Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложения.

Коваль Н.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ№26», г. Зима.

Прочные навыки синтаксического разбора сложного предложения являются залогом успешного использования данных конструкций в речи учащихся, а также условием пунктуационной грамотности.

Синтаксический разбор (анализ) сложного предложения, как известно, представляет определенные трудности и для учащихся, и для учителя. Одним из приёмов преодоления этих трудностей является использование на отдельных этапах синтаксического разбора обучающих и контрольных алгоритмов.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль - Харезми Algorit)- система операций (действий), применяемых по строго определенным правилам, приводящая к решению поставленных задач.

Алгоритм обычно предлагается ученикам в виде плаката с чёткими вопросами, на каждый день из которых прежде чем перейти к решению следующего вопроса, необходимо дать положительный или отрицательный ответ (да, нет). Кроме того, раздаются информационные карточки с образцами ответов на вопросы, с помощью которых контролируется правильность ответов при анализе конкретного предложения.

Карточка №1

Какое это предложение?

  • простое

  • сложное

  • бессоюзное

  • сИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияоюзное

ССП СПП

(сочин. союзы) (подчин. союзы)

Важно использовать алгоритмы при определении типов сложного предложения. Это помогает ученику понять логику и усвоить последовательность операций, необходимых для окончательной квалификации предлагаемой для разбора синтаксической конструкции.

Для анализа сложного предложения целесообразно использовать ветвящийся алгоритм «дерево». Ветвящийся алгоритм представляет собой последовательный ряд логических связанных вопросов, определяющих программу мыслительной деятельности учащихся при характеристике того или оного явления: определении вида, разновидности сложного предложения.… Готовя учащихся к пользованию таким алгоритмом, учитель вводит его, опираясь на их предварительное знакомство с семантикой и структурой сложного предложения. Алгоритм для разграничения простого и сложного предложения предполагает ретроспективное обращение к материалу учебника, где даётся понятие о грамматической основе предложения.

Имеет ли предложение 2 грамматические основы (или более)?

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияДа Нет

СП ПП

Рассвело, и взошло солнце.

Взошло солнце и осветило всё вокруг.

Пользуясь данным алгоритмом, учащиеся разграничивают предложения, определяя первое как предложение с двумя грамматическими основами, следовательно, сложное, а второе - с одной грамматической основой - как простое.

Алгоритм, задачей которого является обучение различению главного и придаточного предложений, требует знакомства с содержанием параграфа о роли подчинительных и союзных слов в сложноподчинённом предложении:

Карточка№2

1.Союз не является членом предложения. И не отвечает на вопросы.

2. Союзное слово является членом предложения и отвечает на вопросы.

ИИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложениямеется ли в данном простом предложении в составе сложного подчинительный союз или союзное слово?

Да Нет

Это придаточное Это главное

предложение. предложение.

Разветвлённый алгоритм, состоящий из ряда шагов, может использоваться только после того, как учащиеся уже познакомились с достаточным объёмом сведений о сложном предложении.

При выполнении упражнений к параграфу, содержащему сведения об основных видах сложного предложения предлагается учащимся простейший двушаговый алгоритм. Данная работа требует знаний о роли союзов и союзных слов в сложном предложении.

Карточка№3

Сочинительные

1.Соединительные (и, да (и), ни -ни, тоже, как- так и)

2.Разделительные (или, либо, то - то, не то - то).

3.Противительные (а, но, зато, однако же, да (но).

Подчинительные.

1.Временные (когда, пока, едва)

2.Причинные (потому что, так как)

3.Целевые (чтобы, с тем чтобы).

4. Условные ( если, если бы).

5.Сравнительные (словно, как будто, как).

6.Уступки ( хотя).

7.Следствие (так что).

8.Изъяснительные (что, чтобы)

1Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложения.Соединяются ли простые предложения в составе сложного союзами или союзными словами?

Нет Да

Предложение 2.Являются ли союзы сочинительными?

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияБессоюзное Да Нет

Предложение СС Предложение СП

Пройдет зима холодная, и настанут дни весенние.

При определении разновидностей обстоятельственных можно использовать алгоритм:

1. Относится ли обстоятельственное придаточное ко всей главной части?

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияНет

Да 2.Соответствуют ли

  1. Присоединяется ли придаточному в гл. части

придаточные указательные слова

союзами условия, со значением места

уИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияступки, причины,

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложениявремени, сравнения? Да Нет

Прид. Прид.

Да Нет места образа

Вид придаточного Прид. уступительное действ.

соответствует (с частицей НИ)

значению союза.

При изучении разновидностей сложноподчиненных предложение с несколькими придаточными полезно использовать ветвящийся алгоритм. Для упражнений по разграничению однородного, параллельного подчинения в трёхчленном сложноподчинённом предложении предлагается следующий ход мыслительных операций:

1Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложения. Есть ли в сложноподчинённом предложении придаточное предложение, которое подчиняет другое придаточное?

Да Нет

Последовательное подчинение 2. Имеется ли между

придаточными сочинительный

союз (или его можно вставить)?

Использование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложенияИспользование алгоритмов на уроке русского языка как один из приёмов распознавания видов сложного предложения

Да Нет

Однородное Параллельное

подчинение подчинение

Можно предложить учащимся самостоятельно составить алгоритм, включающий ход операций по различению синтаксических явлений, продолжить многоступенчатый алгоритм, сформулировать только его первую ступень и т.д.

Поскольку умение пользоваться алгоритмом обязательно предполагает наличие у учащихся определённого объёма знаний, он может быть использован для комплексной проверки знаний, умений, навыков по той или иной теме. Ответы на каждый из последовательно поставленных вопросов требует активной мыслительной деятельности. Работая с алгоритмами, ученик активно оперирует теми сведениями, которые он держит в памяти. Всё это содействует развитию логического мышления учащихся, вызывает интерес к изучению русского языка.

Итак, использование алгоритмов не только помогают ученику безошибочно и быстро определить виды и разновидности сложных предложений и характеризовать их структурные признаки, но и открывает широкие возможности для педагогического творчества.

© 2010-2022