Программа факультатива Школа журналистики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

директор КГУ «Агротехнический колледж № 10»

Дюсекенов А.С. ____________________________

Перспективно-тематическое планирование

занятий факультатива

«Школа журналистики»

на 2014-2015 учебный год





Преподаватель

русского языка и литературы

Шупикова Л.М.

Согласовано

на заседании

методического объединения

гуманитарных дисциплин

Руководитель ____________ Актанова Г.С.



г.Акколь



Программа факультатива «Школа журналистики»

Пояснительная записка

Факультатив «Школа журналистики» можно назвать одним из компонентов системы работы по формированию духовно-нравственной личности учащегося.

Программа факультатива рассчитана на студентов 1 - 2 курса (16-18 лет). В данном возрасте завершается этап социализации личности, структура которой приобретает качества, характерные для взрослого человека. Развивается кругозор учащихся, становится шире круг их интересов, меняются общественные роли.

В этот период очень важно создать для учащихся атмосферу, способствующую формированию самоопределения, саморегуляции и самореализации.

Занятия факультатива призваны научить студентов формулировать и отстаивать свою точку зрения, создавать тексты публицистического стиля, чётко и ясно выражать свои мысли, планировать деятельность, готовить тематические подборки материала.Программа факультатива Школа журналистики

Как доступное средство массовой информации школьная газета может и должна стать в руках детей инструментом, помогающим постичь и познать мир и себя, а для взрослых - тонким и чутким камертоном, необходимым в деле воспитания детей. Как всякое совместное, непростое дело, газета может и должна сближать детей и взрослых, вовлеченных в процесс работы над номерами газеты. Важная составная часть этой программы - стремление не свести обучение газетному и журналистскому мастерству к изучению и строгому постижению жанров. Поэтому каждое теоретическое занятие подкрепляется практической работой над очередными материалами в номер.

Создавая школьную газету, дети не только постигают теорию журналистского искусства и развивают свои практические навыки, они учатся глубже мыслить, быть внимательными к незначительным, на первый взгляд, деталям и событиям, по-новому открывают для себя окружающий мир, видеть прекрасное в простых и обыденных вещах. В процессе поиска материалов для публикаций изучают современную периодику, труды философов, писателей и учёных, сборники афоризмов, тем самым приобщаясь к мировому культурному наследию.

Занятия факультатива способствуют развитию моральных убеждений и, следовательно, формированию нравственного мировоззрения, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростков.


Цель программы - ввести подростков в мир журналистики как средства постижения истин, пути самоутверждения и самореализации, познания окружающего мира, научить подростков ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

Обучающие: научить студентов ориентироваться в жанровом спектре публицистики, познакомить с основными газетными жанрами, и, пользуясь ими как инструментом, добиваться целевых жизненных задач: учиться понимать и принимать чужую точку зрения, развивать в себе толерантность, терпимость, уважение к миру вокруг себя.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся информационной памяти и кругозора, коммуникабельности, эмоционально-эстетического вкуса, умения анализировать события, факты, поступки; развитие умения создавать собственные образцы творческого письма по результатам восприятия, истолкования и оценки описываемого события или художественного текста;

Воспитательные: формировать гражданскую позицию учащихся, способствовать формированию положительных морально-этических взглядов и идеалов; помочь учащимся раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Прогнозируемые результаты:

В ходе занятий факультатива «Школа журналистики» учащиеся должны:

  • получить представление о публицистических жанрах и назначении публицистики в целом;

  • научиться создавать авторские публицистические материалы в наиболее популярных жанрах (интервью, репортаж, очерк, эссе и т.п.);

  • научиться отбирать, структурировать и систематизировать материал;

  • научиться работать в команде;

  • получить навыки компьютерного дизайна текстовых материалов;

  • оценивать и совершенствовать результаты своей речевой деятельности;

  • совершенствовать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, уметь услышать и принять точку зрения оппонента;

  • уметь изучать, анализировать современное информационное поле, научиться уверенно ориентироваться в нём, определить своё место в данной социальной сфере.

Программа факультатива предлагает основные темы теоретических занятий.

В программе предусмотрен минимум теоретических правил, положений, законов, необходимых для постижения минимума знаний. Содержание программы предполагает курс введения в журналистику.

Объем теоретического курса невелик и включает в себя вопросы, касающиеся теории журналистики. На базе этой программы, объединяющей минимальные знания обо всех жанрах, можно вести занятия в группах разного уровня обучения, готовя с детьми материалы для газеты, учитывая особенности их возраста, творческие и интеллектуальные способности.

Полный объём учебных часов - 40, по 1 часу в неделю.

Для успешного выполнения программы необходимо:

  • не реже одного раза в неделю проводить теоретические и практические занятия;

  • ориентировать учащихся на выполнение конкретных задач, подчеркивая значимость, необходимость и важность коллективного дела - выпуска газеты;

  • все номера выпускаемой газеты планировать со студентами, мотивировать их, создавать позитивный настрой, обсуждать каждый выпущенный номер;

  • не реже одного раза в месяц проводить совместное заседание всех участников факультатива, с целью анализа путей развития газеты, её успешности, корректировки недочётов и недоработок;

  • обсуждение графических идей оформления газеты, поиск новых средств стилевого оформления.

Для достижения целей и задач предполагаются следующие виды, формы и методы совместной деятельности:

Формы работы с учащимися: работа в группах сменного состава, индивидуальная работа.

Основные типы факультативных занятий: комбинированное занятие, лекция с элементами беседы, семинар, практикум, творческая мастерская, диспут, тренинг и т.п.

Основные методы обучения:

Монологический - применяется при изучении теоретического материала, где преподаватель знакомит с новыми сведениями, даёт советы, рекомендации.

Диалогический - осуществляется по принципу вопрос-ответ, студенты могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный - преподаватель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал, интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый - учащимся предлагается самостоятельно найти решение той или иной проблемы, возникшей в процессе обучения, в ходе группового обсуждения или практических тренингов с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

К процессу обучения предполагается привлечение родителей учащихся, преподавателей, мастеров п/о, психолога, медицинского работника колледжа, работников ИДН и др. для комментирования, проведения опросов, поиска информации, проведения интервью и т.д.

Методическая работа:

- подбор литературы, аудио, видео материалов;

- апробация новых программ ИКТ, применимых для данной деятельности;

- разработка и проведение итоговых, открытых занятий;

- работа с материалами интернет-сайтов, поиск информации в Интернет;

- создание наглядного материала, памяток, рекомендаций для студентов.

Культурно-массовая работа:

- выпуск школьной газеты;

- сбор информации и фотоматериалов о событиях в колледже и в районе.

Студентам предлагается вести портфолио, в котором будут собраны все материалы, подготовленные ими для школьной газеты, памятки по работе над произведениями публицистического стиля.

Методическое обеспечение:

- наглядности;

- литература для учителя и учеников;

- интернет-сайты, посвященные данной тематике.

Идеальные условия реализации:

- наличие канцелярии (бумага (ф. А4), блокноты, авторучки, тетради и пр.);

- отдельный кабинет;

- компьютер, сканер, принтер;

- цифровой фотоаппарат;

- аудио и видео воспроизводящая аппаратура.

Факультативный курс рассчитан на 60 часов.

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Речевая практика

1

1

Наша газета. Вводное занятие. Значение факультативного курса, его задачи

Тема, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли

Выбор названия и рубрик школьной газеты, формулировка предложений и идей

Тренинг «Постигая суть», «Вариации на тему», «Как это было»

2-3

2

Как стать хорошим репортёром

Осветить основные правила репортёрской работы

Составление памятки репортёра

Тренинг «Я знаю три слова», «Краткий конспект»

4-5

2

Жанры и виды публицистики

Знакомство с картой жанров

Составление конспекта по теме

Упражнения по стилистике

6-7

2

Выпуск школьной газеты (сентябрьский номер)

Отбор и структурирование материала

Подбор цитат к рубрикам школьной газеты

8-9

2

Публицистическая статья. Заметка

Примеры написания статей. Эмоциональная окрашенность статьи. Заметка как ответ на вопросы «Что? Где? Когда?»

Написание статьи на морально-нравственную тему

Составление заметок о прошедшем дне

Тренинг «Аукцион событий», «Знаете ли вы, что…», «Информационные ресурсы», «Эмпатия», «Свободный обмен»

10-11

2

Интервью (интервью-монолог, интервью-диалог, пресс-конференция, круглый стол)

Интервью как беседа корреспондента с собеседником. Способы взятия интервью, условия, правила интервьюирования

Интервью с педагогами колледжа, выдающимися личностями города

Тренинг «Интервью-минутка»

12-13

2

Репортаж

Собирание материала. Описание по наблюдениям

Подготовка репортажей с места событий (общешкольные мероприятия, открытые уроки и т.д.)

Тренинг «Фраза-картинка»

14-15

2

Выпуск школьной газеты (октябрьский номер)

Отбор и структурирование материалов

Устное обоснование выбора

16-17

2

Очерк

Составление плана работы над очерком

Портретный очерк

Практическая работа с текстом очерка

118-19

2

Записные книжки

Собирание материалов к сочинению по личным наблюдениям

Подготовка сборников «Из записных книжек писателей», «Из наших записных книжек»

20-21

2

Путевые заметки

Описание природы, внешности человека, обстановки и т.д.

Подготовка сборника «По родному краю»

Тренинг «На дальних островах»

22-23

2

Выпуск школьной газеты (ноябрьский номер)

Отбор и структурирование материала

Редактирование материалов

24

1

Тезисы и конспект, их отличие от плана

Оформление плана, основная мысль высказывания

Составление тезисов устного высказывания «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать»

25

1

Упорядочение материалов

Приёмы упорядочения материалов

Памятка «Как работать над рукописью»

Тренинг «Найдите и исправьте ошибку», «Составьте предложения из слов и словосочетаний»

26

1

Как оформить список литературы

Правила оформления списка литературы при подготовке курсовой, дипломной, научно-исследовательской работы

Составление списка литературы к реферату, докладу по выбранной теме исследовательской работы

27-28

2

Выпуск школьной газеты (декабрьский номер)

Отбор и структурирование материала

Аннотация на сочинение друга

29

1

Отзыв и рецензия как разновидность ученического сочинения

Отзыв о сочинении товарища, о прочитанном. Рецензия о научной работе

Отзывы-заметки дискуссионного характера для школьной газеты. Рецензия о научно-исслед. Работе

Тренинг «Сказочная рецензия»

30-31

2

Изобразительно-выразительные средства языка

Основные виды тропов

Стилистические фигуры

Карточки-примеры из литературных произведений

32-33

2

Эссе

Требования и правила написания эссе

Эссе «Я и моя карьера»

34-35

2

Рассуждение проблемного характера

Рассуждение, которое требует раскрытия понятий. Доказательства в рассуждении

Сочинение «Какими мы должны быть в наше время»

36-37

2

Выпуск школьной газеты (январь - февраль)

Отбор и структурирование материала

Редактирование материалов

38

1

Сравнительная характеристика

Характеристика литературных героев

Сочинение на тему «Два товарища»

Тренинг «Одно…»

39-40

2

Ораторская речь

Правила написания ораторской речи

Ораторская речь

Диспут

41-42

2

Выпуск школьной газеты (мартовский номер)

Отбор и структурирование материала

Редактирование статьи друга

43

1

Отчего журналистские сочинения бывают скучными?

Советы и рекомендации по написанию

хороших статей

Речевой практикум

44-45

2

Юмористический рассказ

Композиция рассказа

Подготовка сборника юмористических рассказов

46-47

2

Выпуск школьной газеты (апрельский номер)

Отбор и структурирование материала

Конкурс на лучший юмористический рассказ

48-51

4

Экскурсия в редакцию районной газеты «Знамя Родины»

Знакомство учащихся с историей газеты и трудовыми буднями работников редакции

Работа по группам: интервью, репортаж, заметка, очерк и т.п.

52-53

2

Деловая игра «Редакция»

Отработка практических навыков студентов

Создание публицистического материала, редактирование, рецензирование

54-55

2

Выпуск школьной газеты (майский номер)

Отбор и структурирование материала

Редактирование материала

56-59

4

Конкурс «Журналист года»

Конкурсная программа

Работа в разных жанрах публицистики

60

1

Итоговое занятие «Прощальное письмо»

Подведение итогов

«Письмо в редакцию»


© 2010-2022