Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кучугуровская СОШ»



Рассмотрено «Утверждаю»

на педагогическом директор школы

совете от _________________ Архипова Н.М.

«___» ________ 20____г. приказ № ___ от «___»_____20____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Русский язык

8 класс







Разработала: Деева О.Н.

учитель русского языка



2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, учебного плана МКОУ «Кучугуровская СОШ». Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой.

Общая характеристика предмета


Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;

- обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов (35 недель).

Согласно базисному плану изучение предмета включает: 5 контрольных диктантов, 4 изложения, 6 сочинений. Всего 18 часов развития речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Развитие речи

1

Функции русского языка в современном мире

1


2

Повторение пройденного в 5-7 классах

6

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

3

Словосочетание

2


4

Простое предложение

3

1

Простые двусоставные предложения

5

Главные члены предложения

6

2

6

Второстепенные члены предложения

6

2

7

Простые односоставные предложения

9

2

8

Неполные предложения

2


9

Однородные члены предложения

12

2

10

Обращения, вводные слова и междометия

9

2

11

Обособленные члены предложения

18

2

12

Прямая и косвенная речь

6

1

13

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

4

2

14

Резервные уроки

3


Итого 87 18

Всего 105

Авторская программа по русскому языку 5-9 классы Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М рассчитана на 102 часа. Урокам по развитию речи отводится 17 часов. В разделе «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» из 6-ти часов 1 час отводится на развитие речи (5+1). Моя рабочая программа рассчитана на 105 часов (35 учебных недель), дополнительных 3 часа я взяла на резерв. В разделе «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» я добавила 1 час развития речи, сохранив при этом общее количество часов - 6 (4+2).

Содержание учебного курса по русскому языку для 8 класса


Функции русского языка в современном мире (1)

Повторение пройденного в 5-7 классах (6+2)

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3+1)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

  2. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2)

  1. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

  1. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6+2)

  1. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  1. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  2. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9+2)

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

  1. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+2)

  1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

  2. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия (9+2)

  1. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

  2. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (18+2)

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  2. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (6+1)

  1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

  2. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+2)

Изложение с творческим заданием (ответ на вопрос с элементами описания).

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1 четверть

Введение (1)

1

Функции русского языка в современном мире

1

Повторение пройденного в 5-7 классах (6+2)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (повторение).

1

3

Знаки препинания в сложном предложении (повторение).

1

4

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (повторение).

1

5

Р.р. Комплексное изложение текста.

1

6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (повторение).

1

7

Р.р. Сочинение о летнем отдыхе. Письмо «Лето кончилось…»

1

8

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах».

1

9

Анализ контрольного диктанта и грамматического задания.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2)

10

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

11

Связь слов в словосочетании.

1

Простое предложение (3+1)

12

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

13

Порядок слов в предложении.

1

14

Интонация.

1

15

Р.р. Описание памятника культуры.

1

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2)

16

Подлежащее.

1

17

Сказуемое.

1

18

Простое глагольное сказуемое.

1

19

Р.р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Чудный собор».

1

20

Р.р. Написание сочинения на тему «Чудный собор».

1

21

Составное глагольное сказуемое.

1

22

Составное именное сказуемое.

1

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Второстепенные члены предложения (6+2)

24

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1

25

Определение. Приложение.

1

26

Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

27

Р.р. Характеристика человека.

1

2 четверть

28

Р.р. Групповой портрет. Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения».

1

29

Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

30

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

31

Анализ контрольного диктанта и грамматического задания.

1

Простые односоставные предложения (9+2)

32

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

1

33

Определенно-личные предложения.

1

34

Определенно-личные предложения (продолжение).

1

35

Неопределенно-личные предложения.

1

36

Неопределенно-личные предложения (продолжение).

1

37

Р.р. Инструкция.

1

38

Безличные предложения.

1

39

Безличные предложения (продолжение).

1

40

Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение на тему «Слово делом крепи».

1

41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

42

Повторение по теме «Простые односоставные предложения».

1

Неполные предложения (2)

43

Понятие о неполных предложениях.

1

44

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

Однородные члены предложения (12+2)

45

Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах.

1

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

47

Р.р. Изложение. Текст - сравнительная характеристика.

1

48

Однородные и неоднородные определения.

1

3 четверть

49

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение).

1

51

Р.р. Сочинение. Сравнительная характеристика двух одноклассников.

1

52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (продолжение).

1

54

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

55

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

1

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».

1

58

Анализ контрольного диктанта и грамматического задания.

1

Обращение, вводные слова и междометия (9+2)

59

Обращение и знаки препинания при нем.

1

60

Р.р. Составление текста - обращения.

1

61

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

62

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

63

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

64

Р.р. Публичное выступление на тему «Значение песни».

1

65

Междометия в предложении

1

66

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

67

Повторение по теме «Обращение, вводные слова и междометия».

1

68

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обращение, вводные слова и междометия».

1

69

Анализ контрольного диктанта и грамматического задания.

1

Обособленные члены предложения (18+2)

70

Понятие об обособлении.

1

71

Обособленные определения.

1

72

Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.

1

73

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение).

1

74

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (урок-практикум).

1

75

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему.

1

76

Р.р. Сочинение-рассуждение в форме ответа писателю.

1

77

Обособленные приложения.

1

78

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях.

1

4 четверть

79

Обособленные обстоятельства.

1

80

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1

81

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них(продолжение).

1

82

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (урок-практикум).

1

83

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

84

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах.

1

85

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

86

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

87

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1

88

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

1

89

Анализ контрольного диктанта и грамматического задания.

1

Прямая и косвенная речь (6+1)

90

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

91

Понятие о прямой и косвенной речи. Косвенная речь.

1

92

Прямая речь.

1

93

Диалог.

1

94

Р.р. Рассказ. Сжатое изложение.

1

95

Цитата.

1

96

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь».

1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+2)

97

Синтаксис и морфология.

1

98

Синтаксис и пунктуация.

1

99

Р.р. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием.

1

100

Р.р. Написание подробного изложения с творческим заданием.

1

101

Синтаксис и культура речи.

1

102

Синтаксис и орфография.

1

103

Резервный урок.

1

104

Резервный урок.

1

105

Резервный урок.

1



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

П о п у н к т у а ц и и. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставит тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

П о о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

П о с в я з н о й р е ч и. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Формы и средства контроля


Контрольная работа

Тема

Дата

1 четверть

Комплексное изложение

по тексту упр.26

Сочинение

«Лето кончилось…»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Повторение пройденного в 5-7 классах»

Сочинение

«Чудный собор»

2 четверть

Сочинение

по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Главные и второстепенные члены предложения»

Сочинение

«Слово делом крепи»

Изложение

по тексту упр.242

3 четверть

Сочинение

по упр.264

Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Однородные члены предложения»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Обращение, вводные слова и междометия»

Сочинение

по упр.302

4 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Обособленные члены предложения»

Сжатое изложение

по упр.419

Изложение

по упр.443


Контрольные диктанты (кол-во)

Развитие речи

Сочинения (кол-во)

Изложения (кол-во)

1 четверть

1

2

1

2 четверть

1

2

1

3 четверть

2

2

0

4 четверть

1

0

2

Итого:

5

6

4

Методическое обеспечение программы


1.Литература для учителя:

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы образовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

3. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: ВАКО,2014.

4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

2.Литература для учеников:

1. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкинана, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2012.

2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

3. Диски, презентации, таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

3.Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

alleng.ru

uroki.net

russkii-yazik.ucoz.ru

metodsovet.su

proshkolu.ru

pedsovet.ru

metodarhiv.ru

gramota.ru

therules.ru

festival.1september.ru

5ballov.qip.ru

gramma.ru

4.Материально-техническое обеспечение состоит из:

- проектора

- ноутбука

- экрана

- МФУ

Список оборудования

Плакаты:

  1. «Члены предложения»

  2. «Суффиксы»

  3. «Приставки пиши слитно»

  4. «Знаки завершения»

  5. «Знаки разделения»

  6. «Знаки выделения»

  7. «Сказуемое»

  8. «Словосочетания»

  9. «Односоставные предложения»

Таблицы:

  1. «Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом»

  2. «Знаки препинания в сложном предложении с союзом И»

  3. «Обособление определение и приложений»

  4. «Пунктуация при уточняющих обособленных членах предложения»

  5. «Обособление обстоятельств»

Литература


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы образовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: ВАКО,2014.

  5. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкинана, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2012.

  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

  7. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Приложение


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»


Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС


Грамматическое задание:

1.Морфемный разбор слов:

расстилались, наслаждались, бесконечная

2.Синтаксический разбор предложения:

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. (Пов., невоскл., распр., полное, осложнено прич.оборотом).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения»


Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (122 слова)

Грамматическое задание:

  1. Фонетический разбор слова греться (грэца)

  2. Синтаксический разбор предложения

При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (Пов., нев., распр., простое, осложнено дееприч. оборотами).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»


Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор предложения

Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (Пов., нев., распр., простое, осложнено однородными членами и деепричастным оборотом).

  1. Начертить схему однородных членов данного предложения



    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обращение, вводные слова и междометия»



    1. Куда ты, светлый ручеек, стремишься?

    2. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

    (134 слова)

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор предложения №4

    Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам. (Пов., нев., распр., простое, осложнено дееприч. оборотом, однородными членами и вводным словом).

    2. Подчеркнуть грамматические основы предложений

    Ночью, однако, никому не спалось.

    Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»


    Полученный ответ рассматривался как согласие.

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс ГОС

    (129 слов)

    Примечание: каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор предложения

    По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. (Пов., нев., распр., простое, осложнено однородными членами, уточняющим членом предложения и дееприч. оборотом).

    1. Определить вид односоставных предложений

    Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади. (неопред.- личное)

    Нельзя работать спустя рукава. (безличное)

    Сочинение по картине "Церковь Покрова на Нерли" и "Храм Покрова на Нерли"


    Памятник мировой архитектуры.
    Картина С. В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли".
    Картина С. А. Баулина "Храм Покрова на Нерли".

    Церковь Покрова на Нерли - удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры.

    Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны - величественная река, с другой - красивейшее озеро.

    Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества.

    История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изя-слава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов.

    Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро - Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.

    Для православных людей церковь Покрова - это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.

    Сергей Васильевич Герасимов (1885--1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам.

    Картина С. В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
    Сергей Алексеевич Баулин (1904 - 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа.

    Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине "Храм Покрова на Нерли" церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников.

    Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства.

    А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

    Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

    Вариант 1

    Юрий Михайлович Ракша (1937-1980) - выдающейся живописец XX в. Он прожил очень короткую жизнь, но создал множество талантливейших произведений, которые не могут никого оставить равнодушным. Художником было создано около 200 живописных и графических работ. В 1984 г. в честь художника была названа открытая планета Солнечной системы № 3032.

    Одним из значительнейших произведений Юрия Ракши был триптих «Поле Куликово», созданный в 1980 г. Смертельно больной лейкозом художник работал над этим многоплановым произведением, которое включает в себя три части: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

    Мы все знаем о Куликовской битве, которая состоялась в сентябре 1380 г. Это значительнейшее событие русской истории. Русские войска, предводителем которых был князь Дмитрий Донской, сражались с татарским войском под предводительством Мамая. Битва была в верхнем течении реки Дон, на Куликовом поле. Результатом битвы стал разгром татарского войска.

    «Проводы ополчения» - это боковая часть триптиха, другое название - «Плач жен», так говорил сам живописец. В центре композиции - женщины разного возраста. На их лицах неподдельная грусть. Они провожают своих мужей, братьев, сыновей на кровавую битву. Красивая молодая женщина обнимает ребенка. По ее виду понятно, насколько велико страдание за тех, кто отправляется на поле сражения. Эта молодая грустная красавица - сама Евдокия, жена великого князя Дмитрия. Она держится за живот - молодая женщина на сносях, рядом маленькие дети, которые, несмотря на свой возраст, чувствуют настроение взрослых. Сам художник писал в своих дневниковых записях, что сполна прочувствовал все, чем была для русского народа Куликовская битва. Постепенно в его воображении рождались все части этой грандиозной картины.

    Среди провожающих - монахиня в черном одеянии. Рыдающая женщина присела, держась за голову. Все предчувствуют трагическую развязку. Много храбрых воинов падет в сражении. Пройдет совсем немного времени, и плач воеводских жен будет слышен далеко вокруг. В толпе провожающих - дети. На их лицах читается печаль. Даже совсем маленькие чувствуют горе своих матерей, робко притихли. Неслучайно женщины прижимают малышей к себе. Матери понимают, что в случае гибели мужчин, не будет никого родней и ближе, чем дети.

    В повести «Задонщина», посвященной Куликовской битве, мы читаем: «Запели птицы жалостные песни - запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: "О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!" И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: "Вот уже веселие мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!" И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: "Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона горестные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте на поле Куликовом, на речке Непрядве!"» Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей. Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести «Задонщина» великий князь Дмитрий Иванович спрашивает: «Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?» И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: «Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи».

    Куликовская битва - событие далекого прошлого, ведь она произошла в XIV в. Не может не заинтересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возмо жно, он ощущал какую-то таинственную мистическую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для окружающих чем-то осознанным и зримым. Сам художник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сражения. Он писал: «Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова».

    Мы видим, что проводы ополчения были в ясный солнечный день. Однако нежно-голубое небо и яркое солнце никого не радует, а только подчеркивает эфемерность настоящего. Ведь вот-вот может случиться непоправимое с самыми близкими и родными - теми, кто отправляется на сражение. Красота солнечного дня противоречит настроению плачущих женщин. Драматичность ситуации очевидна.

    Несомненная заслуга живописца в том, что его великое произведение позволило зрителям словно перенестись на несколько веков назад, в 1380 г. и прочувствовать все, что было связано с Куликовской битвой. Картина кажется живой. Чем дольше на нее смотришь, тем более правдоподобными воспринимаются все детали. Вот вдалеке видны крепостные стены - они освещены ярким солнцем. Многие понимают, что в последний раз им удается видеть родной город и родные лица.

    Картина имеет огромное значение, замысел ее можно с полным правом назвать великим. Она является историческим экскурсом в далекий XIV в., о котором наши современники подчас знают так мало.

    Вариант 2

    Во все времена самым основным и святым долгом для каждого человека была защита своей зе- мли от врага. Жить как патриот и умереть за Родину всегда было великой честью. Картина Ю. Ракши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из ворот города ополчение, женщин и детей, провожающих своих мужчин на войну.

    С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные люди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники - все идут на бой, чтобы постоять за независимость своей земли.

    В центре картины и с правой ее стороны живописец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщины знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные границы между ними.

    Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах - тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном сарафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приоткрыт - женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает увидеть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.

    В центре провожающих - красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшеничного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обнимает мальчика, своего сына, который стоит опу стив голову. Женщина провожает своего мужа, отца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополчение. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе - ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной земли. Безусловно, она призывает сына гордиться своим отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.

    Зрителей картины поражает необычайная выразительность цветовой гаммы картины, как изумляет эмоциональная глубина переживаний, переданных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, провожая своих сыновей на смертельный бой, скорбит.


    © 2010-2022