Основные группы футуристов. Их роль в развитии литературы начала 20 века. И. Северянин

Конспект урока по литературе предназначен для студентов 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений, знакомит  с одним из основных авангардистских течений - футуризмом, его основными группировками - "Гилея", "Петербургские эгофутуристы", "Мезонин поэзии", "Центрифуга". Особое внимание студентов обращено на жизнь и творчество Игоря Северянина, его сосновные темы творчества, связь с кубофутуристами. На уроке представлены анализ стихотворений: "Я гений Игорь Северянин...", "В блёстк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основные группы футуристов. Их роль в развитии литературы начала 20 века. И.Северянин. В Хлебников

Цель урока: познакомить с личностями поэтов, показать истоки и значение их творчества.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний Футуризм. Группировки.

Футуризм - авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Группировки:

Группировки

"Гилея"

Петербургские эгофутуристы

"Мезонин поэзии"

"Центрифуга"

Местонахождения

Москва

Петербург

Москва

Москва

Представители

В.Маяковский

Д.Бурлюк

В.Хлебников

В.Каменский

А.Кручёных

И.Северянин

Г.В.Иванов

И.В.Игнатьев

К.Олимпов

В.Гнедов

П.Широков

В.Шершеневич

Хрисанф

К.Большаков

Р.Ивнев

Б.Лавренёв

С.Бобров

И.Аксёнов

Б.Пастернак

Н.Асеев

Божидар

Сборники

"Дохлая луна"

"Молоко кобылиц"

"Вернисаж"

"Пир во время чумы"

"Крематорий здравомыслия"

"Руконг"

"Лирень"

"Второй сборник "Центрифуги"

2) Основные принципы футуризма.

- Отказ от традиционной культуры.

- Анархическое бунтарство.

- Абсолютная свобода творчества.

- Отказ от литературных и языковых норм.

- Устремлённость в будущее.

- Неприятие буржуазной морали.

- Эпатаж как средство воздействия на публику.

II. Эгофутуризм Игоря Северянина.

1. Чтение стихотворения учителем.

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото -
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.

- Так кто же он, поэт - эгофутурист Игорь Северянин?

Имя Игоря Северянина сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим

причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова "декадентщина", "северянщина", его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин - форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: "На реке форелевой уток не расстреливай".

"Лирический ироник" - так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка "Я, гений - Игорь - Северянин", которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:

…Я - соловей, я - сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

IV.

Слово учителя: Знаменитым он стал после выхода сборников стихов "Громокипящий кубок", "Златолира", "Ананасы в шампанском" (1913-1915 г.г.). Поэзия Северянина имела мало общего с западным футуризмом. В ней причудливо переплелись образы "олуненных оленей" и "муаровых платьев", шампанского "фарфорового гроба", "ягуарового пледа" и "ландолета бензинового". Поэт воспевал вычурные атрибуты полуаристократической жизни, наполненной ритмами музыки. В своих стихах он воссоздал мир "золотой молодёжи" в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.

V. Чтение стихотворений: "Я, гений Игорь Северянин…", "В блёсткой тьме", "Январь", "Мороженое из сирени!", "Ананасы в шампанском".

- Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название "эгофутуризм" ставит в центр "эго", то есть "Я" поэта, отсюда "самовозвеличивание", раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал - стихи о "красивостях" жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству.)

VIII. Программа "эгофутуризма":

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

- Оцените лозунги "эгофутуризма" - где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

  1. Душа - единственная истина.

  2. Самоутверждение личности.

  3. Поиски нового без отвергания старого.

  4. Осмысленные неологизмы.

  5. Смелые образы, эпитеты.

  6. Борьба со "стереотипами".

  7. Разнообразие метров.

Поэт провозглашает ценность каждой личности: "Жизнь человека одного - Дороже и прекрасней мира", отмечает двойственность мира: "И в зле - добро, и в добром - злоба", выводит иерархию настоящих ценностей: "Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! - Могущественные слова!"

IX. Анализ стихотворений: "Игорь Северянин", "Ананасы в шампанском".

X. Чтение учащимися выбранных самостоятельно стихов о России.

Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было "ура - патриотическим". Он любил её, как любят порой больного ребёнка.

XI. Выводы.

- Почему же всё - таки его стихи были интересны читателю, публике?

Конец XIX - начало XX века - время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это - время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля "Модерн" с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и "Алые паруса" Александра Грина.

- Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами?

Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго - футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена - выдающиеся произведения и яркие личности.

© 2010-2022