Статья Творческие упражнения - основа подготовки к выпускному сочинению в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие упражнения - основа подготовки к выпускному сочинению в 11 классе

В связи с возвращением в школу сочинений как вида выпускного экзамена важное значение сегодня приобретает организация процесса обучения связной речи. Через систему творческих упражнений отрабатывается умение писать сочинения.

Интеллектуальная работа ученика начинается уже с первого знакомства с темой сочинения и последовательно проходит целый ряд ступеней, на которых формируются понимания сущности темы сочинения, его идеи, цели и задач высказывания, структурных частей.

Таким образом, создание связных высказываний - это процесс речетворческой, речемыслительной деятельности.

Успешность обучения написания сочинения определяется не только речеведческими (текстоведческими) знаниями, но и знаниями в области фонетики (достаточно вспомнить , что особую выразительность тексту придает такой прием как звукопись; звуковое богатство русской речи широко используется в художественных произведениях), лексикологии (богатство русского языка заключается в его лексике, т.е. словарном составе), грамматики (русский язык чрезвычайно разнообразен по видам словосочетаний, типам предложений; имеет уникальную систему частей речи), орфографии и пунктуации (значение правописания норм - составная часть общей культуры человека; безграмотное письмо - помеха в общении). Кроме того, результат обучению написания сочинения зависит и от общего уровня развития ребенка, прежде всего от владения им видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со всеми нормами литературного языка.

Таким образом, формирование умения писать сочинение может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи школьника, в результате овладения им всеми речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Как показывает практика, обучение написанию сочинения - это систематическая планомерная работа, которая предполагает:

  1. усвоение речеведческих понятий, призванных обеспечить прочное усвоение навыков смыслового анализа текста, лексического анализа ключевых слов текста, анализа средств связи предложений и анализ средств выразительности речи;

  2. усвоение всех норм литературного языка и опору на них в ходе письма;

  3. расширение словарного запаса учащихся;

  4. совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения, письма) в их взаимосвязанном единстве.

Готовить учащихся к выпускному экзамену в 11 классе следует на всех этапах обучения, начиная с 5 класса, с помощью специально разработанной системы развивающих упражнений с заданиями творческого характера.

Приведу основные виды творческих упражнений, которые активно использую в работе.

  1. Диктанты творческого характера: зрительный, подготовленный (разученный), диктант по памяти, творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и смысловым анализом текста.

  2. Работа с лингвистическими словарями. Приведу конкретные примеры упражнений, тесно связанных со словарной работой.

  1. С помощью «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова объясните лексическое значение данных слов. Графически покажите, от каких основ глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы.

Развешанный - развешенный, застланный - засланный, размешанный - размешенный, выкачанная - выкаченная, замешанный - замешенный.

  1. Из фразеологического словаря русского языка В.Н.Телии выпишите 3-5 фразеологизмов, в которых встречаются прилагательные с н и нн в суффиксах. Что обозначают данные устойчивые выражения? Составьте и запишите с ними простые предложения, произведите синтаксический разбор одного из предложений (на выбор).

  2. Из орфографического словаря (см. д и т) выпишите слова, имеющие числовое значение, и заполните ими таблицу ( по 5 - 7 примеров для каждой колонки). Напишите, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих числовое значение.

Имя

числительное

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глаг.

3.Составление высказываний на лингвистическую тему. Построение текста на лингвистическую тему - это особый вид речевой деятельности, демонстрирующий не только фактический уровень знания лингвистической теории, но и общую культуру, интеллектуальный багаж личности. Приведу примеры соответствующих упражнений.

1. Напишите текст о слитном и раздельном написании производных предлогов. Проиллюстрируйте его примерами из пословиц, поговорок или народных примет.

2. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Омонимичные наречия и предлоги». Какой стиль речи вы использовали в своей работе и почему?

3. Составьте и запишите эссе на тему «Неопределенные местоимения». Средтвами какого типа речи вы воспользовались?

4. Сочинения-миниатюра на «свободную» тему. При написании таких сочинений учащиеся используют различные стили и типы речи, с опорой на данные слова ( и словосочетания) или по данному началу.

1. Используя данные словосочетания, опишите поляну осеннего леса.

Маленький еж, похожий на зонтик, дубовый листок, разноцветные листья, у каждого куста, тоненький стебелек, мелкий дождь, служит домиком, хвост лисы, колючий прутик, последний цветок, одинокий пенек, ковер из листьев, лучик света.

  1. Придумайте продолжение комедийно-детективного рассказа, используя в нем неопределенные местоимения. Запишите и озаглавьте свое сочинение.

Стоял чудесный летний день. Некто в темном вышел из темного, мрачного подъезда. Он шел быстро, крепко сжимая что-то в руке.

  1. Напишите сочинение-размышление о русской народной песне, отталкиваясь от строк И. Никитина:

Что за ширь! Ну-ка песню родную, чтобы сердце заныло в груди, чтобы вышли проклятые слезы, те, что гнетом легли над душой, чтобы вдаль под небесные грозы нам лететь бесконечно с тобой.

Используйте в своей работе союзы зато, тоже, также, чтобы и сходные с ними слова.

5.Письменные ответы на вопросы лингвистического характера.

В данном случае задача ученика - создать связное высказывание, аргументируя ту или иную точку зрения на лингвистический вопрос, который может касаться непосредственно орфографических тем или связан с грамматической проблемой.

1.В русском литературном языке 19 века конструкция вопреки чего-нибудь ( с родительным падежом существительного) широко употреблялась наряду с конструкцией вопреки чему ( с дательным падежом зависимого слова). Какая из этих конструкций закрепилась в современной литературной норме? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2.Письменно объясните, от какой части речи образовано наречие вдвойне: от числительного два или от прилагательного двойной.

6. Обобщение языкового материала в виде плана высказывания на лингвистическую тему.

1.Составьте план высказывания на тему «Различение на письме частицы ни и союза ни-ни. Запишите примеры из пословицы и поговорки, где встречаются слова с частицей ни и союзом ни-ни.

2.Подготовьте план работы на тему «Собственные и нарицательные имена существительные». Запишите по 5-7 примеров для каждого пункта плана.

3.Составьте и запишите план работы на тему «Склонение и правописание имен существительных». Какое место в нем будут занимать существительные на мя- и почему?

7. Подбор примеров на определенную орфограмму из художественных текстов или из произведений устного народного творчества.

1. Выпишите из стихотворений русских поэтов 19 века ( на выбор) 5-7 предложений, в которых встречаются наречия на -о/-е с приставкой ил частицей не. Устно объясните их правописание. Какую изобразительно выразительную роль играют наречия в тексте?

2. Запишите загадку: «Кого с земли плетью не сгонишь?» Дайте ответ на нее ( Тень). Знаете ли вы другие загадки, оканчивающиеся на шипящие? Запишите их.

3. Запишите 5-7 высказываний великих людей, где встречаются высказывания великих людей, где встречается союз ни-ни. Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему? Дайте письменный ответ на этот вопрос.

8. Осмысление грамматических норм современного русского языка в ходе письма.

1. Как правильно сказать: «сколько время?» или «сколько времени?. Письменно дайте обоснование своего ответа.

2.Как правильно: «ушел, не заперев дверь» или «ушелБне заперши дверь»? Напишите аргументированный ответ на вопрос.

9. Занимательные упражнения.

1. Какие имена героев русских народных сказок содержат содержат приставку пре- или при-? Назовите сказки, которые вам запомнились.

2.Разгадайте кроссворд, заполнив его клеточки наречиями с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Для какого стиля речи характерны слова-ответы на третий и шестой вопросы?

1


2


3


4

5


6


7


8


9




  1. Опрокинуться на спину.

  2. С размаху.

  3. То же, что невмоготу.

  4. То же, что уже.

  5. Во всю ширь.

  6. Совсем, вовсе.

  7. То же, что галопом.

  8. По всей поверхности.

  9. Удалиться в сторону от какого -либо места.

10.Письменный пересказ текста: полный, сжатый, выборочный.

1. Прочитайте текст. Письменно перескажите близко к тексту. Графически объясните правописание гласных о/ё после шипящих в корне слов.

Жостковские подносы

Делают и расписывают подносы цветами в подмосковном селе Жосткове, где много зелени, воды и лугового простора. А как? На черном металлическом листе мастера четко вырисовывают цветы: желтые, красные, лиловые. Потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне.

Раньше жостковские подносы продавались на ярмарках. Подносы в ходу и теперь. Вель каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу.(По Осетрову)

2.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Напишите сжатое изложение. В словах с основой на шипящие и ц и обозначьте окончания.

Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Иванова. Ей быстро удалось приручить птенцов. Каждое утро с зарницей они выходили из сарая и просили завтрак. Но товарищем друг к другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялась вся детвора поселка.(По Прокопенко)

11.Письменные ответы на вопросы нелингвистического характера (в форме полного связного высказывания)

Прочитайте высказывание бельгийского писателя Мориса Метерлинка:

Чем было бы человечество, не знавшее цветка? Не изменился бы наш характер, наша нравственность, наша способность к восприятии красоты, способность к счастью?

Письменно объясните смысл данного высказывания. Используйте в своем сочинении причастия, которые пишутся с не слитно и раздельно.

12.Составление диалога(в письменной форме) на определенную тему в соответствии с нормами речевого этикета.

1. Придумайте и запишите в форме диалога беседу со своими одноклассниками. Например, Значение приставок пре и при-

2. Составьте и запишите диалог с товарищем. «С чего начинается Родина?»

3.Составьте и запишите диалог с родителями. «Наша родословная»

13.Сочинение на литературном материале и на основе жизненных впечатлений.

Темы сочинений для учащихся 10-11 классов:

  1. Жизнь - река.

  2. Власть красоты.

  3. «Мы - новые. Но мы по крови те же» (Беличенко)

  4. Взгляд в прошлое.

  5. Ритмы разных времен.

  6. Как бы я хотел прожить день, который назову счастливым.

  7. Магия простых слов.

  8. Великое в малом.

  9. Человек и вещи.

10)Счастье трудных дорог.

Перечисленные виды упражнений творческого характера не только помогают учащимся приобрести необходимые навыки грамотного письма, но и способствуют их интенсивному речевому развитию, что особенно важно в связи с усилением общей речевой направленности современного школьного курса русского языка и возвращением в школу сочинения как выпускного экзамена.



© 2010-2022