Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Что ты клонишь над водами…». «Фонтан». Эмоциональное богатство русской поэзии»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя общеобразовательная школа»








Конспект

урока литературы в 9 классе

«Ф. И. Тютчев. Стихотворения

«Что ты клонишь над водами…». «Фонтан». Эмоциональное богатство русской поэзии»





Подготовила и провела

Подвигина И. А.,

учитель русского языка и

литературы






2015

Запись на доске:

Федор Иванович Тютчев

(23 ноября 1803 - 15 июля 1873)

Русский поэт, публицист, дипломат

«Что ты клонишь над водами». «Фонтан»

Эмоциональное богатство русской поэзии»



Цель урока:

1.Познавательная:

- Учащиеся продолжают знакомство с произведениями Ф.И.Тютчева.

- Продолжить работу по обучению школьников выразительному чтению.

2.Развивающая.

- Развивают понятие о философской лирике, представления о видах (жанрах) лирических произведений.

- Романтический характер лирики Тютчева. Образ автора в поэзии Тютчева.

- Отрабатывают понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа;

- Закрепляют изобразительно - выразительные средства языка.

- Развивают культуру речи учащихся, логическое мышление, умение делать выводы.

3.Воспитывающая:

- Воспитывать любовь к чтению и литературе, развивать интерес к поэзии.

- Воспитывать любовь к природе, заботливое, бережное отношение к ней.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

Методы работы: диалоговый, самостоятельная работа, частично - поисковый.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок - практикум

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока

- Мы продолжаем приобщаться к искусству слова, богатству русской литературы. На данном уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта XIX века Ф. И. Тютчева, познакомимся с его стихотворениями «Что ты клонишь над водами…», «Фонтан» - образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Закрепим с понятие «философская лирика», закрепим знания о видах (жанрах) лирических произведений. Будем отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа; закрепим знания об изобразительно - выразительных средствах языка, будем находить их в стихотворениях Ф.И. Тютчева и выявлять их роль в произведении. А также в ходе урока мы будем развивать культуру речи, логическое мышление, умение делать выводы.

.

  1. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе. Сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта XIX века Ф.И. Тютчева, в его стихотворениях «Что ты клонишь над водами...», «Фонтан». Будем применять на практике ваши знания по теории литературы, анализировать лирические произведения, отрабатывать навыки написания эссе.

2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве. (Сообщение заранее подготовленных учащихся. (Один рассказывает о биографии поэта, другой об основных этапах творчества) «Ты сделал замечательное сообщение! Тебя было очень интересно слушать».

3) Особенности поэзии Тютчева. (Сообщение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях.)

- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.

- При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.

- С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.

Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.

В стихах Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».

Природа живет у него цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)

Поэзия Тютчева - это поэзия мысли.

4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами», 1836 год.

а) Чтение стихотворения учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.Вопрос классу перед чтением:«Каким вы увидели автора этого стихотворения? Что узнали о нём?

б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какова его тема? (родная природа)

- Какова его идея? (единство человека и природы)

- Каким вы увидели автора этого стихотворения? Что узнали о нём?

- Какие выразительно - изобразительные средства использует автор и для чего?

Эпитеты: дрожащими (листами)

жадными (устами)

беглую (струю)

Сравнения: Словно жадными устами

Олицетворение: листок томится и трепещет,

струя бежит и блещет

солнце нежась, блещет и смеётся

Метафора: ива ловит

в) Докажите, что это стихотворение.

- Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.

- Стихотворный ритм - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

- Рифма: водами

листами

устами

2;5 свою - струю - (неточные)

1;3;4 трепещет - плещет - блещет - (точные)

- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?

- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа - это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)

- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная).

Г) Поэтический синтаксис.

- Какие предложения по цели высказывания использует автор? Для чего?

- С какой целью использует однородные члены предложения, обращение?

Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5) Работа над стихотворением «Фонтан», 1836 год.

а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134). Вопрос перед чтением

- Что объединяет это стихотворение с предыдущим?

б) Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение? Почему?

- Какова его тема?

- Какова его идея?

- Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?

- Какие изобразительно - выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?

- Что скажете о поэтическом синтаксисе?

- Что объединяет это стихотворение с предыдущим

в) Давайте сравним эти стихотворения.

- Что в них общего, чем различаются?

Г) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

6. Написать сочинение - эссе «Какие мысли и чувства вызывают стихотворения Ф.И. Тютчева». (Напоминаю о правильной посадке учащихся во время творческой работы)

А) Самостоятельная работа учащихся на 5-7 минут. (Зарядка для глаз)

Б) Чтение эссе учащимися. Обсуждение работ учащихся. Отметка и комментарии

4. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которое анализировали на уроке.

5. Итог урока.

- Как вы понимаете «философская лирика»?

- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?

Выставление отметок в дневники учащихся

© 2010-2022