Рабочая программа по русскому речевому общению для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

учебного предмета «Русское речевое общение»

для 10 класса







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373);

- федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089);

- федерального базисного учебного плана 2004г. (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 09.03.2004 года).

- авторской программы по русскому речевому общению В.М.Шаталовой, О.М.Зубакиной.

Данная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Структура документа

Рабочая учебная программа включает основные разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета.

Общая характеристика учебного предмета

Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Русское речевое общение» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10-11 классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения.

Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и её воспитательно-патриотическое значение.

В учебный предмет «Русское речевое общение» включается работа над текстом как феноменом речевого общения.

Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.

В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества - человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты; свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.

Цели и задачи учебного курса

В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества - человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты; свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.

Межпредметные связи

Общепредметными задачами работы по русскому речевому общению являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания; формирование умений работы с книгой, со справочной литературой.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского речевого общения как предмета осуществляются с русским языком и литературой. При обучении культуре русского речевого общения широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).

Близкие понятия содержатся в курсе истории (учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь); на уроках биологии школьники рассматривают вопросы мышления и речи; при занятиях музыкой - звук, тембр, интонацию.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала.

Место учебного предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане

В основной и средней (полной) школе «Русское речевое общение» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в старших классах любого профиля.

Согласно базисному учебному плану 2004 года( утвержден приказом Минобразования Р.Ф. №1312 от 09.03.2004 г) на изучение русского речевого общения в 10 классе отводится 35 часов( из расчета 1 час в неделю). Таким образом, рабочая программа рассчитана на 35 часов( 1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского речевого общения предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений.

Обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся - предупреждение и устранение различных языковых ошибок, совершенствование связной устной речи.

Об изменениях, внесённых в программу

Самостоятельно разработаны темы практических занятий по предложенным разделам.

Формы организации учебного процесса по предмету

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: формы, отражающие специфику предмета (анализ письменных работ, учебный смотр знаний), зачетные (зачет по теме).

Формы контроля знаний, умений, навыков

Текущий контроль:

  • тестирование;

  • фронтальный опрос;

  • зачёт по теме;

  • комплексный анализ текста;

  • создание устного выступления;

  • обучающее сочинение;

  • индивидуальная работа по карточкам.

Рубежный, итоговый контроль:

  • тестирование по разделам;

  • творческая проектная работа (текст-рассуждение, проект- точка зрения на проблему, создание собственного текста с использованием различных видов предварительной подготовки).

Учебный план предмета

«Русское речевое общение»

Класс

Общее количество часов

Всего

теоретических

практических

10 класс общеобразовательной школы

35


17

18







Учебно-тематический план предмета

«Русское речевое общение»

10-ый класс общеобразовательной школы

Тема

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Речевое общение и речевое воздействие.

2

2

-

2

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности

2

1

1

3

Текст как результат речевой деятельности.

8

4

4 (1ит.р.)

4

Культура речевого общения.

7

3

4 (1ит.р.)

5

Устный русский текст

2

2

-

6

Письменный русский текст

4

1

3

7

Литература как вид словесного(речевого) искусства

1

1

-

8

Монологические и диалогические формы речи и текста

3

1

2

9

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа.

5

1

4

10

Резервный урок

1

-

-


Итого:

35

17

18



Требования к уровню усвоения предмета

«Русское речевое общение»

Интенсивная, интегративная методика комплексной работы с текстом может быть реализована для создания культуры речевого общения. В КРТ реализуются успешно сформированные валидные умения: кратко излагать основное содержание текста научного, публицистического и художественного стиля, связно, логично и аргументировано строить высказывание в устной и письменной форме, т.е. учитывать задачи речи, типы речи.

В результате КРТ у старшеклассников должны сформироваться: коммуникативные умения, которые необходимы для построения любого связного высказывания, каким бы простым по содержанию и композиции оно ни было:

- осмыслить тему и строго соблюдать её границы;

- подчинять своё высказывание определённой теме и основной мысли;

- составлять план высказывания, конкретизирующий тему и основную мысль высказывания;

- отбирать материал, касающийся высказывания;

- излагать материал логически последовательно, в соответствии с планом;

- правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами (лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными);

- совершенствовать свое высказывание.

Для чего необходимо научиться:

- собирать материал из различных источников и систематизировать его;

- строить свое высказывание в определённой жанрово-композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т.п.);

- соблюдать стилевое единство текста;

- использовать эмоционально-экспрессивные средства языка;

- использовать синонимические средства языка (лексические, морфологические, синтаксические);

-кратко записывать основное содержание текста (составление тезисов и конспектов);

- строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи: сообщение, доклад, выступление (дискуссионное, агитационное, приветственное и др.).

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Требования к оценке знаний учащихся

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Оценка



Основные критерии оценки




Содержание и речь



Грамотность


«5»



  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»



  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»



  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 4 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»



  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок



Учебно-методический комплект.


  • Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11кл. общеобраз. учрежд./А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 13-е издание- М.: Просвещение, 2010.

  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 464 с.

Рекомендуемая литература для учителя:

1.Культура русской речи. Энциклопедический словарь- справочник.

2.Русский язык и культура речи. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Учебное пособие для вузов

3.Русский язык и культура речи. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Под ред. Ипполитовой Н.А.

4. Введение в речевое воздействие. Стернин И.А.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М,

2. Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г.

3.Русский язык. 10-11 классы. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

4. Словарь русского языка. Ожегов С.И.

5. Школьный словарь литературоведческих терминов.

Средства обучения

1)Технические средства:

1.мультимедийный компьютер(технические требования: графическая операционная система, привод для чтения/записи компакт- дисков, аудио- видео входа, возможность выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных);

2.мультимедиапроектор;

3.принтер лазерный;

4.экран на штативе.

2)Учебно-наглядные пособия(таблицы).

3)Организационно-педагогические средства(раздаточный материал).

Интернет-ресурсы:

  • internet-school.ru

  • edu.ru/db/portal/sites/ portal_page.htm Базовые федеральные образовательные порталы

  • edu.ru Федеральный портал «Российское образование»

  • school. edu.ru Российский общеобразовательный портал

  • ed. gov.ru Министерство образования России

  • int-edu.ru Институт новых технологий образования

  • mosedu.ru Московское образование

  • rusedu.ru Информатика и ИКТ в образовании

  • educom.ru/ru/information/books/ Федеральный комплект учебников

  • window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • rsl.ru Российская государственная библиотека

  • musem.ru Портал "Музеи России»

10


© 2010-2022