Рабочая программа по русскому языку по учебнику А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: АИ. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2011 ).

Учебный предмет « Русский язык» наряду с « Литературой» входит в образовательную область «Филология» и формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка - развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов .

Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ д. Охона»- 102 ч. - 3 часа в неделю.

Срок реализации рабочей программы - один учебный год.

Цели :

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. В контексте содержания программы выделяются специальные уроки (часы), в рамках которых осуществляется обучение различным видам лингвистического анализа текста. Такие уроки условно обозначаются Р.Р. : они направлены на углубление знаний и умений учащихся, ориентированных на

моделирование текста, что отражено в варианте С единого государственного экзамена. Кроме того, запланированы специальные уроки, знакомящие учащихся с

моделью формы Единого Государственного Экзамена.

Задачи:

- углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

- совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

- осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

- развитие и совершенствование навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание курса русского языка средней (полной) школы (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристика личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Особенностью курса для 10-11 классов является его направленность на усвоение элементов теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение. . В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Неслучайно в последние годы задачи обучения русскому (родному) языку определяются с позиций компетентстного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний и умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

Содержание разработанного стандарта представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Компетентностный подход определяет и особенность предъявления в стандарте содержания: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Формы обучения :

- беседа

- лекция

- семинар

- практикум

Основные принципы отбора материала :

- коммуникативный и культурологический.

- функциональный.

_ исторический.

_ научно- исследовательской работы.

Доступные виды деятельности учащихся на уроке :

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров:

реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации(в том числе представленных в электронном виде), -конспектирование.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, информационно- коммуникативная технология.

Предполагаемые результаты :

Предметные результаты.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать / понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Метапредметные навыки:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Формы промежуточного и итогового контроля:

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и

пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Система оценки достижений учащихся :

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка«5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки«5», но допускает1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,

но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка(«5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант- одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания«не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических(в армии, в роще; колют, борются) в фонетических(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое(опорное) слово или его форму(вода- воды, рот- ротик, грустный- грустить, резкий- резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более5 поправок(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка«4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или1 орфографической и3-х пунктуационных ошибок или4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка«4» может выставляться при3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или3 орфографические и5 пунктуационных ошибок или7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В4 классе допускается выставление оценки«3» за диктант при5 орфографических и4-х пунктуационных ошибках. Оценка«3» может быть поставлена также при наличии 6

орфографических и6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка«2» выставляется за диктант, в котором допущено до7 орфографических и7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.

Таким пределом является для оценки«4» 2 орфографические ошибки, для оценки«3» - 4 орфографические ошибки(для5 класса- 5 орфографических ошибок), для оценки«2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного ( фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее¾ задания.

Оценка«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил1-2 ошибки.

Оценка«3» ставится за диктант, в котором допущено3-4 ошибки.

Оценка«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы ( различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки«5» и«4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки«4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.











Содержание тем учебного курса.

Общие сведения о языке.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского народа: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15- вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография.

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор. Контрольный диктант по теме «Фонетика.

Лексика и фразеология.

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы,

заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика(профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор. Контрольное тестирование. Проверка знаний по разделу «Лексика и фразеология». Морфемика и словообразование.

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор. Контрольный диктант.

Морфология и орфография.

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Синтаксис и пунктуация.

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью. Контрольный диктант по пунктуации.

Речь, функциональные стили речи.

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат.

Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование(раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и

профессионализмы, нормы их употребления в речи. Контрольный диктант.

Использование учащимися средств научного стиля.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол- во часов

1

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

7ч.

2

Фонетика. Графика. Орфоэпия

5ч.

3

Лексика и фразеология

6 ч.

4

Морфемика и словообразование

4ч.

5

Орфография и морфология

16ч.

6

Синтаксис и Пунктуация

12ч.

7

Текст. Основные виды переработки текста

13ч

8

Функциональные Стили речи

9

ИТОГО :

68ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

-Компьютер .

-телевизор

- Портреты писателей и лингвистов.

- Дидактические материалы, разработанные учителем( карточки-информаторы, диктанты, тесты .

Список рекомендуемой учебно- методической литературы :

Литература для ученика:

-А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Учебник для10-11 классов общеобразовательных учреждений. 14-е издание: М., «Просвещение», 2008 г.

- М. М. Казбек- Казиева. Школьные олимпиады по русскому языку. М 6 « Аирис- пресс»2008

-Автономова С. И. Материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку. Великий Новгород, 2012..

-Г. Т. Егораева Русский язык ЕГЭ . Практикум. Реальные тесты. 2015

- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. .

- Словарь иностранных слов.

- С. В. Бащенко Новейшие сочинения 10- 11 кл.

Литература для учителя

1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку.

2. Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: АИ. Власенков, Л.М. Рыбченкова ).

3. Поурочные разработки по русскому языку . И. В. Золотарева.М : « Вако» , 2010.

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Учебник для10-11 классов общеобразовательных учреждений. 14-е издание: М., «Просвещение», 2008 г.

- М. М. Казбек- Казиева. Школьные олимпиады по русскому языку. М 6 « Аирис- пресс»2008

-Автономова С. И. Материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку. Великий Новгород, 2012..

-Г. Т. Егораева Русский язык ЕГЭ . Практикум. Реальные тесты. 2015

- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. .

- Словарь иностранных слов.

- С. В. Бащенко Новейшие сочинения 10- 11 кл.















Приложения.

Приложение 1.



Календарно-тематическое планирование 10 кл. рус. Яз.

Тема урока

Домашнее

задание

Дата

По плану

Фактически

Общие сведения о языке.

Роль языка в обществе. ( 7 ч. )

1

Язык и культура.

Выписать 3-4 высказывания о языке. Написать сочинение- миниатюру « Язык- лучший посредник»

02. 09.

02.09

2

Язык и история народа. «Язык каждого народа создан самим народом», К.Д. Ушинский.

Упр. 269( 2 ч. 0 Задания 3-5.

05.

05.09

3

История развития русского языка.

.

Упр. 267 ( задания 1-3). Выучить три периода истории русского языка.

09. 09

09. 09

4

Периоды в истории развития русского языка.

Подготовить связный рассказ о возникновении языка. Сочинение- размышление « Как я понимаю выражение культура речи».

12. 09

12.09

5

Место и назначение русского языка в современном мире.

Связный рассказ по теме « Роль русского языка в современном мире». Упр. 279( 2, 3).

16. 09

16.09

6

Активные процессы в русском языке. Стилистические функции устаревших форм слова

Подготовить связный рассказ об архаизмах и историзмах. Лексический анализ отрывков.

19 .09

19.09

7

Стилистические функции устаревших форм слова. Проблемы экологии языка.

Упр. 280

23.09

23.09

Фонетика. Орфоэпия. Орфография. ( 5 ч.)

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Составить связный рассказ по теме « Фонетика и графика». Упр. 7.

26.09

26.09

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударение в русском языке.

Упр. 25.Подготовить связный рассказ по теме урока.

30 .09

30. 09

10

Выразительные средства русской фонетики. Фонетический разбор.

Знать записи в тетрадях. Упр. 6 ( Сочинение- миниатюра).

03. 10

03. 10

11

Принципы русской орфографии.

Упр. 1, 112.

07. 10

07. 10

12

Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

Индивидуальные задания.

10. 10

10. 10

Лексика и фразеология( 6ч)

13

Повторение по теме «Лексика».

Составить связный ответ по теме « Лексика»., Упр. 41, 50.

14. 10

14. 10

14

Сферы употребления русской лексики.

17. 10

17. 10

15

Исконно русская и заимствованная лексика.

21. 10

21. 10

16

Русская фразеология. Систематизация знаний.

24. 10

24. 10

17

Словари русского языка. Самостоятельная работа.

28. 10

28. 10

18

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».

31. 10

31. 10

Морфемика и словообразование. ( 4 ч. )

19

Обобщение темы « Морфемика и словообразование»

20

Способы словообразования. Морфологический анализ слов.

21

Выразительные словообразовательные средства.

22

Словообразовательный разбор.

Орфография и морфология. ( 16 ч. )

23

Обобщение по теме «Части речи».Повторение самостоятельных частей речи.

24

Проверочная работа по теме «Части речи».

25

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

26

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

27

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

28

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

29

Правописание не и ни в разных частях речи.

30

Различение частиц не и ни.

31

Правописание наречий. Образование наречий.

32

Правописание наречий. Слитное и раздельное написание.

33

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

34

Правописание глаголов. (безударные глагольные окончания, безударные гласные глаголов)

35

Правописание причастий (суффиксы причастий)

36

Повторение по теме «Слитное, раздельное и дефисное написание».

37

Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография»

38

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфология. Орфография».

Синтаксис и пунктуация. ( 12 ч)

39

Принципы русской пунктуации.

40

Типы и виды словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

41

Простое предложение (тире между подлежащим и сказуемым), пунктуация.

42

Простое предложение (тире между подлежащим и сказуемым в неполном предложении), пунктуация.

43

Осложнённое предложение (обособленные члены предложения).

44

Осложнённое предложение (однородные члены предложения, вводные слова и обращения).

45

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.

46

Бессоюзное сложное предложение.

47

Прямая и косвенная речь. Закрепление навыков правописания.

48

Авторская пунктуация. Закрепление навыков правописания.

49

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

50

Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис и пунктуация».

51

Что такое текст?

Текст. Основные виды переработки текста. ( 13 ч. )

52

Текст. Способы и средства связи между частями текста.

53

Абзац. Совершенствование навыков правописания.

54

Типы речи. Повествование. Обобщение по теме «Текст. Основные виды переработки текста».

55

Описание. Обобщение по теме «Текст. Основные виды переработки текста».

56

Рассуждение. Отличие рассуждения от описания и повествования.

57

Речеведческий анализ текста.

58

Контрольная работа по теме «Текст. Основные виды переработки текста».

59

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки).

60

Конспект. Тематический конспект. Реферат.

61

Реферат. Правила составления реферата.

62

Аннотация. Правила составления аннотации.

63

Рецензия. Знакомство с видом оценки текста - рецензией, составление рецензии.

Функциональные стили речи. ( 5 ч.)

64

Обобщение по теме «Функциональные стили речи».

65

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль. Обобщение по теме «Научный стиль речи».

66

Научный стиль и его лексические и морфологические особенности.

67

Обобщение по теме «Научный стиль речи».

68

Обобщение изученного материала за год. Подготовка к ЕГЭ.









Приложение 2.

Контрольно- измерительные материалы :

1 . Тест по теме « Лексика».

2. Контрольная работа по теме « Лексика и фразеология».

3Контрольная работа по теме « Морфология Орфография».

4. Контрольная работа по теме « Синтаксис и пунктуация».

5. Контрольная работа по теме « Текст. Основные виды переработки текста».

Контрольный диктант по теме « Лексика и фразеология».

Гость

(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.

(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.

(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.

(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице. (По И. Тургеневу.)

(194 слова.)

Задания к тексту


В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?

В2. Какой тип речи представлен в тексте?

В3. Объясните лексическое значение слов "дворовые" (ребята), "смятение".

В4. Из 4 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

В5. Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из 5 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.

В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.

В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.

В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

Контрольный диктант по теме « Морфология . Орфография».

Море и лес

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)

(190 слов.)

Задания к тексту

В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?

В2. Какой тип речи представлен в тексте?

В3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного".

В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.

В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.

В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.

Контрольный диктант по теме « Синтаксис и пунктуация».


Чудесная ночь


(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь - некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь! (По С. Ковалевской.)

(164 слова.)

Задания

I вариант

В1. В одном-двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

В3. Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.

В4. Из предложения 5 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 1 - 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.

В7. Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 16.

II вариант


В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

В3. Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.

В4. Из предложения 11 выпишите все союзы.

В5. Из предложений 6-14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.

В7. Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 17.

Контрольный диктант по теме « Текст. Основные виды переработки текста»

Грамотность на Руси


(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.

(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

(По И. Голуб.)

(169 слов.)

Задания
I вариант

В1. В одном-двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 4 выпишите все предлоги.

В5. Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.

В7. Укажите способ образования слова недаром (предложение 7).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 8.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 9 выпишите все предлоги.

В5. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.

В7. Укажите способ образования слова письменности (предложение 3).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 5.







© 2010-2022