- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Орфограммы в окончаниях слов. Повторение изученного за год
Орфограммы в окончаниях слов. Повторение изученного за год
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Башмакова С.И. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
на тему:
Орфограммы в окончаниях слов.
Повторение изученного за год.
Учитель:
Башмакова С. И.
2002г.
Цель: Обобщение и закрепление знаний о написании орфограммы в окончаниях слов.
Задачи:
-
Повторить и систематизировать написание орфограмм в окончаниях слов;
-
Развивать творческую самостоятельность в умении продолжить текст, сохраняя художественные приемы, которыми пользовался автор, а также в умении находить ошибки в готовом тексте;
-
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку на текстах великих классиков русской литературы.
I.Проверка знаний, систематизированных на предыдущем уроке.
Работа с перфокартой.
Е -и в окончаниях существительных
-
шел
к станции
по дороге
по аллее
беседовал
о профессии
об отзыве
о героизме
думал
о березе
о лекции
о брошюре
говорил
о Марии
оНаталье
о Маше
сидел
на ели
на постели
на елке
говорил
Дарье
Ксении
Даше
писал
в тетради
в тетрадке
в альбоме
читал
по истории
географии
химии
беседа
о космосе
медицине
растении
II. Повторение изученных орфограмм в окончании слов.
-Что общего вы заметили у всех слов, которые вошли в данное упражнение?
Все они на одно правило: падежное окончание существительных.
-Какие еще вы знаете орфограммы в окончаниях слов? Тема сегодняшнего урока: «Орфограммы в окончаниях слов».
Дети вспоминают, просматривая форзац учебника, затем вывешиваются опоры. По опорам дети вспоминают правила. Вспоминают правила частей речи.
III. Нахождение орфограмм в тексте.
Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая…
-
О каком времени суток идет речь? Как вы это поняли? (раннее утро)
-
Из каких строк мы понимаем, какое это время года? (Дремлет чуткий камыш…)
-
Через какие художественные приемы Никитин заставляет нас любоваться красотой предрассветной природы?
Эпитеты, метафоры…
-
Найдите орфограммы в тексте, которые соответствуют теме нашего урока.
Каждый ученик по одной орфограмме выделяет на доске в тексте.
IV. Письмо под диктовку.
(чтение текста В.Ф. Тендрякова)
-Чем богат этот текст? Запишите его, при списывании обращайте внимание на художественные приемы, которые использовал автор.
По утрам весь омут покрыт туманом. Туман настолько плотен, что сверху кажется - в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито снятое синее молоко. С разбегу бросаешься вниз. Сначала головой пробиваешь туман и только потом попадаешь в воду. Вынырнешь - и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только льются сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода, теплая,….
V. Д.з. продолжить текст 2-3 предложениями, используя художественные приемы, которыми пользовался автор.
VI. Взаимопроверка.
VII. Работа в парах по редактированию текста.
-Если вы так хорошо видите эти орфограммы, попробуйте найти 4 допущенные ошибки в данном упражнении, исправьте эти ошибки.
Учащимся раздаются листы с упражнением:
ключом
тучей
большой
врачом
пишишь
саранчой
дачей
товарищем
желудь
черствый
крышой
пахучего
режешь
желтеть
с хорошим
горячего
кусаться
кипяченого
глубокем
в санаторие
дышишь
шепчет
-Зачеркните слова, орфограммы которых не относятся к теме сегодняшнего урока.
VIII. итог урока
От чего зависит выбор орфограммы в окончании слова? На какие критерии будем обращать внимание, чтобы правильно написать окончание?
Часть речи
Существительное Прилагательное Глагол
Падежное : о-ё после шипящего падежное: - тся и -ться
-Склонение - ударение -по вопросу по вопросу;
-Падеж - спряжение