Создание учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы

Учебная ситуация рассматриваетсякак специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние (мышление, память, восприятие)                  Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Образовательная задача состоит в организации  усло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная ситуация №1

Составитель : Рогожникова Светлана Сергеевна (2 кат.)

Учебный предмет: Русский язык

Тема: В контакте. Данный урок проводится в рамках изучения темы: Стили текста. Разговорный стиль.

Цель учебной ситуации: Формирование умений высказывания своего отношения к рассматриваемой проблеме общения молодежи в социальных сетях и выражение его в виде устного осознанного произвольного высказывания.

Задачи:

  1. Организовать самостоятельную работу с текстами из социальной сети.

  2. Предложить набор заданий для анализа текста и составления рекомендаций по общению молодежи.

  3. Определение критериев самооценки выполнения заданий.

Планируемые результаты учебных достижений: У учащихся будут формироваться умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме.

Содержание УС: Учащимся предлагается текст из социальной сети В контакте.

Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость - вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Методика и условия выполнения:

1. Чтение текста;

2. Анализ текста учащимися;

  • Вопросы друг другу;

  • Вопросы учителя учащимся:

-нравится текст или нет? Почему?

-в чем особенность данного текста?

-почему появление подобных текстов возможно в социальных сетях?)

3. Составление рекомендаций для общения. (работа в парах);

4. Выступления учащихся.

Критерии оценивания (самооценивания) выполнения заданий:

Продвинутый уровень - учащиеся способны на основании анализа текстов делать соответствующие рекомендации в виде осознанного аргументированного речевого высказывания в устной форме.

Оценка - «5».

Высокий уровень - учащиеся в своих речевых высказываниях, способны давать краткие объяснения с установлением причинно-следственных связей.

Оценка - «4».

Средний уровень - учащиеся в своих высказываниях демонстрируют умения использовать информацию текстов и способны давать краткие ответы.

Оценка - «3».

Низкий уровень - учащиеся в своих высказываниях используют только общепринятые фразы, не связанные с анализом текста.

Оценка - «2».

Составитель: Рогожникова С.С./__________/

Учебная ситуация №2

Составитель : Рогожникова Светлана Сергеевна (2 кат.)

Учебный предмет: Русский язык

Тема: Кто я? Какой я? Данный урок проводится в рамках изучения темы: Типы речи. Повествование.

Цель учебной ситуации: Создать текст-рассказ, используя наглядный материал и собственный жизненный опыт.

Задачи:

1.Организовать самостоятельную работу по созданию текста повествовательного характера.

2.Предложить набор заданий, используя картины художников, на которых изображены ситуации из жизни детей.

3.Определить критерии самооценки выполнения заданий.

Планируемые результаты учебных достижений: У учащихся будут формироваться умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в письменной форме.

Содержание УС: учащимся предлагаются репродукции картин «Опять двойка» Решетникова Ф.П. и «Не взяли на рыбалку» Попович О.В. Проводится беседа по вопросам. Используя свой жизненный опыт, учащиеся пишут письменную работу, в которой рассказывают о событиях от лица одного из героев картин.

Методика и условия выполнения

1.Работа с репродукциями картин. Беседа по вопросам:

-Происходили ли подобные события в вашей жизни?

-Что вы чувствовали?

-Кто был прав в данной ситуации, а кто нет?

-Можно ли было разрешить ситуацию по-другому? Каким образом?

2. Определение темы письменной работы (выбор репродукции и героя, от лица которого будет создан текст)

3.Работа над созданием текста.

4. Выступления учащихся.

Критерии оценивания (самооценивания) выполнения заданий:

Продвинутый уровень - учащиеся способны на основании анализа текстов делать соответствующие рекомендации в виде осознанного аргументированного речевого высказывания в письменной форме.

Оценка - «5».

Высокий уровень - учащиеся в своих высказываниях способны давать краткие объяснения с установлением причинно-следственных связей.

Оценка - «4».

Средний уровень - учащиеся в своих высказываниях демонстрируют умения использовать информацию и способны давать краткие ответы.

Оценка - «3».

Низкий уровень - учащиеся в своих высказываниях используют только общепринятые фразы, не связанные с анализом текста.

Оценка - «2».

Составитель: Рогожникова С.С./__________/

Учебная ситуация №3

Составитель : Рогожникова Светлана Сергеевна (2 кат.)

Учебный предмет: Литература

Тема: Волшебный мир поэзии. Данный урок проводится в рамках изучения темы: Поэты 20 века о Родине, природе и о себе.

Цель учебной ситуации: Формирование умений построения письменного осознанного произвольного высказывания.

Задачи:

1.Организовать самостоятельную работу учащихся, направленную на восприятие, понимание, осмысление поэтических текстов.

2.Предложить вопросы для анализа текстов, иллюстрации и аудиозаписи для более полного осмысления.

3. Определить темы для письменной работы.

4.Определить критерии самооценки выполнения заданий.

Планируемые результаты учебных достижений: У учащихся будут формироваться умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в письменной форме.

Содержание УС: Учащимся предлагаются репродукции картин «Грачи прилетели» Саврасова, «Аленушка» Васнецова и другие; аудиозаписи стихотворений поэтов 20 века и музыкальное сопровождение. Проводится беседа по вопросам. Предлагаются темы для письменной работы.

Методика и условия выполнения

1.Прослушивание аудиозаписи.

2.Выразительное чтение стихов учащимися.

3.Работа с репродукциями картин. Представление учащимися собственных иллюстраций.

4. Определение темы письменной работы:

-Роль поэзии в современном мире.

-Что важнее: музыка, живопись или поэзия?

-Каковы основные темы поэзии 20 века?

3.Работа над созданием текста.

4. Выступления учащихся.

Критерии оценивания (самооценивания) выполнения заданий:

Продвинутый уровень - учащиеся способны на основании анализа поэтических текстов делать соответствующие выводы в виде осознанного аргументированного речевого высказывания в письменной форме.

Оценка - «5».

Высокий уровень - учащиеся в своих высказываниях, способны давать краткие объяснения с установлением причинно-следственных связей.

Оценка - «4».

Средний уровень - учащиеся в своих высказываниях демонстрируют умения использовать информацию и способны давать краткие ответы.

Оценка - «3».

Низкий уровень - учащиеся в своих высказываниях используют только общепринятые фразы, не связанные с анализом текста.

Оценка - «2».

Составитель: Рогожникова С.С./__________/



© 2010-2022