Конспект урока Экскурсия в страну Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия в страну «Причастие».


(Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 7 классе)

Эпиграф к уроку:

Если в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Л.Успенский.

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

А.С.Пушкин

Цель урока: привести в систему знания учащихся по теме «Причастие».

Задачи:

• Обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи

• Наблюдать за употреблением причастий в речи, уметь составлять монологическое высказывание на лингвинистическую тему.

• Воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

Оборудование к уроку:

Выставка книг по теме урока, таблица образования действительных и страдательных причастий, на рабочем месте учащихся справочные тетради, лингвинистическая литература, с которой они работали, дидактический материал для индивидуальной работы, сигнальные карточки, компьютер мультимедийный проектор.

Методы:

Словесные, наглядные, по характеру познавательной деятельности - объяснительно - иллюстративный.

Ход урока:

План урока.

Ι. Организационный момент (создание мотивации на урок). (1 мин.)

ΙΙ. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (3 мин.)

ΙΙΙ. Этап обобщения и систематизации изученного (36 мин.)

ΙỲ. Итог урока (3 мин.)

Ỳ. Домашнее задание (2 мин.)

Ι. Организационный этап (создание мотивации на урок).

ΙΙ. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Учитель:

- Ребята! На свете есть очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей русского языка. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «ПРИЧАСТИЕ». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об образовании и употреблении причастий.

- А вот звание экскурсовода музея русского языка получить непросто. Для этого надо продемонстрировать своё умение раскрыть основные признаки причастия, объяснить, как образуются действительные или страдательные причастия, иметь представление о роли причастий в речи, уметь сочинять тексты и даже рассказывать лингвинистические сказки. А если у нас не будет отличных экскурсоводов, не состоится открытие музея русского языка.

ΙΙΙ. Этап обобщения и систематизации изученного

Пока один «экскурсовод» у доски отбирает карточки с морфологическими признаками причастия, класс выбирает и записывает словосочетания «прич.+ сущ.» из диктуемых учителем примеров.

Дидактический материал для индивидуальной работы:

Собственное, нарицательное, одушевлённое. Неодушевлённое, род, склонение, число, падеж, качественное, относительное, притяжательное, возвратный, невозвратный, вид, переходность, спряжение, наклонение, лицо, настоящее время, прошедшее время, будущее время, полная и краткая форма.

Дидактический материал для класса:

Мокнувший под дождём; плакучая ива; спелые ягоды, просеянный песок; побитые градом цветы; гонимый ветром; соприкасаться с огнём; шумящий класс; цветущий сад; дремучий лес; бушующее море; пенистый поток.

Учитель:

- Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?

(причастия образованы от глаголов с помощью специальных суффиксов: -вш-, - ющ-, - ущ-, -ящ-, -им-, -т-, -нн-.)

Коллективная проверка работы «экскурсовода»

Правильный ответ: причастие имеет следующие морфологические признаки: возвратное или невозвратное, действительное или страдательное, вид, время (прошедшее и настоящее), полная или краткая форма (у страдательных причастий), число, род, падеж (у полных причастий).

Учитель:

-Ребята! Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому повторим основные признаки причастия.

- Почему причастие называется особой формой глагола? Назовите признаки глагола у причастия, а потом признаки прилагательного. (Ученики называют признаки глагола и прилагательного.)

- Владимир Иванович Даль в своём «Толковом словаре…» сказал «Часть речи, причастная к глаголу, а образе прилагательного». Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания; изменяются по родам, числам и падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже, отвечают на вопрос какой? Но причастия связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передаётся с помощью возвратного суффикса -ся, (-сь), способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие, особые «глагольные» вопросы что делающий? что сделавший?).

Учитель:

- В нашем следующем зале будут представлены действительные и страдательные причастия.. (Учащимся предлагается рассказать о них. Класс слушает ответы двух учащихся об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени и об образовании страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.) Класс обсуждает и рецензирует ответы: обобщает сказанное, подчёркивает ещё раз важность глагольных признаков для образования причастий.

- Назовите суффиксы, при помощи которых образуются разные причастия.

- ущ-, - ющ- , -ащ-, -ящ-, -ем-,(-ом-), -им-, -вш-, -ш-, -нн-, енн-, -т-.

- Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий?

- А теперь, ребята, выполним задание «Узнавание в лицо»

Минутка здоровья.

Работа с сигнальными карточками

  1. поднимающаяся луна

  2. падающие звёзды

  3. волнуемый воспоминаниями

  4. разорванные клочья тумана

  5. убывающий месяц

  6. строящийся дворец

  7. посеребрённые поля

  8. изучаемый предмет

  9. побитые градом цветы

  10. поредевшая листва

Учитель:

- У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом?

Ответы учеников:

- Сколько же залов мы сегодня прошли, ребята? И все они принадлежат причастию. А вот и последний зал. Называется «Синонимы - причастия».

- А что такое синонимы? И какова их роль в речи?

Сказка о синонимах

( Подготовленный ученик рассказывает лингвинистическую сказку.)

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было.

Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое важное - они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Этот волшебник (а он был очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву, они стали называться одним словом - синонимы. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

Творческая работа

Задание по рядам

1. Составить по несколько предложений, используя синонимические ряды.

Слайд №3

  1. Дребезжащий, дрожащий, надтреснутый;

  2. Накалённый, раскалённый, обжигающий;

  3. Встревоженный, обеспокоенный, растревоженный, взволнованный.

2. По щучьему велению, по моему хотению…

Перестройте словосочетания отглагольными прилагательными так, чтобы прилагательные в них стали причастиями. Образец (слайд № 4

  1. Подходящий момент. 2. Следующий раз. 3. Блестящие способности. 4. Сдержанный характер. 5. Текущие дела. 6. Взволнованный голос. 7. Уважаемый товарищ. 8. Кричащие краски. 9. Избалованный ребёнок. 10. Кипячёная вода.


  1. Кто быстрее? Слайд №5

Образуйте от указанных глаголов полные причастия. От всех ли полных причастий можно образовать краткие формы? Докажите своё мнение.

Косить, хранить, держать, закрыть, закрываться, умыть, умываться, потерять, решить, выучить, обещать, начать, сказать, написать.

ΙỲ. Итог урока.

Учитель:

- Ребята, здесь какой-то шарик лежит. Он, наверное, случайно попал к нам в музей. А может, он нам пригодится, и в нём заключена какая-то тайна? Итак, возьмём его в музей в качестве «экспоната»?

- Ребята, а что ещё мы возьмём в наш музей в качестве экспонатов?

(Фразеологизмы, эпитеты, синонимы, сказки и хорошее настроение.)

- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

Для вех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждём гостей!

Ỳ. Домашнее задание.

1.П. 132-133 (Теория),

2.упр50, 58. (Практика)

Литература:


  1. Журналы «Русский язык в школе».

  2. Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеволодом. - М.: Дрофа,2004.

  3. Васильченко Н.В. Мы дружим со словесностью. - Волгоград, 2006.











6

© 2010-2022