Технологическая карта урока 5 класс Буквы А-О в корнях - раст-, -рос-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организационная информация:

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Буквы А-О в корне -раст- - -рос-

Образовательная программа по предмету (автор)

УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Урумашвили Евгения Валерьевна, учитель русского языка

Образовательное учреждение

Школа-интернат № 10 ОАО «РЖД»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Республика/край

Город/поселение

г. Нижний Тагил

Описание урока:

Тип урока

Урок открытия нового знания

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

- Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

- Формировать навык правописания корней с чередованием

Задачи урока

Обучающие:

- познакомить с новым опознавательным признаком - наличием согласных СТ, Щ и С перед чередующимися гласными, с правописанием А-О в корнях -раст_, -ращ-, -рос-;

- научить правильно обозначать орфограмму;

- расширить словарный запас учащихся.

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать

- правило написания букв А-О в корне -раст- - -рос-;

- слова-исключения;

- правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

  • Уметь

- правильно писать слова с изученной орфограммой;

- графически обозначать условия выбора правильных написаний;

- пользоваться орфографическим словарем.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменно речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез), овладение основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности и сформированные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

УУД

  • Личностные УУД:

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- Сформированность ответственного отношения к учению.

- Знание основных норм морали.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку

  • Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • Коммуникативные УУД:

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Познавательные УУД:

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

- Смысловое чтение.

- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.


  1. Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя (приветствие, вопросы о настроении, озвучивание даты).

Эмоциональная, познавательная и психологическая подготовка к уроку.

Слушают учителя.

Размещают учебные материалы на столе.

Демонстрируют готовность к уроку.

Записывают дату в тетрадь.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Взаимодействуют с учителем.

Отвечают на вопросы.

Умение выделять главную информацию, формулировать ответы на вопросы.

Слушание учителя.

Оценивание собственного настроения.

Заполнение листков контроля настроения.

2 этап урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Сегодня мы продолжим знакомство с главной морфемой слова - корнем.

Какие орфограммы корня нам известны? (Корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной, корни с чередующейся гласной).

Игра «Третий лишний» (слайд).

1 ряд. Прилагать, помирить, ловить.

2 ряд. Положить, усложнить, изложение.

3 ряд. Вырастать, излагать, потрясти.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей между старыми и новыми знания и применение их в новых ситуациях.

Структурирование знаний.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками.

Умение слушать учителя, одноклассника.

Осуществляют взаимоконтроль, проверяют работы друг друга, сверяют написанное с образцом.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

3 этап урока. Выявление места и причины затруднения

Давайте объясним, почему в первом ряду лишним будет слово «прилагать»?

(Это слово с чередующейся гласной, два остальных - с проверяемой).

Почему во втором ряду лишнее слово «усложнить»?

(Это единственное слово с проверяемой гласной).

А как мы объясним, что в третьем ряду лишнее слово «потрясти»?

(Правильно, это слово с проверяемой гласной в корне, значит, в остальных гласную нельзя проверить ударением, и в слове «вырастать» так же, как и в «излагать», мы имеем дело с чередованием гласных).

Слушают объяснения учителя, применяют полученные ранее знания.




Поиск и выделение необходимой информации

Взаимодействуют с учителем и друг другом.

Умение слушать.

Умение формулировать собственные ответы на вопросы.

Группирование слов по общему признаку

Развитие внимательности.

Физкультминутка

Давайте немного отдохнем и подготовимся к новому этапу нашего путешествия по корням с чередующимися гласными.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполнение заданий.

Умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Взаимодейству-ют с учителем.

Владение устной речью.

Учатся принимать свои ошибки, стремятся к их исправлению.

Коррекция.

4 этап урока. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Ребята, сегодня мы продолжаем работать над правописанием корней с чередующимися А-О. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

Формулирование цели учебной деятельности вместе в учащимися, организация и сопровождение деятельности учащихся.

Формулируют цели учебной деятельности.

Структурирование знаний.

Слушание учителя и друг друга.

Умение выделять главную и второстепенную информацию, слушать друг друга.

Определение последовательно-сти промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательно-сти действий.

Планирование.

Ребята, на доске вы видите слова, давайте проанализируем их написание и попробуем определить закономерность: в каком случае пишется А, а в каком О.

Слайд со словами: выращивать, вырос, растение, подрастать, подросли, выращенный.

Давайте сформулируем правило. С какими гласными в этом корне «дружит» А, а с какими О?

(беседа по вопросам, формулирование правила, запись его в тетрадь).

Составляют алгоритм действий.

Структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Взаимодейству-ют с учителем.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Выполняют самопроверку, анализируют свой уровень владения правилом.

Контроль, прогнозирование.

Ребята, мы с вами знаем, что во многих правилах русского языка существуют исключения. Что такое исключение? (Правильно, это написания, не подчиняющиеся общему правилу, противоречащие ему. В каком словаре мы можем проверить написание подобных слов? Как правильно пользоваться орфографическим словарем?).

В этом правиле тоже есть исключения. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите стихотворение, которое поможет вам запомнить исключения из этого правила.

На слайде:

Ростовщик в Ростове жил,

Звали Ростиславом,

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

В это стихотворение «не попало» еще одно слово-исключение. Давайте найдем его. Посмотрите, пожалуйста, в учебнике и напишите это слово на карточке. Какое слово вы написали (поднимают карточки).

Выполняют задание.

Структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей.

Взаимодейству-ют с учителем.

Умение слушать, пополняют словарный запас.

Анализируют свой уровень владения правилом.

Прогнозирование

5 этап урока. Реализация построенного проекта

На слайде:

Р…сла, р…стет, выр…сла, выр…стет, подр…сла, подр…стет, р…стение, р…сточек, выр…с, выр…стишь, разр…стаются, разр…сся, выр…щу, взр..щенные, водор…сли, отр..сль, выр…стили.

Задание: ребята, сидящие на 1 варианте, должны выписать слова с А, на втором - с О. Все орфограммы нужно выделить: обозначить корень слова, подчеркнуть одной чертой саму гласную, а двумя - те буквы, от которых зависит ее выбор.

Первый вариант, напишите, пожалуйста, на карточке, сколько у вас получилось слов? Второй вариант, а у вас сколько? Прочитайте слова, которые вы выписали.

Ученики самостоятельно выполняют упражнение

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Взаимодействуют с учителем.

Умение слушать.

Оценивают выполнение задания.

Развитие внимательности, умение контролировать собственную деятельность.

6 этап урока. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте теперь вы сами будете в роли учителя. Представьте себе, что один не очень старательный ученик не понял данное правило и, выполняя упражнение, написал вот что (на слайде):

Нарастание, произростать, росли, выросший, порасль, вырощенный, заросли, вырастить, разрастаться, выростить.

Посчитайте, пожалуйста, сколько ошибок он совершил (цифра на карточке). Выпишите эти слова в тетрадь, исправив ошибку. Давайте еще раз проговорим данное правило для этого не очень старательного ученика.

Выполняют задание, применяют полученные знания.

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Взаимодействуют с учителем.

Умение слушать.

Оценивают выполнение задания.

Развитие внимательности.

Контроль.

7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте выполним небольшую самостоятельную работу.

На слайде:

Найдите лишнее слово в каждом ряду:

1. Растительный, растивший, растущий, растраченный.

2. Наращение, обращение, приращение, сращение.

3. Взрастить, подрасти, зарасти, пристраститься.

4. Заросль, поросль, коростель, недоросль.

(Умение отграничивать слова с данной орфограммой от других похожих случаев).

Выполняют задание, применяют полученные знания.

Закрепление знаний, структурирование знаний.



Взаимодействуют с учителем.

Умение слушать.

Самостоятельно сверяют свои ответы с эталоном (на слайде).

Самоконтроль.

8 этап урока. Включение в систему знаний повторение.

Ребята, давайте теперь мы поработаем парами.

На доске вы видите предложения.

Ваша задача - составить текст «Мы посадили горох», используя данные ниже предложения. Пропущенные буквы необходимо вставить.

Слайд:

Горошина начала р…сти.

Появился небольшой р…сточек.

Выр…сли листочки.

Горошек подра…стал.

Стали р…сти стручки.

Дор…сли до куста.

Берегли р…стение.

Перер…сли другие кустики.

Выр…щенный с любовью горошек.

Выполняют задание, применяют полученные знания.

Закрепление знаний, структурирование знаний.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Умение слушать, работать в паре.

Развитие речи.


Оценивают выполнение задания.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

9 этап урока. Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащихся и оценка за урок учителя. Рефлексия.

Продолжите фразы (на слайде):

На уроке я узнал, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

Сегодня урок для меня был полезен, потому что…

Оценивают свою работу на уроке, записывают домашнее задание.

Домашнее задание.

1 уровень: §85, упр. 456.

2 уровень: §85, составить небольшой рассказ (5-6 предложений), в котором бы встречались слова с изученной орфограммой.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оценка уровня усвоения нового знания.

Взаимодействуют с учителем, обсуждают работу на уроке. Задают вопросы по домашнему заданию.

Умение слушать, видеть и принимать свои ошибки.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оценка, саморегуляция.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Урок будет содействовать реализации новых ФГОС по следующим причинам:

1. Реализован системно-деятельностный подход к организации урока.

2. Учитель продумал работу по мотивации учащихся к деятельности.

3. Ученики самостоятельно поставили цель урока, выявили его задачи.

4. На уроке была создана проблемная ситуация, учащиеся самостоятельно учились добывать знания, структурировать их и применять на практике.

5. В конце урока были проведены рефлексия и самооценка.

Ресурсы, оборудование и материалы

Интерактивная доска (проектор), компьютер, презентация, карточки для индивидуальных ответов.

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учрежденйи. В 2 ч. Ч. 2. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012.

Цветкова Г. В. Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. - Волгоград: Учитель, 2014.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

festival.1september.ru/

kopilkaurokov.ru/

Дидактическое обеспечение урока

нет

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающая и технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии; технология уровневой дифференциации (в ДЗ).

Формы работы: индивидуальная, парная.

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация, эвристическая беседа, обучающая игра.

Приёмы: распределительный диктант, творческий диктант, «Найди и исправь ошибку», «Найди лишнее».

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

нет



© 2010-2022