- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа факультатива Школа журналистики
Программа факультатива Школа журналистики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шупикова Л.М. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждаю
директор КГУ «Агротехнический колледж № 10»
Дюсекенов А.С. ____________________________
Перспективно-тематическое планирование
занятий факультатива
«Школа журналистики»
на 2014-2015 учебный год
Преподаватель
русского языка и литературы
Шупикова Л.М.
Согласовано
на заседании
методического объединения
гуманитарных дисциплин
Руководитель ____________ Актанова Г.С.
г.Акколь
Программа факультатива «Школа журналистики»
Пояснительная записка
Факультатив «Школа журналистики» можно назвать одним из компонентов системы работы по формированию духовно-нравственной личности учащегося.
Программа факультатива рассчитана на студентов 1 - 2 курса (16-18 лет). В данном возрасте завершается этап социализации личности, структура которой приобретает качества, характерные для взрослого человека. Развивается кругозор учащихся, становится шире круг их интересов, меняются общественные роли.
В этот период очень важно создать для учащихся атмосферу, способствующую формированию самоопределения, саморегуляции и самореализации.
Занятия факультатива призваны научить студентов формулировать и отстаивать свою точку зрения, создавать тексты публицистического стиля, чётко и ясно выражать свои мысли, планировать деятельность, готовить тематические подборки материала.
Как доступное средство массовой информации школьная газета может и должна стать в руках детей инструментом, помогающим постичь и познать мир и себя, а для взрослых - тонким и чутким камертоном, необходимым в деле воспитания детей. Как всякое совместное, непростое дело, газета может и должна сближать детей и взрослых, вовлеченных в процесс работы над номерами газеты. Важная составная часть этой программы - стремление не свести обучение газетному и журналистскому мастерству к изучению и строгому постижению жанров. Поэтому каждое теоретическое занятие подкрепляется практической работой над очередными материалами в номер.
Создавая школьную газету, дети не только постигают теорию журналистского искусства и развивают свои практические навыки, они учатся глубже мыслить, быть внимательными к незначительным, на первый взгляд, деталям и событиям, по-новому открывают для себя окружающий мир, видеть прекрасное в простых и обыденных вещах. В процессе поиска материалов для публикаций изучают современную периодику, труды философов, писателей и учёных, сборники афоризмов, тем самым приобщаясь к мировому культурному наследию.
Занятия факультатива способствуют развитию моральных убеждений и, следовательно, формированию нравственного мировоззрения, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростков.
Цель программы - ввести подростков в мир журналистики как средства постижения истин, пути самоутверждения и самореализации, познания окружающего мира, научить подростков ориентироваться в информационном пространстве.
Задачи:
Обучающие: научить студентов ориентироваться в жанровом спектре публицистики, познакомить с основными газетными жанрами, и, пользуясь ими как инструментом, добиваться целевых жизненных задач: учиться понимать и принимать чужую точку зрения, развивать в себе толерантность, терпимость, уважение к миру вокруг себя.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся информационной памяти и кругозора, коммуникабельности, эмоционально-эстетического вкуса, умения анализировать события, факты, поступки; развитие умения создавать собственные образцы творческого письма по результатам восприятия, истолкования и оценки описываемого события или художественного текста;
Воспитательные: формировать гражданскую позицию учащихся, способствовать формированию положительных морально-этических взглядов и идеалов; помочь учащимся раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Прогнозируемые результаты:
В ходе занятий факультатива «Школа журналистики» учащиеся должны:
-
получить представление о публицистических жанрах и назначении публицистики в целом;
-
научиться создавать авторские публицистические материалы в наиболее популярных жанрах (интервью, репортаж, очерк, эссе и т.п.);
-
научиться отбирать, структурировать и систематизировать материал;
-
научиться работать в команде;
-
получить навыки компьютерного дизайна текстовых материалов;
-
оценивать и совершенствовать результаты своей речевой деятельности;
-
совершенствовать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, уметь услышать и принять точку зрения оппонента;
-
уметь изучать, анализировать современное информационное поле, научиться уверенно ориентироваться в нём, определить своё место в данной социальной сфере.
Программа факультатива предлагает основные темы теоретических занятий.
В программе предусмотрен минимум теоретических правил, положений, законов, необходимых для постижения минимума знаний. Содержание программы предполагает курс введения в журналистику.
Объем теоретического курса невелик и включает в себя вопросы, касающиеся теории журналистики. На базе этой программы, объединяющей минимальные знания обо всех жанрах, можно вести занятия в группах разного уровня обучения, готовя с детьми материалы для газеты, учитывая особенности их возраста, творческие и интеллектуальные способности.
Полный объём учебных часов - 40, по 1 часу в неделю.
Для успешного выполнения программы необходимо:
-
не реже одного раза в неделю проводить теоретические и практические занятия;
-
ориентировать учащихся на выполнение конкретных задач, подчеркивая значимость, необходимость и важность коллективного дела - выпуска газеты;
-
все номера выпускаемой газеты планировать со студентами, мотивировать их, создавать позитивный настрой, обсуждать каждый выпущенный номер;
-
не реже одного раза в месяц проводить совместное заседание всех участников факультатива, с целью анализа путей развития газеты, её успешности, корректировки недочётов и недоработок;
-
обсуждение графических идей оформления газеты, поиск новых средств стилевого оформления.
Для достижения целей и задач предполагаются следующие виды, формы и методы совместной деятельности:
Формы работы с учащимися: работа в группах сменного состава, индивидуальная работа.
Основные типы факультативных занятий: комбинированное занятие, лекция с элементами беседы, семинар, практикум, творческая мастерская, диспут, тренинг и т.п.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется при изучении теоретического материала, где преподаватель знакомит с новыми сведениями, даёт советы, рекомендации.
Диалогический - осуществляется по принципу вопрос-ответ, студенты могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный - преподаватель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал, интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый - учащимся предлагается самостоятельно найти решение той или иной проблемы, возникшей в процессе обучения, в ходе группового обсуждения или практических тренингов с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
К процессу обучения предполагается привлечение родителей учащихся, преподавателей, мастеров п/о, психолога, медицинского работника колледжа, работников ИДН и др. для комментирования, проведения опросов, поиска информации, проведения интервью и т.д.
Методическая работа:
- подбор литературы, аудио, видео материалов;
- апробация новых программ ИКТ, применимых для данной деятельности;
- разработка и проведение итоговых, открытых занятий;
- работа с материалами интернет-сайтов, поиск информации в Интернет;
- создание наглядного материала, памяток, рекомендаций для студентов.
Культурно-массовая работа:
- выпуск школьной газеты;
- сбор информации и фотоматериалов о событиях в колледже и в районе.
Студентам предлагается вести портфолио, в котором будут собраны все материалы, подготовленные ими для школьной газеты, памятки по работе над произведениями публицистического стиля.
Методическое обеспечение:
- наглядности;
- литература для учителя и учеников;
- интернет-сайты, посвященные данной тематике.
Идеальные условия реализации:
- наличие канцелярии (бумага (ф. А4), блокноты, авторучки, тетради и пр.);
- отдельный кабинет;
- компьютер, сканер, принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- аудио и видео воспроизводящая аппаратура.
Факультативный курс рассчитан на 60 часов.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема занятия
Содержание занятия
Речевая практика
1
1
Наша газета. Вводное занятие. Значение факультативного курса, его задачи
Тема, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли
Выбор названия и рубрик школьной газеты, формулировка предложений и идей
Тренинг «Постигая суть», «Вариации на тему», «Как это было»
2-3
2
Как стать хорошим репортёром
Осветить основные правила репортёрской работы
Составление памятки репортёра
Тренинг «Я знаю три слова», «Краткий конспект»
4-5
2
Жанры и виды публицистики
Знакомство с картой жанров
Составление конспекта по теме
Упражнения по стилистике
6-7
2
Выпуск школьной газеты (сентябрьский номер)
Отбор и структурирование материала
Подбор цитат к рубрикам школьной газеты
8-9
2
Публицистическая статья. Заметка
Примеры написания статей. Эмоциональная окрашенность статьи. Заметка как ответ на вопросы «Что? Где? Когда?»
Написание статьи на морально-нравственную тему
Составление заметок о прошедшем дне
Тренинг «Аукцион событий», «Знаете ли вы, что…», «Информационные ресурсы», «Эмпатия», «Свободный обмен»
10-11
2
Интервью (интервью-монолог, интервью-диалог, пресс-конференция, круглый стол)
Интервью как беседа корреспондента с собеседником. Способы взятия интервью, условия, правила интервьюирования
Интервью с педагогами колледжа, выдающимися личностями города
Тренинг «Интервью-минутка»
12-13
2
Репортаж
Собирание материала. Описание по наблюдениям
Подготовка репортажей с места событий (общешкольные мероприятия, открытые уроки и т.д.)
Тренинг «Фраза-картинка»
14-15
2
Выпуск школьной газеты (октябрьский номер)
Отбор и структурирование материалов
Устное обоснование выбора
16-17
2
Очерк
Составление плана работы над очерком
Портретный очерк
Практическая работа с текстом очерка
118-19
2
Записные книжки
Собирание материалов к сочинению по личным наблюдениям
Подготовка сборников «Из записных книжек писателей», «Из наших записных книжек»
20-21
2
Путевые заметки
Описание природы, внешности человека, обстановки и т.д.
Подготовка сборника «По родному краю»
Тренинг «На дальних островах»
22-23
2
Выпуск школьной газеты (ноябрьский номер)
Отбор и структурирование материала
Редактирование материалов
24
1
Тезисы и конспект, их отличие от плана
Оформление плана, основная мысль высказывания
Составление тезисов устного высказывания «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать»
25
1
Упорядочение материалов
Приёмы упорядочения материалов
Памятка «Как работать над рукописью»
Тренинг «Найдите и исправьте ошибку», «Составьте предложения из слов и словосочетаний»
26
1
Как оформить список литературы
Правила оформления списка литературы при подготовке курсовой, дипломной, научно-исследовательской работы
Составление списка литературы к реферату, докладу по выбранной теме исследовательской работы
27-28
2
Выпуск школьной газеты (декабрьский номер)
Отбор и структурирование материала
Аннотация на сочинение друга
29
1
Отзыв и рецензия как разновидность ученического сочинения
Отзыв о сочинении товарища, о прочитанном. Рецензия о научной работе
Отзывы-заметки дискуссионного характера для школьной газеты. Рецензия о научно-исслед. Работе
Тренинг «Сказочная рецензия»
30-31
2
Изобразительно-выразительные средства языка
Основные виды тропов
Стилистические фигуры
Карточки-примеры из литературных произведений
32-33
2
Эссе
Требования и правила написания эссе
Эссе «Я и моя карьера»
34-35
2
Рассуждение проблемного характера
Рассуждение, которое требует раскрытия понятий. Доказательства в рассуждении
Сочинение «Какими мы должны быть в наше время»
36-37
2
Выпуск школьной газеты (январь - февраль)
Отбор и структурирование материала
Редактирование материалов
38
1
Сравнительная характеристика
Характеристика литературных героев
Сочинение на тему «Два товарища»
Тренинг «Одно…»
39-40
2
Ораторская речь
Правила написания ораторской речи
Ораторская речь
Диспут
41-42
2
Выпуск школьной газеты (мартовский номер)
Отбор и структурирование материала
Редактирование статьи друга
43
1
Отчего журналистские сочинения бывают скучными?
Советы и рекомендации по написанию
хороших статей
Речевой практикум
44-45
2
Юмористический рассказ
Композиция рассказа
Подготовка сборника юмористических рассказов
46-47
2
Выпуск школьной газеты (апрельский номер)
Отбор и структурирование материала
Конкурс на лучший юмористический рассказ
48-51
4
Экскурсия в редакцию районной газеты «Знамя Родины»
Знакомство учащихся с историей газеты и трудовыми буднями работников редакции
Работа по группам: интервью, репортаж, заметка, очерк и т.п.
52-53
2
Деловая игра «Редакция»
Отработка практических навыков студентов
Создание публицистического материала, редактирование, рецензирование
54-55
2
Выпуск школьной газеты (майский номер)
Отбор и структурирование материала
Редактирование материала
56-59
4
Конкурс «Журналист года»
Конкурсная программа
Работа в разных жанрах публицистики
60
1
Итоговое занятие «Прощальное письмо»
Подведение итогов
«Письмо в редакцию»