Сценарий занятия литературного кружка Души прекрасные порывы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок «Души прекрасные порывы»

Занятие № 1

Дата 02. 09

Тема занятия: « Литературный калейдоскоп»

Тип занятия: урок общеметодологической направленности.

Содержательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия и воспитывать любовь к предмету.

Деятельностная цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать исследовательские навыки

Формирование УУД:

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родной язык», «слово». Обогащение знаний,развитие речи, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «текст», «диалог», «дискуссия», «литературный герой», «иллюстрация».

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

- Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов.)

2.Целеполагание и мотивация.

- Наше занятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:

Ах, как много в жизни

Мы читаем разных книг,

Что значит - уметь прочитать?

Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, на уроках литературы знакомитесь с разными книгами. Я приглашаю всех вас принять участие в занятии «Литературный калейдоскоп».

- Как вы понимаете слова «литературный калейдоскоп»?

- Так о же чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?

-Сейчас мы и узнаем, насколько вы внимательные и вдумчивые читатели.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах)

1)Виртуальная экскурсия

Благодарные потомки помнят о литературных героях, устанавливая им памятники. В словаре Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь».

Ставить памятники литературным героям - традиция, насчитывающая не одно десятилетие. В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости. В нашей стране найдутся памятники не только персонажам отечественной классики, но и героям зарубежной литературы. Главное - не на какой земле родился герой, а где его полюбили всей душой. У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба.

Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию, а помогут нам в этом наши экскурсоводы.

Просмотр презентации, выступление экскурсоводов.

Наша группа экскурсоводов изучила многие памятники литературным героям. И сегодня хотим поделиться с Вами нашими находками. Вы должны назвать произведения,в котором присутствуют эти литературные герои. Стихотворные или прозаические это тексты? Назовите их авторов.

1.Этот памятник поставлен в честь самого доброго доктора.

2.Этот памятник поставлен в честь рыбки, исполняющей 3 желания.

3.Этот памятник поставлен в честь героини, которая жила на болоте, а потом превратилась в прекрасную девушку.

4.Этот памятник поставлен лисе, которая обманом выманила у вороны сыр.

5. Этот памятник поставлен белой собаке с черным ухом.

Спасибо нашим экскурсоводам за увлекательное путешествие.

- Итак, ребята, о чем говорит традиция ставить скульптурные памятники литературным героям? (уважение, любовь, они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, быть добрым и верным, мужественным и благородным).

Из каких произведений эти герои? Почему чаще ставят памятники героям прозаических произведений?

2)Иллюстраторы

Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации?

Ответы детей.

- Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.

Сейчас свои иллюстрации представят нам художники-иллюстраторы.

-Докажите, что иллюстрация является все-таки важной частью художественного произведения.

(они помогают передать эмоциональную атмосферу художественного произведения. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое произведения. Иллюстрация будит воображение.).

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

3)Эксперты-аналитики

Наш кружок называется «Души прекрасные порывы». Как вы понимаете, что это такое? Как душевные порывы связаны с художественным словом? И сейчас мы немного поговорим о слове. «Слово - дело великое, как говорил Лев Толстой. - Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

-Итак, ребята, давайте вспомним, что такое диалог?

-Что такое дискуссия?

-Каждый участник дискуссии должен соблюдать культуру устного общения.

-Мы сейчас вспомним эти правила. Посмотрите на памятки.

Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен

Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)

1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы

2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно

3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.

4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.

5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Прослушаем 2 диалога (инсценировка).

Работа аналитика.

- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу ее на чай!

- Кто является участниками этого диалога?

-В чем особенность речевой ситуации, представленной в этих диалогах?

- Насколько соблюдают главные герои культуру устного общения?

- Слово - это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого.

- Как слово может повлиять на человека?

Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит».

4) Азбука стихотворных писем

В стихотворениях слово играет особую роль, оно становится более ярким, красочным и значимым, чем в повседневной речи.. Слово в стихах многозначно и символично.. В 19 веке возникла мода писать письма стихами. Особенно это нравилось детям, юношам и девушкам. . Многие друзья и подруги стали писать письма друг другу стихами. Как вы думаете, сильно ли отличались эти письма от тех, что написаны прозой?. Витрины книжных магазинов запестрели названиями: «Письма в стихах» в ярких обложках. Многие поэты сочиняли письма в стихах для друзей и знакомых, например, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Сегодня в группе «Азбука стихотворных писем» у нас работают поэты и их помощники.

Диалог поэтов

-Добрый день, коллега.

-Добрый день, коллега.

-Здравствуйте.

-За годы обучения мы написали немало писем в стихах на самые разные темы

-Мы с коллегой провели некоторые исследования. Но даже нам нужна ваша помощь.

-Постарайтесь написать письмо в стихах маме, лучшей подруге или другу (на выбор) Мы вам предлагаем прослушать наш вариант:

Я маленькая злюка,
Всем детям шлю привет!
На острове Бабуку
Живу я много лет.
Я чёрная, как чёртик,
Как в печке домовой,
С большущими ушами
И лысой головой.

Сижу я на бамбуке
У озера Бубу,
Гляжу и днём, и ночью
В подзорную трубу.
Далёко-предалёко
Глядит мой зоркий глаз!
Поэтому всё знаю
Про каждого из Вас.

Так вот, я замечаю,
И чувствую на слух,
Как много в разных странах
Ужасных нехочух!
Вокруг лишь раздаётся:
"Не буду! Не хочу!»
В Америке, Европе,
На острове Чучу!

Устала, нехочухи,
Я это наблюдать!
Куплю-ка вот ракету,
Чтоб в гости к вам летать.
В окно ворвусь,как ветер,
Ух, всем вам надоем!
Все стены разрисую,
Все лампочки я съем!

И я предупреждаю,
Что вовсе не шучу,
Всё в доме раскидаю,
Игрушки утащу!
Сложу их под бамбуком
У озера Бубу,
На острове Бабуку,
На дальнем берегу.

Но знайте, ребятишки,
Люблю вас всей душой!
Для каждого готовлю
Подарок небольшой.
И пусть я недовольна,
И злющая - ух-ух!
Возьму с собой подарки!
Но только для хочух.

Скажу вам, на Бабуку
Волшебные леса;
Повсюду шоколадки,
В глазури небеса.
Конфеты на деревьях
Вкуснющие - ах-ах!
Пирожные летают
На белых облаках.

Я их пособираю,
В ракету загружу,
И ночью под подушку
Хочухам положу.
Добавлю мармеладок
На разный вкус и цвет,
В ракете места много,
На тысячу конфет!

Ну, хватит! Уж стемнело,
Устала, просто жуть!
Пойду, посплю немного,
Пора мне отдохнуть!
Сегодня что-то плохо
Следить за детворой:
Туман, как покрывало,
Окутал остров мой.

А завтра на бамбуке,
У озера Бубу,
Глядеть я буду долго
В подзорную трубу!
Далёко-предалёко,
Смотреть мой будет глаз!
И помните - всё знаю
Про каждого из вас!

Школьникам предлагается самостоятельно написать маленькое стихотворное письмо (2 четверостишия). Пример стихотворения:

Привет, родная мама!

Я так тебя люблю,

Что от любви той прямо

Вторую ночь не сплю.



- Я благодарю и вас, уважаемые мастера поэзии, и вас ,ребята, за проделанную работу.

4.Подведение итогов занятия.

- Перед вами анкета, предлагаю вам заполнить ее.

Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»


1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................

2. Умеешь ли сочинять стихи? ……………………................................................................

3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

……………………………………………………………..

4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.

Вывод под музыку
Чему вас научило сегодняшнее занятие? Сделайте вывод.

5.Рефлексия

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - встаем и улыбаемся, не понравился - сидим на месте с грустным лицом.







Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен

Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)

1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы

2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно

3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.

4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.

5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен

Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)

1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы

2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно

3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.

4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.

5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен

Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)

1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы

2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно

3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.

4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.

5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»


1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................

2. Умеешь ли сочинять стихи? ……………………................................................................

3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

……………………………………………………………..

4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.

Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»


1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................

2. Умеешь ли сочинять стихи? ……………………................................................................

3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

……………………………………………………………..

4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.

Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»


1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................

2. Умеешь ли сочинять стихи? ……………………................................................................

3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

……………………………………………………………..

4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.



© 2010-2022