деятельности.
Словарная работа направлена на постепенное освоение учащимися предусмотренных программой этико-философских представлений и историко-культурных сведений.
Учебно-методический комплект по предмету
Программа общеобразовательных учреждений . Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009.
Литература . 8 кл. Учебн. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений с в 2 ч. Авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.) 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008
Содержание рабочей программы
8 класс
(68 ч)
Содержание рабочей программы, соответствует государственному стандарту основного общего образования Российской Федерации
1. Введение. Русская литература и история.
-
знать о тесной связи истории и литературы,
-
видеть отражение в литературе истории русского народа.
2. Устное народное творчество
Народные песни
Исторические песни
Для чтения и бесед
Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».
Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
-
усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
-
видеть отражение в литературе истории русского народа.
3. Житийный жанр в древнерусской литературе
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе. Для чтения и бесед
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
( внеклассное чтение - Из сатирической литературы XVII в "Шемякин суд")
-
видеть отражение в литературе истории русского народа;
-
знать житийный жанр, автобиографическую литературу.
4. Из литературы XVIII века.
4.1. Н. М. Карамзин.
Слово о писателе. Историческая основа повести "Наталья, боярская дочь". События повести и характеры героев. Новаторство повести "Наталья, боярская дочь".
-
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
-
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
-
уметь выделять основной конфликт;
-
знать особенности драматургического произведения;
-
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
5. Из литературы XIX века
5.1. И. А. Крылов
( Внеклассное чтение - И. А. Крылов "Басни" )
-
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
-
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.
5.2. К. Ф. Рылеев
-
образ автора в художественном произведении;
-
уметь выразительно читать произведение наизусть;
-
А. С. Пушкин.
Пушкин прозаик.
Для чтения и изучения
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.
Для чтения и бесед «Метель».
Для самостоятельного чтения
А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
( Внеклассное чтение - А. С.Пушкин «Пиковая дама» )
-
понятие о языке художественных произведений;
-
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.
-
М. Ю. Лермонтов
Певец Родины и свободы.
Для чтения и бесед
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.
Для чтения и изучения
«Мцыри». «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.
Для самостоятельного чтения
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».
-
знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
-
Н. В. Гоголь
-
Сатира в творчестве Гоголя. Для чтения и изучения
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино.
Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения «Женитьба».
Внеклассное чтение «Шинель»
- знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
-
уметь читать произведение по ролям.
-
-
М. Е. Салтыков-Щедрин
-
«История одного города»(фрагмент)для чтения и беседы
-
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
-
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
-
знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
-
знать содержание глав романа "История одного города";
-
уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
-
повторить понятие "аллегория".
-
-
Н. С. Лесков
-
«Старый гений» для чтения и беседы
усвоить понятия "характер и судьба";
-
понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
-
знать содержание произведения.
-
-
Л. Н. Толстой
-
Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения
«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.
Для самостоятельного чтения «Хаджи-Мурат», «За что?», «Люцерн».
Внеклассное чтение - Л.Н. Толстой «Отрочество»
-
уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
-
распознавать антитезу как способ построения произведения;
-
обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
-
уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.
-
-
А. П. Чехов.
-
Слово о писателе. Рассказ «О любви», «Шуточка»
-
понимать особенности творчества писателя;
-
усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".
6. Из литературы 20 века.
6.1. И. А. Бунин
Слово о писателе.
Проблемы любви и счастья в рассказе "Кавказ".
6.2. А. И. Куприн
Слово о писателе
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе "Куст сирени".
-
знать основные вехи жизни и творчества писателей;
-
знать основные мотивы их произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателей.
6.3. А. А. Блок
( Внеклассное чтение - А. А. Блок "На поле Куликовом")
6.4. С. А. Есенин
Слово о поэте. Поэма «Пугачёв»
знать особенности стихотворной речи;
-
уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
-
выразительно читать наизусть.
6.5. И. С. Шмелев
Слово о писателе. «Как я стал писателем»
6.6. Писатели улыбаются
Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи. "Жизнь и воротник". М. М. Зощенко. «История болезни»
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;
- выразительно читать изученные произведения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
-
пересказывать фрагменты произведения.
6.7. А. Т. Твардовский
Поэма "Василий Тёркин".
История создания. Композиция поэмы. Василий Тёркин - олицетворение национального характера.
- осваивать понятия традиции;
-
образ автора в художественном произведении;
-
уметь выразительно читать произведение наизусть;
-
усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
-
усвоить понятие исторической памяти народа;
-
понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно (наизусть ) читать стихотворения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.
7. Из зарубежной литературы
( Внеклассное чтение - Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго")
У.Шекспир
-
уметь выделять основной конфликт;
-
знать особенности драматургического произведения;
-
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Ж.-Б. Мольер
уметь выделять основной конфликт;
-
знать особенности драматургического произведения;
-
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Произведения для заучивания наизусть.
-
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
-
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
-
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
-
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
-
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
-
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
-
О Родине и родной природе (2 - 3 стихотворения на выбор).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень литературы и средств обучения
Для учителя
1. Программа общеобразовательных учреждений . Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией \
В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.11-е издание, переработанное и дополненное.
Москва «Просвещение», 2009.
2. Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 8 класс.- М., 2008г.
3. Турьянская М.В. Уроки литературы в 8 классе. - М., 2013.
4. Коровина Методические указания к учебнику литературы 8 класса. - М., 2013.
5. И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. М.: ВАКО, 2014.
6. "Читаем, думаем, спорим". М.: Просвещение, 2013
7. Журнал Литература в школе.
8. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
9. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2012.
Для учащихся
1. Литература: справочные материалы для школьника. - М.,2012.
2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2012.
3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 2013
4. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 8 класс. - М., 2013
6. М. Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. (М., 2011).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературы
класс 8 «А»
учитель: БАДАМШИНА Г.Ф..
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68
на перВОЕ полугодие на ВТОРОЕ полугодие
всего 32 часа всего 36 часов
в неделю 2 часа в неделю 2 часа
НА I ПОЛУГОДИЕ: НА II ПОЛУГОДИЕ:
СОЧИНЕНИЙ - 4 СОЧИНЕНИЙ - 5
ТЕСТОВ - 1 ТЕСТОВ - 1
НАИЗУСТЬ - 6 НАИЗУСТЬ - 6
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 4 РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 5
зачетный урок - 1
№
Система уроков
Почасовое распр-е
Дата
Содержание, основные виды деятельности учителя и учащихся
Формирование речевой компетенции учащихся
Наизусть
Оборудование
Раздел, тема
План
Факт
1
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
1
Беседа, знакомство с учебником - хрестоматии, чтение и обзорный анализ эпиграфов, разделов.
Тест на выявление уровня литературного развития учащихся
Образность вымысел воображение творчество сотворчество сопереживание
Выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в 8 классе.
Тест
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)
2
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Исторические и лирические песни. Частушка как малый песенный жанр
1
Рассказ учителя, беседа, аналитическая работа по учебнику с использованием цитирования, исполнения песен, их устное рецензирование, работа со словарем
Исторические и лирические песни
образ - символ
социальные эпитеты
Историческая песня
Мультимедиа, словарь литературоведческих терминов
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
1
Рассказ учителя, сообщение учащихся, выразительное чтение, составление тематического словаря частушки, анализ поэтики частушек
Частушка
Сборник частушек Поволжья
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
4
Житейная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и формы воинской повести и жития
1
Индивидуальная работа по карточкам, рассказ учителя, выразительное чтение, участие в коллективном диалоге, подбор цитатных примеров, беседа. Историческая справка: воинский поход в Сибирь под руководством Ермака. Восстание под руководством Степана Разина
Предания
Мультимедиа
5
ВН./ ЧТ.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
1
Беседа, выразительное чтение, словарная работа, анализ содержания
Убогий
истец, бить челом челобитная сатира сатирическая
повесть
Иллюстрации из учебника
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч)
6
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Система образов в комедии «Недоросль».
Понятие о классицизме
1
Рассказ учителя, словарная работа, беседа, доклады учащихся
(I группа)
Классицизм
сатира
Мультимедиа
7
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении
1
Аналитическая беседа с чтением отдельных фрагментов комедии, коллективный диалог
Р/Р Составление речевых характеристик героев
Классицизм в драматическом произведении
Портрет Фонвизина Д.И.
8
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1
Урок развития речи
Иллюстрации учащихся
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (33ч)
9
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа. Мораль басен
1
Беседа, инсценирование басни подготовленными учащимися, анализ содержания басен, подбор тематических цитат, викторина по басням Крылова
Р/ Р Составление цитатного плана басни
(I группа)
Аллегория, басня, иносказание, эзопов язык
мораль
1 басня наизусть
10
ВН./ ЧТ. И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа
1
Беседа
11
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума "Смерть Ермака" и ее связь с историей.
Образ Ермака Тимофеевича
1
Сообщения учащихся, словарная работа, художественный пересказ, чтение, сопоставительный анализ думы и народного предания «О покорении Сибири Ермаком»
( I группа)
Дума
Портрет Рылеева К.Ф. словарь литературовед-ческих терминов, картина Б. Дехтерева «Покорение Сибири»
12
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихи «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября», их основные темы и мотивы
1
Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа. Историческая справка: историко- биографический комментарий (две встречи с А.П.Керн)
Тема
мотив
1 стихотво-рение на выбор
Мультимедиа
13
А. С. Пушкин, его отношение к истории и исторической теме в литературе
1
Рассказ учителя, сообщения учащихся, аналитическая беседа. Историческая справ.: XVII в. - Екатерининская эпоха. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Быт дворянской усадьбы XVIII века
Портрет А.С Пушкина, Е. Пугачева
14
А. С. Пушкин . «История Пугачева» (отрывки)
1
Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщения учащихся
Повесть, роман семейные записи хроника
прототип, прообраз мятеж, восстание
15
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история создания романа.
Герои и их исторические прототипы
1
Рассказ учителя. Беседа
16
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности .Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
1
Аналитическая беседа, словарная работа по толковому словарю, сжатый пересказ содержания глав, коллективный диалог
Р/Р Обучение устному рассказу
Мемуары
жанр
сюжет
ирония
долг, честь достоинство
Толковый словарь, альбом - выставка «А.С. Пушкин»
17
Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.
1
Беседа
18
Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
1
Сжатый пересказ, аналитическая беседа, составление сравнительной таблицы, чтение эпизодов, анализ ключевых эпизодов
Пейзаж
эпитет
милосердие
кодекс дворянской чести
Иллюстрации С. Герасимова к роману "Капитанская дочка", А. Н. Бенуа "Встреча с Пугачевым"
19
Гуманизм и историзм в романе.
Историческая правда и художественный вымысел.
Особенности композиции. Фольклорные мотивы
Р/Р Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Урок развития речи
Благородство великодушие
безразличие
Наизусть отрывок
Иллюстрации в учебнике
20
А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция
1
Рассказ учителя, словарная работа, комментированное чтение отрывка, подробный пересказ, беседа по содержанию текста
Отрывок из фильма «Пиковая дама»
21
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1
Урок контроля
Эссе
22
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе, его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве
1
Рассказ учителя, литературная композиция, составление тезисного плана по статье из учебника, анализ лирического стихотворения
Мультимедиа, иллюстрации М. Ю. Лермонтова «Кавказские пейзажи», романсы на стихи поэта «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»
23
М.Ю.Лермонтов. "Мцыри". Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
1
Лекция учителя о романтизме как литературном направлении. Историческая справка: Судьба двух государств после присоединения в 1801 году к России Грузии, аналитическая работа по средствам выразительности речи
Р/Р Составление цитатного плана поэмы
Поэма
тема
мятеж
идея сюжет
композиция
М. Ю. Лермонтова «Кавказские пейзажи» альбом - выставка
24
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы
1
Работа над образом, работа с текстом, наблюдение над изобразительно - выразительными средствами, дискуссия
Р/Р Письменный анализ эпизода (1 группа), составление цитатного плана характеристика.
Тест
Образ в литературе романтизм романтический герой антагонизм
исповедь пассивный патетика пафос
Отрывок из поэмы "Мцыри"
Иллюстрации в учебнике, тесты
25
Р/Р Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
1
Тема, идея, план. Работа над словом.
Составление плана сочинения, формулировка темы. Слушание с последующим анализом 2-3 проспектов сочинении на каждую тему
Тема, идея сочинения
тезис
цитата
26
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении
1
Слово учителя. Чтение и анализ статьи учебника, сообщение учащихся
Мультимедиа
27
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки
1
Слово учителя, викторина, сообщение, работа с афишей пьесы, монологические высказывания учащихся, чтение по ролям
Драматическое произведение
комедия
афиша
акты (действия)
явления (сцены)
монологи
реплики
ремарки
Альбом - выставка «Н.В. Гоголя»
28
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор"
1
Слово учителя, выразительно чтение по ролям, аналитическая работа с текстом, групповая работа, анализ образов чиновников, коллективный диалог
Экспозиции
завязка
развитие действия кульминация
развязка
инкогнито
произвол
казнокрадство
мошенничество
Иллюстрации в учебнике
29
Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление
1
Чтение, аналитическая беседа, анализ ключевых эпизодов, дискуссия
Хлестаковщина
Монолог одного из героев на выбор
30
Финал комедии, его идейно - композиционное значение.
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Ревизор»
1
Беседа, сообщение.
Работа над словом.
Составление плана сочинения, формулировка темы. Слушание с последующим анализом 2-3 сочинений на каждую тему
31
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества
1
Рассказ учителя, беседа по содержанию текста, анализ ключевого эпизода, коллективный диалог
Образ «маленького человека» в литературе
Мультимедиа
32
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в художественном произведении
1
Практикум
Роль фантастики в художественном произведении
Иллюстрации к повести
33
М.Е. Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки
1
Рассказ учителя, словарная работа, комментированное чтение отрывка, подробный пересказ, беседа по содержанию текста
Гипербола
гротеск
эзопов язык литературная пародия
Портрет М.Е. Салтыкова Щедрина, словарь литературоведческих терминов
34
Р/Р Обучению анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
1
Урок развития речи
35
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова -Щедрина
1
Урок контроля
36
Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество
1
Рассказ учителя, индивидуальное сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение, беседа по содержанию текста, составление плана сообщения, подбор цитатных примеров
Художественная деталь
рассказ
Альбом - выставка
« Н. С. Лесков»
37
Л.Н.Толстой: страницы биографии. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа
1
Чтение, составление плана статьи из учебника, словарная работа, аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов
Мировоззрение
проблемы бытия
Мультимедиа, словарь литературовед-ческих терминов
38
Художественные особенности рассказа «После бала». Роль антитезы в композиции произведений. Психологизм рассказа
1
Наблюдение над изобразительными средствами, групповая работа, подробный пересказ, анализ ключевых эпизодов, дискуссия, составление таблицы
Антитеза
композиция
художественная деталь
Отрывок по выбору
Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации в учебнике, словарь литературоведческих терминов
39
ВН./ ЧТ.
Нравственные проблемы повести Л.Т. Толстого «Отрочество»
1
Аналитическая беседа с комментированным чтением отдельных эпизодов, дискуссия
Отрочество
Портрет Л.Н.Толстого
40
ВН./ ЧТ. Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков - певцы родной природы
1
1. Утро, изменившее жизнь.
2. Полковник на балу и после бала
Тезисный план сочинения
41
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
Сообщение учащихся
(II группа), аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов, поисковая работа, коллективный диалог
Психологизм художественной литературы
Мультимедиа
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (15ч)
42
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ» - рассказ о любви из цикла «Темные аллеи». Мастерство Бунина-прозаика
1
Аналитическая беседа с комментированным чтением отдельных эпизодов, дискуссия
Психологизм прозы
Портрет
И.А. Бунина
43
А.И.Куприн: страницы биографии. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"
1
Беседа, составление цитатного плана характеристики героев
Сюжет
фабула
Портрет
А.И.Куприна
44
Р/Р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова , Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
1
45
А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл
1
Рассказ учителя, индивидуальное сообщение, беседа, словарная работа, аналитическое чтение, обучение выразительному чтению
Поэт - символист
символизм
Презентация учащегося
46
С. А. Есенин. Слово о поэте.
«Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме
1
1
Рассказ учителя, сообщения, комментированное чтение фрагментов поэмы.
Р/Р Защита творческих работ: сопоставление образа предводителя восстания в фольклоре, в произведениях Пушкина, Есенина
Драматическая поэма
Мультимедиа
47
Р/Р Урок-конференция . Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина.
1
48
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
1
Рассказ учителя, художественный пересказ текста, анализ эпизода, сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Мемуары
воспоминание
дневники
Портрет
И.С.Шмелёва
49
ВН./ ЧТ.
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни"
1
Аналитическое чтение, беседа, выборочный пересказ, конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое
Юмор
сатира
гипербола
гротеск
публицистика
раешный стих
поэма
лубок
Мультимедиа
50
М.А.Осоргин . Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
1
51
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Правда о войне в поэме Твардовского. Тема честного служения Родине
1
Лекция, беседа, коллективная работа по статье из учебника, составление тезисного плана, индивидуальные сообщения учащихся
(I группа)
Героика
юмор
лиро-эпический жанр
лирические отступления монологи
фольклоризм
Мультимедиа
52
Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа. Автор и его герой в поэме "Василий Теркин"
1
Урок-размышление о главном герое поэмы, обучение устному рассказу, доклады учащихся (II группа)
Хорей
ударник (акцентный стих)
антитеза
контраст
Отрывок из поэмы
53
Композиция и язык поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство поэта
1
Рассказ учителя, индивидуальное сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение, беседа по содержанию текста, составление плана сообщения, подбор цитатных примеров
Портрет А.Т.Твардовского
54
ВН./ ЧТ.
А. П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа
1
Сообщение, викторина по произведениям, сообщение учащегося, комментированное чтение, ключевые образы рассказа
55
Р/Р
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова,
Л. Ошанина
1
Урок-концерт
1 стихотво-рение на выбор
Мультимедиа
Записи песен
56
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени
1
Поисковая работа по учебнику, аналитическая беседа, комментированное чтение, коллективный диалог, составление сообщения о герое - повествователе
Герой-повествователь
катарсис
ассоциации
Презентация учащихся
(II группа)
57
Р/Р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» произведение по выбору учащегося)
1
Урок развития речи
58
ВН./ ЧТ.
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов
1
Сообщения, выразительное чтение, сравнительный анализ образа Родины, конкурс на лучшее исполнение стихотворения, устное рецензирование выразительного чтения
1 стихотво-рение на выбор
Мультимедиа
59
ВН./ ЧТ.
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов: З. Гиппиус, Н. Оцуп, И. Бунин
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение, анализ стихов: Н. Оцуп. «Мне трудно без России…»; З.Гиппиус. «Знайте!», _ «Так и есть»; Дон - Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…»
Оксюморон
инверсия
антитеза
1 стихотво-рение на выбор
Портреты поэтов
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч)
60
У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира
1
Индивидуальное сообщение, чтение фрагментов трагедии с элементами беседы, словарная работа, работа в группах, коллективный диалог
Конфликт как основа сюжета драматического произведения
Презентация учащихся (I группа)
61
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы
1
Выразительное чтение, письменный анализ сонетов (I группа), конкурс на лучшее исполнение сонета, сопоставление переводов сонетов
Сонет как форма лирической поэзии
1 сонет на выбор
62
63
Ж.Б.Мольер. Слово о драматурге.
«Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство
2
Аналитическая беседа с чтением и анализом ключевых эпизодов, инсценирование подготовленными учащимися
Классицизм
сатира
Потрет Ж.Б.Мольера
64
ВН./ ЧТ.
Дж. Свифт. Слово о писателе «Путешествия Гулливера» как сатира на государственные устройства общества
1
Сообщение учащихся
(II группа), аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов, поисковая работа, коллективный диалог
Мультимедиа
65
ВН./ ЧТ.
В.Скотт - основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события
1
Сообщения учащихся, аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов
Исторический роман
Портрет
В.Скотта
УРОКИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 3ч)
66
67
Путешествие по стране Литературия.
Поэтический час «Моё любимое стихотворение»
2
Литературный праздник.
Беседа, устный рассказ о произведении или герое.
Конкурсное прочтение стихотворений на выбор
Выставка творческих работ учащихся,
Контрольные тесты
68
Урок-зачёт.
Итоги года и задание на лето
1
Тестирование, выявление уровня литературного развития учащегося 8 класса. Список рекомендательной литературы для прочтения летом