Рабочая программа по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

Принято

на заседании методического

совета

протокол от 24.08.2015 № 4

Утверждаю

Директор школы:

___________А.Р.Нургалеева

Приказ от 25.08.2015 № 462


Рабочая программа учебного предмета

«Литература»


7 а,бклассы



Составитель:

Мифтахова С.Т., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории


г. Нижневартовск

2015



СОДЕРЖАНИЕ

2. Пояснительная записка…………………………………………………… 3

3.Учебно - тематический план………………………………………. .. 9

4.Содержание учебного предмета………………………………………..… 11

5. Календарно-тематическое планирование………………………………... 21

6. Контроль уровня обученности………………………………………….… 38

7.Учебно - методическое обеспечение………………………………………...42



Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год».

  • Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Под ред.В.Я.Коровиной - М.: Просвещение, 2007.

  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы /Сост. Н.В.Егорова. - М.:ВАКО, 2011 (К УМК В.Я.Коровиной).

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7а,б класса составлена в соответствии с программно-методическими материалами по литературе издательства «ВАКО»

(2005г., автор В. Я. Коровина); учебником-хрестоматией под редакцией

В. Я Коровиной (Москва «Просвещение», 2007 год) и обязательным минимумом содержания литературного образования. Изучение литературы в 7 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Реализация Программы профориентационного самоопределения и духовно-нравственного воспитанияобучающихся на уроках литературы осуществляется через текстоцентрический подход в обучении.

Обоснование выбора авторской программы.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной отвечает всем этим требованиям.

Главнаяидеяпрограммыполитературе-изучениелитературыотфольклоракдревнерусскойлитературе,отнее-крусскойлитературеXVIII,XIX,XXвв.Русскаялитератураявляетсяоднимизосновныхисточниковобогащенияречиучащихся,формированияихречевойкультурыикоммуникативныхнавыков.Изучениеязыкахудожественныхпроизведенийспособствуетпониманиюучащимисяэстетическойфункциислова,овладениюимистилистическиокрашеннойрусскойречью.

Спецификаучебногопредмета«Литература»определяетсятем,чтоонпредставляетсобойединствословесногоискусстваиосновнауки(литературоведения),котораяизучаетэтоискусство.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Требования к уровню образованности и компетентности учащихся по данной параллели:

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

Основные методы, используемые на уроках.

В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, меньше проблемных вопросов включается в содержание урока. Самостоятельность учащихся на уроке меньшая, чем на уроках в классах гуманитарной направленности. Проектные технологии мало используются, но используются игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей.

Требования к уровню образованности и компетентности учащихся по данной параллели:

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

Основные методы, используемые на уроках

В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, меньше проблемных вопросов включается в содержание урока. Самостоятельность учащихся на уроке меньшая, чем на уроках в классах гуманитарной направленности. Проектные технологии мало используются, но используются игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей.

Количество учебных часов

В год - 105

В неделю - 3







2.Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

15

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

6

2

4

3

Древнерусская литература

4

2

2

4

Произведения русских писателей 18 века

М. В. Ломоносов

Г. Р. Державин

4

2

2

2

1

1

2

1

1

5

Произведения русских писателей 19 века

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

М. Федосеенков

Н. В. Гоголь

И. С. Тургенев

А. Кукарский

Н. А. Некрасов

А. К. Толстой

М. Е. Салтыков-Щедрин

Л. Н. Толстой

Н. Ядне

А. П. Чехов

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

40

8

6

1

5

2

1

2

2

4

2

1

4

2

20

5

2

1

2

1

1

1

3

1

1

2

20

3

4

3

1

1

1

1

1

1

2

2

6

Произведения русских писателей 20 века

И. А. Бунин

А. М. Горький

А. Неркаги

Л. Н. Андреев

В. В. Маяковский

А. П. Платонов

Б. Л. Пастернак

А. Т. Твардовский

Г. Сазонов, А. Конькова

Час мужества

Ф. А. Абрамов

Е. И. Носов

Ю. П. Казаков

Д. С. Лихачёв

М. Зощенко

«Тихая моя родина». Стихи и песни русских поэтов 20 века

28

2

4

1

1

2

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

5

16

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

5

7

Литература народов России

1

1

8

Зарубежная литература

14

7

7

9

Повторение изученного

7

2

5

Итого:

105

53

52




3. Содержание учебного предмета

Введение(1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество (7 час)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы (4 час)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века (4 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (40 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века(28 час)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России(1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы (14 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Повторение изученного в 7 классе.

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

ВВЕДЕНИЕ. Любимые книги

1

1.09

2

Предания

1

3.09

3

НРК Предания народов ханты и манси

1

7.09

4

Былины. «Вольгаи Микула Селянинович»

1

8.09

5

Былина «Садко»

1

10.09

6

Пословицы и поговорки

1

14.09

7

НРК Пословицы и поговорки народов ханты и манси

1

15.09

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)

8

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха

1

17.09

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

21.09

10

Подготовка к сочинению-рассуждению по разделам: «Устное народное творчество», Древнерусская литература»

1

22.09

11

Сочинение-рассуждение по разделам

«Устное народное творчество», Древнерусская литература»

1

24.09

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (4 часа)

12

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА.

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека

1

28.09

13

Литературное творчество М. В. Ломоносова

1

29.09

14

Г. Р. Державин - поэт и гражданин

1

1.10

15

Своеобразие поэзии Г. Р. Державина

1

5.10

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (40 часов)

16

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Историческая основа поэмы «Полтава»

1

6.10

17

Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник»

1

8.10

18

А. С.

Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

1

13.10

19

Любимые поэтические строки. Чтение стихотворений А. С. Пушкина наизусть

1

15.10

20

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»

1

16.10

21

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель»

1

20.10

22

Анализ эпизода повести «Станционный смотритель» (Самсон Вырину Минского

1

22.10

23

Художественное совершенство и человечность повести А. С. Пушкина

1

26.10

24

М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

1

27.10

25

Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова

1

29.10

26

Нравственный поединок героев поэмы

1

9.11

27

Сочинение. «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?»

1

10.11

28

Душа и лира поэта

1

12.11

29

Контрольная работа по творчеству АС Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

16.11

17.11

30

НРК М. Федосеенков «Родина»

1

19.11

31

Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба»

1

23.11

32

Тарас Бульба и его сыновья

1

24.11

33

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

1

26.11

34

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба

1

30.11

35

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

1.12

36

И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

1

3.12

37

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

1

7.12

38

А. Кукарский «Колокола России»

1

8.12

39

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины

1

10.12

40

Н.А.Некрасов. Лирика. Боль поэта за судьбу народа

1

14.12

41

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

1

15.12

42

А. К. Толстой «Князь Серебряный»

17.12

43

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как

один мужик двух генералов прокормил»

21.12

44

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества

22.12

45

Викторина «Что? Где? Когда?» по творчеству писателей 19 века

24.12

46

Сатира и юмор в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

28.12

47

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых

29.12

48

Духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого«Детство»

1

31.12

49

НРК Нина Ядне Повесть «Я родом из тундры»

1

50

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия произведения

1

51

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

52

Смех и слезы в «маленьких рассказах Чехова»

1

53

Смех и слезы в «маленьких рассказах Чехова»

1

54

«Край ты мой, родимый край...»

1

55

«Край ты мой, родимый край...»

1


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (28 часов)

56

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры»

1

57

И. А. Бунин Нравственный смысл рассказа «Лапти»

1

58

М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни»

1

59

М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

1

60

Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

1

61

Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1

62

НРК Анна Неркаги Повесть «Анико из рода Ного»

1

63

Л.Н.Андреев. «Кусака» Нравственные проблемы рассказа

1

64

В.В. Марковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

65

В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

66

А.П. Платонов. Рассказ «Юшка». Призыв к состраданию и милосердию

1

67

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

68

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»

1

69

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме...». «Июль»

1

70

А. Т. Твардовский. Философс

ие проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

71

НРК

Г. Сазонов, А. Конькова Июль.Отрывок из романа сказания «И лун медлительных поток…»

1

72

Час мужества

1

73

Ф.А. Абрамов. Рассказ

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы

1

74

Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы произведений

1

75

Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы произведений

1

76

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

77

Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная»

1

78

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

1

79

«Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

1

81

НРК «Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях поэтов Югры

1

82

Песни на стихи русских поэтов XX века

1

83

Итоговая контрольная работа по разделу «Произведения русских писателей ХХ века

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ЧАС)

84

Творчество Р. Гамзатова. Особенности художественной образности поэта

1


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 часов)

85

Р. Бернс.

«Честная бедность» и другие стихотворения

1

86

Р. Бернс.

«Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

89

Японские

трехстишия (хокку)

1

90

Д. Олдридж «Отец и сын».

1

91

Д. Олдридж «Отец и сын». Отцы и дети

1

92

О.Генри. Новелла «Дары волхвов

1

93

О.Генри. Новелла «Дары волхвов. Преданность и жертвенность во имя любви

1

94

Р. Д. Брэдбери «Каникулы. Мечта о чудесной победе добра

1

95

Р. Д. Брэдбери «Каникулы. Мечта о чудесной победе добра

1


96

В чём же заключается счастье? Рассказы Л. Пиранделло

1

97

В чём же заключается счастье? Рассказы Л. Пиранделло

1

98

Итоговая контрольная работа по разделу «Зарубежная литература»

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ (7 ЧАСОВ)

99

«По страницам изученных произведений…»

1

100

«По страницам изученных произведений…»

1

101

«По страницам изученных произведений…»

1

102

Друг, советую прочесть! Презентация любимых книг

1

103

Друг, советую прочесть! Презентация любимых книг

1

104

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

105

Итоговый урок

1

105






5.КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

УСТНЫЕ ОТВЕТЫ

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

ОЦЕНКА

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЧЬ

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Иметься более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок



Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.








6. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Агеносов В. В., Безносова Э. Л. , Выгон Н. С. Русская литература XX века. 7 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / В. В. Агеносов, Э. Л. Безносова, Н. С. Выгон. - М.: Дрофа, 2008

2. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе, 7 класс / О. А. Еремина. - М.: Экзамен, 2005.

3. Золотарева И. В., Егорова И. В. Поурочные разработки по литературе, 7 класс / И.В.Золотарева, И. В. Егорова. - М.: ВАКО, 2009.

4. Коровина В. Я. Методические советы / В. Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

5. Коровина В. Я, Журавлев В. П., В. И. Коровин. Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.15 - е изд., рекомендовано Министерством образования и науки РФ / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2007.

6. Скоркина Н. М. Литература: 7класс: Поурочные планы / Н. М. Скоркина. - АСТ, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература

1. Коровина В. Я, Журавлев В. П., В. И. Коровин. Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.15 - е изд., рекомендовано Министерством образования и науки РФ / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2007.

2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…7 класс. Дидактические материалы по литературе / В. Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

3. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. / М. И. Мещерякова. - М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2008.


41


© 2010-2022