- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Проскурина Л.П. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода
«Согласовано»
Руководитель МО
__________Андреева Л.В.
Протокол № ___ от
«____»__________20__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 41 г. Белгород
___________ Гулькова Н.В.
«____»____________20__ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №41 г. Белгород
__________Тихов А.Н.
Приказ № ___ от
«___»______________20__ г.
Рабочая программа
Лукьянченко Галины Николаевны
по учебному курсу «Литература»
9 класс
Базовый уровень
2013 - 2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МБОУ «СОШ № 41», характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя русского языка и литературы Лукьянченко Г.Н. по учебному курсу «Литература» в 9 классе на базовом уровне, специальными целями которого являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся. В рабочую программу внесены изменения, так как данная рабочая программа адаптирует авторскую рабочую программу к реальным условиям индивидульного преподавания .
Рабочая программа составлена на основе:
• Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. №819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений».
• Инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и Молодежной политики Белгородской области, Бел РИПКППС «О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области», 2013г.
• Базисного учебного плана МОУ-СОШ «№41 по осуществлению образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году».
Учитывая то, что число часов надомного обучения сокращено, таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:
Содержание
Часов в авторской
программе
Часов в рабочей программе
Введение
Литература Древней Руси
2
Литература XVIII века
5
Литература первой половины XIX века
14
Литература второй половины XIX века
4
Литература XX века
8
Итоговый урок
1
ИТОГО
102
34
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения обучающихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи обучающихся.
Данные цели обуславливает решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы. Расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАССА
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
- понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев - портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- объяснять роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество уроков
Плановые сроки прохождения
Примечания (виды работы на уроке)
Литература Древней Руси (2 ч.)
1
Общая характеристика древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве».
1
Словарная работа (жанр, слово).
2
Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.
1
Литература XVIII века (5 ч.)
3
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном».
М.В. Ломоносов. «Ода 1747 года».
1
4
Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». Сатирическое обличие невежества, злонравия, деспотизма.
1
Словарная работа (ода).
5
А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
1
Словарная работа (комедия, резонер).
6
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
1
7
Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека.
Язык повести. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
1
Словарная работа (сентиментализм).
Литература первой половины XIX века (14 ч.)
8
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века.
В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного. Романтизм поэта. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».
1
Сообщения учащихся
9
А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.
1
Анализ списка действующих лиц.
10
«Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.
Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
1
11
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).
Свобода, творчество, любовь - три стихии духа в лирике Пушкина («Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «К Чаадаеву»).
1
12
Роман «Евгений Онегин». История создания.
Лироэпический характер «свободного романа» в стихах.
1
13
Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа».
1
14
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Возвышение и трагическое в лирике М.Ю. Лермонтова.
Интонационное и ритмическое богатство лирики.
1
Сравнительная таблица «Романтическая любовная лирика Лермонтова»
15
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.
1
Самостоятельное чтение отдельных повестей романа.
16
Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина. Особенности композиции романа (смена Рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).
1
17
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).
«Шинель». Тема «маленького человека».
Роль фантастики в повести.
1
18
«Мертвые души». Своеобразие жанра.
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная.
1
19
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
1
20
Образ автора. «Мертвые души» в оценке русской критики.
1
21
А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди - сочтемся».
Литература второй половины XIX века (4 ч.).
22
Н.А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.
«Размышления у парадного подъезда».
1
23
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. «Юность» (обзор).
1
24
Три эпохи жизни человека в трилогии Л.Н. Толстого. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей.
1
25
Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности.
1
Литература XX века (9 ч.)
26
А.А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия».
1
27
В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения.
Выразительное и аналитическое чтение.
28
«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.
1
29
С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний («Низкий дом с голубыми ставнями»).
1
30
Грусть от сознания быстротечности жизни.
Живописность, народная основа языка («Отговорила роща золотая…»).
1
31
М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав).
1
32
М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека.
1
33
А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа.
1
34
Итоговый урок. Список для чтения летом (1 ч.).
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
I. Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве».
II. Литература XVIII века
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.
М.В. ЛОМОНОСОВ.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.
Д.И. ФОНВИЗИН.
Для чтения и бесед
«Недоросль».
А.Н. РАДИЩЕВ.
Для чтения и бесед
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Г.Р. ДЕРЖАВИН.
Для чтения и бесед
«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
И.М. КАРАМЗИН.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Сентиментализм в литературе.
III. Литература XIX века
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.
Для чтения и бесед
«Море».
А.С. ГРИБОЕДОВ.
Для чтения и изучения
«Горе от ума».
А.С. ПУШКИН.
Для чтения и изучения
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» (1825г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
«Евгений Онегин». Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Пиковая дама». «Моцарт и Сальери».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
Для чтения и изучения
«Смерть Поэта». «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина».
«Герой нашего времени».
Н.В. ГОГОЛЬ.
Для чтения и изучения
«Мертвые души», «Шинель».
А.Н. ОСТРОВСКИЙ.
Для чтения и бесед
«Свои люди - сочтемся».
Островский - мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).
Н.А. НЕКРАСОВ.
Для чтения и изучения
«Тройка», «Размышления у парадного подъезда».
Для чтения и бесед
«Давно - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Понятие о лирическом герое.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Для чтения и бесед
«Белые ночи».
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Для чтения и бесед
«Юность» (обзор). Особенности повествования от первого лица.
IV. Литература XX века
Литература великих и трагических лет.
А.А. БЛОК.
Для чтения и изучения
«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты - как отзвук забытого гимна…».
В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…», «Разговор на одесском рейде…». Новаторство Маяковского в стихосложении.
Для чтения и бесед
«Гимн ободу», «Подлиза» и другие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН.
Для чтения и изучения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
М.А. БУЛГАКОВ.
Для чтения и бесед
«Собачье сердце» (обзор с разбором глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога).
М.А. ШОЛОХОВ.
Для чтения и изучения
«Судьба человека».
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН.
Для чтения и бесед
«Матренин двор».
Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» - «Литература»:
«Слово о полку Игореве» в кругу шедевров национальных литератур.-Л.-2001.-№22
Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9 класс.-Л.-2002.-№21.
Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве».-М.-№11.
Метонимия в «Слове о полку Игореве».-М.-№31.
Рядом с историей (Древнерусская литература).-М.-№73.
V. Литература XVIII века
Уроки литературы в V-XI классах. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин. Ж.-Б. Мольер. Радищев. Карамзин.-М.-№81.
Ломоносов М.В.
Об изучении жизни и творчества М.В. Ломоносова.-М.-№1.
Державин Г.Р.
«Я любил чистосердечье…».-М.-№81
В.Ф. Ходасевич о Державине.-М.-№81.
Карамзин Н.М.
«Бедная Лиза» н.М. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина.-Л.-2001.-№2
«Подвиг честного человека».-М.-№78.
Изучение повести Карамзина «Бедная Лиза».-М.-№78
Сентиментализм.-Л.-2001.-№16.
Жуковский В.А.
«Любимец нежных муз» В.А. Жуковский.-ПЛШ.-2001.-№1.-С.8-11.
Человек и природа в лирике В.А. Жуковского.-ПЛШ.-2001.-№1.-С.12-14.
Баллады Жуковского.-Л.-2001.-№30.
Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского «Море», стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное».-Л.-2001.-№36.
Грибоедов А.С.
Грибоедов в воспоминаниях современников.-ПЛШ.-2001.-№6.-С.2-5.
А.С. Грибоедов.-С.6-8.
Размышления над жанром комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».-С.9-10.
Заключительный урок по изучению «Горя от ума» А.С. Грибоедова.-С.11-13.
Главные герои комедий Грибоедова «Горе от ума» и Мольера «Мизантроп».-Л.-2001.-№36.
«Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения…». (Чацкий и Молчалин).-Л.-2001.-№47.
Сценическая жизнь «Горя от ума».-М.-№10.
Заметки на полях «Горя от ума».-М.-№45.
Идеи и образы комедии «Горе от ума».-М.-№76.
Уроки в V-XI классах. «Горе от ума».-М.-№78.
Лицо и гений Грибоедова.-М.-№82.
Уроки в V-XI классах. Грибоедов. «Горе от ума».-М.-№82.
Пушкин А.С.
Чувство природы в поэзии Пушкина.-ЛШ.-2001г.-№1-С.12-13.
«Евгений Онегин» как проблемный роман.-ЛШ.-2001г.-№2.-С.2-8.
Автор и его герой. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».-С.29-31.
Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8 класс.-С.31-33.
Композиционная роль сна Татьяны в романе «Евгений Онегин».-Л.-2001.-№10.
Философская лирика Пушкина. Урок в 9 классе.-Л.-2001.-№14.
Поэт и назначение поэзии.-Л.-2001.-№17.
Тема поэзии у А.С. Пушкина.-Л.-2001.-№19.
А.С. Пушкин. Лирика природы. Примерный план письменной работы.-Л.-2001.-№21.
Пушкин: последнее порище.-Л.-2001.-№34.
Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского «Море», стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное».-Л.-2001.-№36.
Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».-Л.-2002.-№12.
Ленский и Татьяна.-Л.-2002.-№18.
Образ черного человека в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме Есенина «Черный человек».-Л.-2002.-№19.
О языке стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».-М.-№27.
Вопросительные предложения в романе «Евгений Онегин».-М.-№61.
Лирика Пушкина.-М.-№69.
Возвращение к литературе. Уроки в V-XI классах («Татьяны милый идеал»; Финал романа «Евгений Онегин» и его смысл. Роман «Евгений Онегин» в прочтении В.Г. Белинского).-М.-№69.
К познанию Пушкина.-М.-№70.
О Пушкине.-М.-№72.
Некоторые аспекты развития творческого зрения Пушкина.-М.-№76.
«В начале жизни школу помню я…» (лицейская и творческая жизнь Пушкина 1814-1815 годов).-М.-№79.
Начальное понятие о реализме (урок по лирике А.С. Пушкина в 9 классе).-М.-№69 (5).
Лексика стихотворной речи А.С. Пушкина.-М.-№69 (12).
Лермонтов М.Ю.
Чувство природы в поэзии Лермонтова.-ЛШ.-2001г.-№1-С.13-14.
Икона русской природы: «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова. 9 класс.-С.27-29.
Тема поэта и поэзии.-Л.-2001.-№17.
Фатализм Лермонтова.-Л.2001.-№21.
«Герой нашего времени». Почему он так непонятен?-Л.2001.-№34.
Степан Шевырев о Лермонтове. «Герой нашего времени». Стихотворения М. Ю. Лермонтова.-Л.-2001.-№39.
О стихотворении 1839 года «Молитва».-Л.-2001.-№42.
Лирика Лермонтова на уроке.-Л.-2002.-№24.
Страсти голос благородный.-М.-№22.
Использование поэтических сравнений в прозе Лермонтова.-М.-№27.
По страницам лермонтовской поэзии.-М.-№29.
Любил ли Печорин княжну Мери? («Герой нашего времени»).-М.-№69.
О философской основе романа «Герой нашего времени».-М.-№69.
Венок Лермонтову.-М.-№69.
Поэзия тревожной мысли.-М.-№70.
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».-М.-№69 (8).
Гоголь Н.В.
Мир человека в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».-Л.-2001.-№12.
Помещик Манилов - человек эпохи ампира.-Л.-2001.-№12.
Система пластических образов в поэме «Мертвые души».-Л.-2001.-№12.
Чичиков в гостях у Коробочки. Урок-исследование.-Л.-2001.-№12.
Загадка эпилога «Шинели» Гоголя.-Л.-2002.-№9.
Урок по повести Гоголя «Шинель».-Л.-2002.-№9.
Чичиков. Герой нашего времени.-Л.-2002.-№19.
Некрасов Н.А.
«Тройка» Некрасова. Рекомендуемая программа анализа.-Л.-2001.-№15.
Н.А. Некрасов.-Л.-2001.-№35.
Опыт прочтения стихотворения «В полном разгаре страда деревенская».-Л.-2001.-№36.
Блок А.А.
Тайна знакомой строки («Россия»).-М.-№69 (3).
Булгаков М.А.
«Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени.-М.-№64.
Шолохов М.А.
«Судьба человека». Стилистический анализ.-М.-№52.
Солженицын А.И.
Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына («Захар-Калита», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»).-М.-№3.
Рассказ «Матренин двор».-М.-№59.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.-М.: ВАКО, 2009
-
Литература. Русская классика. 9 класс: В двух частях/ Под ред. Г.И. Беленького.-М.: Мнемозина, 2005
-
Читаем. Думаем. Спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс/ Авт.-сост. Г.И. Беленький и др.; Под ред. Г.И. Беленького.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1996
УМК Г.И. Беленького включает обязательный минимум содержания, выраженный в дидактических единицах. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно, доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике следует отметить рубрику «Попробуй сочинить», задания по анализу изучаемых произведений, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления.
-
Программа, учебники, методические рекомендации традиционны и отвечают сложившимся представлениям о преподавании литературы в школе. Современные требования к образованию школьников предполагают воплощение на уровне программ и учебно-методических комплексов компетентностного и деятельностного подходов к обучению всем предметам школьной программы, в том числе и к обучению литературе как учебному предмету. С этой позиции УМК Г.И. Беленького отвечает насущным проблемам школьного литературного образования.