Конспект урока русского языка в 8 классе Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений

Урок по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений" является первым в теме "Односоставные предложения" и даёт понятие восьмиклассникам об особенностях односоставных предложений и их видах. Тип урока - урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний. Цель урока - создать условия дляформирования умения различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. Методы обучения - частич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «ОДНОСОСТАВНЫЕ И ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

Фундаментальное понятие: порядок и хаос

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний.

ОБЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для формирования умения различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

ТДЦ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

  • познакомить учащихся с видами односоставных предложений и алгоритмом их определения

РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ:

  • развитие критического мышления учащихся;

  • развитие информационной компетентности учащихся;

  • развитие навыка самостоятельной работы по овладению новым материалом; умения ставить перед собой учебную задачу и решать её; оценивать свои знания;

  • совершенствование умения выполнять тестовую работу.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

  • воспитывать потребность правильно оценивать и проектировать собственную деятельность.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, исследовательский

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сочетание индивидуальной и фронтальной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ: урок проводится в режиме технологии развития критического мышления

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ФОРМА ДИАГНОСТИКИ: самоконтроль




Ход урока

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть

не может, а один человек этого не знает

(Альберт Эйнштейн)

  1. Орг. момент Слово учителя. Создание положительного настроя.
    Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам Эйнштейна: «Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке всё решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся!

Записываем число, вид работы в тетради.


  1. Вызов. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Учитель: Перед вами на доске набор предложений. Они хаотично расположены. Задача: привести предложения в порядок.

Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал.

Гроза утихла.

Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!

Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Ты перенесть меня вели в наш сад!

Потом его в степи без чувств нашли.

Кто видеть мог?

Лунный блеск.

Благодарю Вас!

Учитель: При этом возможны разные варианты классификации: по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по структуре.

Затем учитель предлагает свой порядок предложений - по количеству главных членов.

  • Вопрос к классу: По какому принципу предложения разделены на две группы?

  • Запись темы урока.

  • Задание классу: Попробуйте сформулировать цель урока. (Научиться отличать односоставные предложения от двусоставных).

  • Учитель дополняет: Наша задача сегодня - посмотреть, какие виды односоставных предложений бывают, научиться их определять, понаблюдать за этими предложениями в текстах, попробовать самим составить односоставные предложения.

  • Вопрос к классу: Для чего нам это необходимо? И самое главное - без изучения этой темы нельзя будет понять следующую.


  1. Осмысление: ученики анализируют материал, выдвигая различные гипотезы. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

  • Задание классу: Найдите главные члены предложений, расположенных на доске. Сделайте вывод (односоставные предложения - это предложения с одним главным членом: подлежащим или сказуемым)

  • Задание классу: на карточке в первом задании даны предложения, отметьте номера только тех, которые являются односоставными. Что для этого нужно сделать?

  1. Шесть лет войны запомнил шар земной.

  2. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

  3. Героя в бой водила песня.

  4. Танк, почерневший в объятьях пожара.

  5. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

  6. Пахнет вербой и смолою.

Результаты проверяем по ключу: 2,4,5,6

  • Задание классу: Давайте снова обратимся к теме урока. О чём мы ещё не знаем? (виды односоставных предложений)

Задание классу: пользуясь параграфами … вашего учебника, сверните информацию в таблицу:

Вид односоставного предложения.

Способ выражения грамматической основы

Пример




  • Представление результатов самостоятельной работы. Как ещё можно представить данную информацию?


  • ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание классу: на карточке в задании № 2 даны односоставные предложения. Определите их вид. Что для этого нужно сделать? Создание алгоритма.

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

3. Определяем форму глагола.

1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)

2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев)

3) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)

  1. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

  2. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья. (А. Фет)

  1. Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые


  • Задание классу: теперь нам предстоит ответить на вопрос: в каких стилях речи чаще всего используются односоставные предложения.

Текст №1. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Постройте треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и высоте, проведенной к этой стороне. В решение запишем:


  1. Построим угол ХАY, равный данному углу hk.

  2. Затем отложим на луче АХ отрезок АВ, равный данному отрезку P1Q1

  3. Для построения вершины C искомого треугольника заметим, что расстояние от точки С до прямой АВ должно равняться P2Q2.

Текст №2. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сиротину несчастную, а то меня тут колотят. А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков.

( А. П. Чехов «Ванька»)

Текст № 3. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Картина рассказывает о людях Ленинграда в суровые дни блокады. Глядишь на картину и мысленно представляешь голодный и холодный Ленинград 1942 года, его гордых защитников. Они собрались в зале филармонии послушать музыку. Переносишься воображением сюда, в зал. Концерт в осаждённом Ленинграде. Измождённые лица людей. Всматриваешься в них и поражаешься способности измученных голодом и холодом людей зачарованно слушать музыку. Она покорила этих суровых людей. Смотришь на картину и чувствуешь могучее дыхание оркестра, покорившее зал.

Вывод: односоставные предложения используются во всех стилях речи, придают речи краткость, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.



  1. Рефлексия. Итак, вернёмся к эпиграфу урока. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Выполним тест.


  1. Определённо-личное предложение - это односоставное предложение…

    1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

    2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

    3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

    4. С одним главным словом - подлежащим.

  1. Неопределённо-личное предложение - это односоставное предложение

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом - подлежащим.

  1. Безличное предложение - это односоставное предложение …

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом - подлежащим.

  1. Назывное предложение - это односоставное предложение …

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом - подлежащим.

  1. Найдите определённо-личное предложение.

  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

  2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)

  3. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

  4. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)

  1. Найдите неопределённо-личное предложение.

  1. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

  2. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

  3. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

  4. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)

  1. Найдите безличное предложение.

    1. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

    2. Не спится, няня. (А. Пушкин)

    3. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

    4. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

  1. Найдите назывное предложение.

  1. Вот старый глухарь с облинялым крылом в кусту завозился. (Н. Некрасов)

  2. Вот мельница. (А. Пушкин)

  3. Вот капля, как шляпка гвоздя, упала… (И. Бунин)

  4. Подойти к брату было страшно. (М. Горький)

  1. Укажите верную характеристику предложения: Люблю ранним утром побродить по лесу.

  1. Определённо-личное

  2. Неопределённо-личное

  3. Обобщённо-личное

  4. Безличное

Сравните результаты с ключом:

  1. 2

  2. 1

  3. 3

  4. 4

  5. 1

  6. 3

  7. 2

  8. 2

  9. 1

Учитель: Посмотрим на предложения, которые в начале урока мы пытались привести в порядок. Найдите односоставные предложения. Определите их вид.

Учитель: Оцените свой уровень усвоения новой информации и сформулируйте для себя домашнее задание.


  1. Я понял тему и умею определять виды односоставных предложений.

  2. Я понял тему, но затрудняюсь в определении видов односоставных предложений.

  3. Я не понял тему и не умею определять виды односоставных предложений.


  1. Учить таблицу, составить свои примеры односоставных предложений.

  2. Учить таблицу, выполнить тестовые задания № 5-9.(или карточка № 5)

  3. Учить таблицу, разбирать данные в учебнике примеры.


Повсюду лунный блеск.












1. Люблю дымок спалённой жнивы.
2. Восхищаешься чугунным узором оград.
3. Красуйся, град Петров!
4. Ведут ко мне коня.
5. Потом его в степи нашли.
6. Нет уз святее товарищества.
7. Вам не видать таких сражений.
8. Раннее утро.



7


© 2010-2022