Урок русского языка в 7 классе по теме Деепричастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Деепричастие»

Автор: Лаптиева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 7

Предмет: русский язык


  • Краткое описание идеи занятия: Данный урок русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОС ОО, на уроке используется технология составления интеллект-карт.. Применение интеллект-карт помогает развитию творческого воображения, обучает способам работы с информацией (нахождение, обработка, использование), развивает коммуникативные навыки.

  • Цели урока:

- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме «Деепричастие», составление интеллект-карты по теме;

- развитие речи, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.

Задачи урока:

  • восстановить в памяти учащихся, углубить и систематизировать знание грамматических понятий, изученных в теме «Деепричастие», выявить слабые места в знании учебной темы;

  • обеспечить условия усвоения основных грамматических признаков деепричастия и их правописания и употребления в речи;

  • самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

  • развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность;

  • развивать умение давать самооценку своей деятельности;

  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

  • Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  • формулировать суть грамматических понятий, изученных в теме «Деепричастие»;

  • соотносить признаки деепричастия

  • определять грамматические признаки деепричастия

  • правильно писать деепричастия

  • правильно употреблять деепричастия и деепричастные обороты

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать со справочной литературой;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • стремиться к совершенствованию собственной речи;


  • испытывать потребность в самовыражении через слово;


  • развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

Основные понятия: интеллект-карта, морфология, самостоятельные и служебные части речи, деепричастие, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль и др.


Ресурсное обеспечение урока: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС, 2014 г., мультимедийный проектор, компьютер, словари.



План урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Мотивация

Мотивировать

учащихся

к определению

темы урока

Оргмомент.

- Здравствуйте! По нашей доброй традиции урок начинаем улыбкой. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Успеха на уроке!

Стадия «ВЫЗОВА»

(пробуждение интереса к изучаемой теме) (Звучит песня «Вместе весело шагать…») Под музыку в класс входят два пятиклассника, проходят до окна и возвращаются к двери. Один из них при этом улыбается, а второй кивает головой.

-Что произошло? Что сделали мальчики?

-Что сделал каждый из них? Выразит свою мысль двумя способами.


-Какой из способов выражения мысли вы считаете более точным? Почему?

-Какая часть речи помогла выразить мысль более точно?

-Давайте запишем тему сегодняшнего урока - «Деепричастие».

Настрой на позитивное начало урока.


Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос, составляют предложения (Слайд 1).

-Мальчики прошли.

-Первый мальчик прошел, улыбаясь.

-Первый мальчик шел и улыбался.

-Второй мальчик прошел, кивая головой.

-Второй мальчик шел и кивал головой.

- Первый, потому что в этих предложениях видно, какое действие является основным, а какое добавочным.

-Деепричастие, потому что оно обозначает добавочное действие.

Записывают тему «Деепричастие»

3 мин.

Постановка проблемы. Определе

ние целей и задач урока.

Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

Задает вопросы классу:

-Новая ли это для вас тема?

-Целесообразно ли изучать каждый параграф на отдельном уроке?

-Все ли о деепричастии вы помните хорошо?

-Какая же задача стоит перед нами?

Какой метод поможет нам обобщить и систематизировать все знания о деепричастии, а заодно и увидеть то, над чем нужно еще поработать?

Итак, сегодня на уроке мы займемся составлением интеллект-карты по теме «Деепричастие».


Отвечают на вопросы.


1 мин.

Актуализация знаний.

Актуализировать знания по теме, подготовить учащихся к работе над интеллект-картой.

Дает индивидуальные задания ученикам:

1. Подготовить этимологическую справку о происхождении слова «деепричастие».

2. Найти в Интернете высказывания ученых-лингвистов о деепричастии.

Проводит фронтальный опрос по вопросам:

-Что обозначает деепричастие?

-Почему некоторые ученые не выделяют деепричастие как самостоятельную часть речи, а считают его особой формой глагола?

Признаки еще какой части речи есть у деепричастия?

Два ученика выполняют индивидуальные задания, готовят слайды.


Остальные участвуют во фронтальной беседе, отвечают на вопросы. На магнитной доске прикрепляют плашки с названиями признаков глагола и наречия.

Показывают подготовленные слайды.

3 мин.

Физкультминутка.

Дает задание придумать, используя деепричастия, 3 упражнения и выполнить их.

Придумывают упражнения и выполняют их.

2 мин.

Составление интеллект-карты







Актуализа

ция

субъектного

опыта

учащихся

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Деепричастие» графически.









Ставит задачу -составить интеллект-карту, напоминает основные правила составления интеллект-карт, отвечает на возникающие в ходе работы вопросы, помогает учащимся, направляет и корректирует работу.







Дает тест по теме «Деепричастие» с самопроверкой.

1 этап:

  • Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой

  • Построение каждым участником собственной интеллект-карты

2 этап:

  • Обсуждение интеллект-карты в малых группах

  • Составление групповой интеллект-карты

  • Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт

  • Составление коллективной интеллект-карты

  • Коллективный анализ интеллект-карты (Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте)

  • Коррекция индивидуальных интеллект-карт

Ученики выполняют тест, используя интеллект-карту и проверяют его.

7 мин.




8 мин



5мин.

2 мин.


2 мин.

10 мин.

Подведение

итогов урока.

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

-Возвращаемся к задачам нашего урока

Все ли задачи выполнены?

Прикрепите, пожалуйста, стикеры к основным блокам ваших ителлект-карт:

зеленый - понял, знаю хорошо, умею применять;

желтый - понял, в основном знаю, применить трудно;

красный - необходимо разобраться, нужна помощь.

Оценивает работу учащихся

Отвечают на вопросы, анализируют уровень своих знаний, определяют цели для дальнейшей работы.

3 мин.

Домашнее

задание

Содействовать

развитию умения

анализировать

свою

деятельность

через

разноуровневое

домашнее

задание

Провести корректировку индивидуальных интеллект-карт, написать сочинение на лингвистическую тему «Можно ли считать деепричастие самостоятельной частью речи» или упр.

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание.

2 мин.


© 2010-2022