Урок внеклассного чтения (НРК) Мудрость, врачующая душу

Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда трудно найти правильное решение. Трудно определиться. Случается, обижаем друг друга, порой невзначай, а порой даже сознательно.  И при этом  злорадствуем, не думая о том, а каково на душе того, кому мы причинили боль и обиду. Забываем о милосердии, о взаимопомощи. А если случается что-либо неприятное, сетуем на судьбу или ищем причину в ком-то. И не понимаем, что причина скрывается в нас самих.    Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения

Тема: «Мудрость, врачующая душу…»

Эпиграф « Имеющий уши слышать, да слышит».

(Из христианской притчи)

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, тексты притч, словари.

Цели урока:

Обучающие:

1. Дать расширенное и углублённое понятие о жанре притчи через элементы анализа литературного произведения;

Развивающие:

  1. Познакомить учащихся с притчами.

  2. Закрепить навыки литературного анализа.

  3. Стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории

Воспитывающие:

  1. Научить видеть за художественным содержанием притчи нравственные категории;

Виды работы на уроке:

  1. знакомство с этимологией слова «притча»;

  2. эвристическая беседа;

  3. комментированное чтение;

  4. работа с разными словарями;

  5. сравнительный анализ определений из разных словарей;

  6. работа в группах

Ход урока

1. Слово учителя.

Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда трудно найти правильное решение. Трудно определиться. Случается, обижаем друг друга, порой невзначай, а порой даже сознательно. И при этом злорадствуем, не думая о том, а каково на душе того, кому мы причинили боль и обиду. Забываем о милосердии, о взаимопомощи. А если случается что-либо неприятное, сетуем на судьбу или ищем причину в ком-то. И не понимаем, что причина скрывается в нас самих.

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответ притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит». Как же их нужно услышать?

2.Итак, записываем тему урока и эпиграф.

3.Ребята, исходя из темы урока и эпиграфа, определите: какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?

- Найти в притчах мудрость и услышать её.

.Что же такое притча как литературный жанр? За помощью обратимся к словарям: Даля, Ожегова и литературоведческому словарю.

4.Сравнение с определениями в словарях (презентация)

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, с тем, чтобы они сами вывели основные признаки притчи как литературного жанра. Для этого разбиваемся на три группы. Каждая группа работает со своим словарем. (Зачитывается определение жанра и выявляются основные признаки жанра)

По словарю С.И.Ожегова: ПРИТЧА, -и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) - предмет общих разговоров. || прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).

По литературоведческому словарю: ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне).

По словарю Владимира Даля: притча - иносказанье, иносказательный рассказ, нравоученье, поученье в примере.

5.Выведение понятия «притча» и её жанровых признаков:

  1. малый объем;

  2. сюжет из обыденной жизни;

  3. иносказание;

  4. отвлеченное понятие;

  5. нравоучение;

Какова история этого слова?

6.Этимологическая справка (выступает подготовленный ученик). Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» - «тча» - «теча» - «теку» (бегу, поспешаю) - тот же самый, что и в слове «предтеча».

В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» - при, «мия» - путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни, являясь культурологической основой.

7.Анализ притч

Сегодня мы с вами познакомимся с притчами, которые, я надеюсь, помогут нам разобраться в себе, в своих поступках, помогут услышать себя. В течение урока мы будем заполнять таблицу «Мной услышанные притчи». У каждого своя таблица.

Дальнейшая работа будет построена следующим образом. Сначала мы посмотрим видеоклип, снятый по притче, и проанализируем эту притчу. Затем каждая группа получит притчу и будет работать над ней самостоятельно.

«Мной услышанные притчи»

Название притчи

Мудрость притчи (ключевое предложение)

Что я услышал в этой притче


8. Проблемная ситуация через притчу «Песок и камень»

Просмотр видеоклипа.

- Как вы думаете, в чем мудрость притчи?

Варианты ответов.

- Ребята, что вы услышали в этой притче?

Понравилась вам притча? Заполняем таблицу.

9.Работа в группах.

1 группа

Задание

Прочитать выразительно притчу.

Определить нравоучение притчи

Притча о гвоздях в заборе

Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

-Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё равно останется у человека.

Важно контролировать свои эмоции и владеть собой. Иначе можно наломать дров. Многие ошибки совершаются именно по этой причине. Сгоряча обижаем друг друга, накричим, отказываем в помощи. В порыве гнева не слышим и не видим никого. Научиться держать себя в руках- очень важно. Все оставляет свой след.

2 группа

Задание

Прочитать выразительно притчу.

Определить нравоучение притчи

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

- Кто чем богат, тот тем и делится!

Добрый человек дарит тепло и заботу. Рядом с ним всегда уютно. Он готов прийти на помощь любому. Он излучает свет, искренность, милосердие. Он несет радость и позитив в мир.

Завистник на все смотрит сквозь черную пелену. В душе поселяется злорадство. Он радуется чужой неудаче, чужой беде. Кроме ехидства и лицемерия такой человек ничего не может отдать другим.

Злому человеку чужды такие понятия, как милосердие и сострадание. Он всегда на все жалуется, ворчит.

3 группа

Задание

Прочитать выразительно притчу.

Определить нравоучение притчи

Учитель и ученик

Один человек пришел к Учителю и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все,

что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.
Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.
Тогда просеем это через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда.

Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Учитель, - в том, что ты хочешь сказать мне, нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?

Слово должно нести правду, добро. Клевета и сплетни не украшают человека.

4 группа

Задание

Прочитать выразительно притчу.

Определить нравоучение притчи

Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Всё зависит от самого человека. И счастье, и здоровье, и признание. Если он пожелает быть добрым, то он будет совершать только добрые дела. Если видит смысл жизни в служении людям, то будет дарить им заботу и любовь. Если же он взрастит в душе злобу и корысть, то останется в жизни один. Действительно. Всё в ваших руках, и только от вас зависит: прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

10. Итог урока.

Обратимся еще раз к теме сегодняшнего урока. «Мудрость врачует душу». Что значит врачует? ( Лечит, исцеляет, освобождает от боли). Говорят, притча - пища для ума и лекарство для души

Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Помогли вам эти притчи врачевать душу? Лекарство от каких болезней вы нашли в них? (Лекарство от вспыльчивости, от жадности, от злословия)

Рефлексия

Я сегодня узнал….

Я сегодня задумался…

Меня удивило….

Я сделал вывод….

Притчи - это семена. Я очень хочу верить, что, попав в ваши души, они обязательно прорастут в будущем и дадут свои добрые всходы.

Д\з. Рассказать эти притчи своим родителям, братьям, сестрам.

А напоследок я расскажу вам бурятскую притчу «Наказ матери». На досуге подумайте над ними.

50-летний сын живет в большом городе и навещает мать всего лишь раз в год. Во время одной из поездок он обещает привезти освященную статуэтку Богини Зеленой Тары для домашней божницы, но приезжает через год, забыв наказ матери. К тому времени мать уже ослепла, не выходит из дома и единственным ее занятием становится молитва. Вспоминая о своем невыполненном обещании, сын, пожалев мать, заворачивает в шелковую ткань обычную деревянную палку и устанавливает ее в божницу. Еще через год мать умирает. После похорон сын решает увезти к себе домой божницу матери. Когда же он разворачивает шелк, то видит вместо простой деревянной палки статую Богини Зеленой Тары.

Вторая работа режиссера Баира Дышенова "Наказ матери" вошла в программу известнейшего мирового форума кинофестиваля в Канне, который состоится в мае, сообщил РИА Новости в понедельник представитель киностудии "Гэсэр".
Дышенов получил официальное подтверждение участия фильма "Наказ матери" в рамках смотра короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля - Short Film Corner Cannes Court Metrage Festival de Cannes 2012.
"Наказ матери" снят по мотивам бурятской буддийской притчи. В картине рассказывается о сыне, который, забыв о наказе престарелой слепой матери привезти образ божества, устанавливает ей в божницу обычную палку, обернутую тканью. После смерти матери сын обнаруживает на божнице истинную Богиню - "Мать Зеленую Тару".
Фильм представлен в каталоге короткого метра кинофестиваля. Дышенов также выступил автором сценария, режиссером и продюсером. Съемки проходили в прошлом году в Бурятии, над картиной работала команда профессионалов из Улан-Удэ, Иркутска, Москвы, а также из Киргизии и Франции. Главные роли в фильме сыграли актеры Бурятского академического театра драмы Намсалма Шагдарова и Баста Цыденов.
Дебютная лента режиссера Дышенова "Улыбка Будды" в 2009 году получила приз Берлинского кинофестиваля "Хрустальный медведь". Это философская притча об обретении веры маленьким деревенским мальчиком. Как заявлял Дышенов, фильм - не религиозный, он представляет собой рассказ о духовном мире ребенка, который еще по-детски смотрит на мир, но открывает в нем для себя нравственные ценности.

© 2010-2022