Русский язык, 6 класс Урок-игра «Заседание учёного совета» Тема: «Разряды имён прилагательных. Полная и краткая форма имён прилагательных»

Занятие построено в форме деловой игры "Заседание учёного совета". Игра  проверяет не только теоретические и практические знания шестиклассников по разрядам прилагательных, но и развивает как письменную, так и устную речь учащихся, учит грамотно излагать материал по предмету, прививает любовь к родному языку. Класс за несколько уроков до игры делится на несколько групп, из которых "старшие научные сотрудники", используя дополнительный материал по русскому языку, готовят доклады по определённым т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 6 класс

Урок-игра «Заседание учёного совета»

Тема: «Разряды имён прилагательных. Полная и краткая форма имён прилагательных»

Цели:

  • проверить знания теоретического материала;

  • закрепить умение находить в тексте полные и краткие формы прилагательных, определяя у полных прилагательных разряд;

  • отрабатывать умение рассуждать на грамматическую тему.

Оборудование: бейджики с надписью: «старший научный сотрудник», «младший научный сотрудник», «оппонент», «рецензент», «доктор филологических наук», «учёный секретарь»; карточки; картина А. А. Пластова «Летом».

Ход урока

  1. Тема, цель, задачи заседания учёного совета.

  2. Торжественное представление членов учёного совета: на заседании членов совета присутствуют старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники пединститута и студенты педучилища.

Доклады старших научных сотрудников по теме «Имя прилагательное»:

  1. Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Качественные и относительные прилагательные.

  2. Притяжательные прилагательные.

  3. Полная и краткая форма прилагательных.

(А также выполняют практические задания на доске к каждому докладу.)

Младшие научные сотрудники и студенты выполняют практические задания.

Оппонент - анализирует доклады, дополняет, имеет право задать вопросы.

Рецензент - выставляет оценки, фиксирует результаты ответов.

Ведущий учёного совета - доктор филологических наук.


  1. Ход учёного совета.

Доктор филологических наук:

Пока старшие научные сотрудники готовятся, вы, уважаемые младшие научные сотрудники, студенты, работаете самостоятельно. Задание такое: выписать из текста словосочетания прилаг. + сущест, главное слово сущест., определить разряды прилагательных.

(см. карт. № 1. Ответы: барсучья мордочка (притяж.); чёрным носиком; любопытными глазками (качест.); маленькими ушками (качест.); светлая шёрстка; тёмные ножки; чёрные сапожки; чёрные варежки; кожаный диван (относит.).

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Он выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

Малыш смешно стал разгуливать по кожаному дивану.

(Выслушивание докладчиков).

  1. Первым выступит старший научный сотрудник Григорьев Иван Петрович с докладом «Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Качественные и относительные прилагательные». Не только оппонент может задавать вопросы докладчику, но и младшие научные сотрудники, студенты (примеры Иван Петрович приводит свои).

Оппонент анализирует доклад по плану (см. приложение)


  1. Притяжательные прилагательные.

Практическая часть (см. приложение. Ответы: синичкино цвиканье; воронье карканье; сорочье стрекотание; человечьего голоса; волчий вой).

Синичкино цвиканье и воронье карканье косулю не беспокоят, а вот сорочье стрекотание настораживает. От человечьего голоса она убегает как можно дальше. Ещё больше пугает её волчий вой.

Оппонент -

Рецензент -

Рецензент выставляет оценки, фиксирует результаты ответа


  1. Полная и краткая форма прилагательных.

Практическая часть (см. приложение. Ответы: В цирке - заглавие. Хорош - хороший; могуч - могучий; горяч; неуклюж; блестящ).


  1. Как хорош? цирк!

  2. Вот на арене слон. Он так могуч?.

  3. Тигр зол и горяч?.

  4. Медведь неуклюж?.

  5. Конец представления блестящ?.

Оппонент -

Рецензент -


  1. Практические задания (работают все).

  1. Исправить орфографические ошибки, а также ошибки в характеристике предложения. Морфологический разбор прилагательных.

Маленький кукушёнок уютно устроился в чужём гнизде (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое.)

Маленький (кукушонок) - коллективный разбор;

(в) чужом (гнезде) - самостоятельно разбирают старшие научные сотрудники.


  1. Исследование текста (развитие речи по картине А. А. Пластова «Летом»)

Рассмотрите картину известного художника А. А. Пластова. Перед вами карточки. Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Докажите, что это текст.

Какого он стиля? Почему?

Выпишите последнее предложение и над каждым словом надпишите часть речи, морфологические признаки.

Летом

(Знойный летний) полдень. Жарко. В (густой прохладной) тени (кудрявых белоствольных) берёз расположились на отдых (усталые) грибники.

Женщина прилегла на (высокую мягкую) траву и сразу уснула. Девочка в (красном) платочке устроилась рядом. Она собирает (сладкую спелую) малину с кустика, который сорвала по дороге. Около неё дремлет (лохматый) пёс.

Корзины полны грибов. Здесь и (крепкие толстые) боровики, (стройные) подосиновики, (хрупкие фиолетовые и жёлтые) сыроежки, оранжевые лисички.

Летний воздух дышит солнцем, (чудесным) ароматом (молодых) трав, (полевых) цветов.

3. ( Если позволяет время) Найти 4-е «лишнее»

а) малыш, дичь, речь, жгуч

б) задач, дремуч, могуч, линюч.

в) дочь, ночь, отрежь, мощь.

V. Защита диссертации на тему: «Употребление прилагательных в художественной литературе». («Диссертация», над которой ученица работала дома.)

На звание старшего научного сотрудника защищает диссертацию Орлова Мария Васильевна.

VI.Учёный секретарь объявляет оценки.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.





Приложение

Карточка № 1

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Он выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

Малыш смешно стал разгуливать по кожаному дивану.


План отзыва об устном ответе

  1. Последовательно ли, логично изложен материал?

  2. Можно ли считать ответ полным?

  3. Достаточно ли количество примеров?

  4. Есть ли замечания, дополнения?

  5. Общее впечатление?


Карточка № 2

Выписать словосочетания притяжательное прилагательное +существительное (главное слово существительное). Выделить окончание у притяжательных прилагательных.

Синичкино цвиканье и воронье карканье косулю не беспокоят, а вот сорочье стрекотание настораживает. От человечьего голоса она убегает как можно дальше. Ещё больше пугает её волчий вой.

Карточка № 3

Как можно озаглавить эти предложения? Выписать прилагательные в краткой форме, выделить орфограмму. К двум прилагательным подобрать полную форму.

  1. Как хорош? цирк!

  2. Вот на арене слон. Он так могуч?.

  3. Тигр зол и горяч?.

  4. Медведь неуклюж?.

  5. Конец представления блестящ?.


Исследование текста

Летом

(… …)полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) грибники.

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге. Около неё дремлет (…) пёс.

Корзины полны грибов. Здесь и (… …) боровики, (…) подосиновики, (… … и …) сыроежки, оранжевые лисички.

Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.


© 2010-2022