Урок литературы Каждый из нас в ответе перед будущим

Урок литературы "Каждый из нас в ответе перед будущим" (по рассказу Р.Бредбери "И грянул гром" Еще одно фантастическое произведение – рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром». В нем писатель предупреждает, что все в мире взаимосвязано, и человечество может зависеть от какой – то маленькой бабочки. Этот рассказ борется с убийством, с уничтожением – ради жизни. Он заставляет людей размышлять над своими поступками. Произведение Брэдбери воспитывает наш ум, наше сознание и доказывает нам, что от нас, от...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Каждый из нас в ответе перед будущим.

( рассказ «И грянул гром»)

Цели: 1. Обучающие:

- ознакомить учащихся с термином «кольцевая композиция»;

- разобрать образы главных героев рассказа;

- раскрыть основную мысль рассказа, выраженную в теме урока;

2. Развивающие:

- развить навык анализа прозаического текста, умение анализировать, делать выводы;

- формировать коммуникативные умения;

- закрепить навык формулировки собственного мнения;

3. Воспитывающие:

- воспитать чувство ответственности за свои поступки;

- привить интерес к фантастической литературе;

- воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока: синтетический: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом), урок развития речи (урок обучения устным ответам).

Метод: эвристический

Приемы: слово учителя, эвристическая беседа

Оборудование: портрет Рэя Брэдбери, карточки с вопросами по содержанию рассказа

Оформление доски:

Четвертое марта

Каждый из нас в ответе перед будущим

(рассказ «И грянул гром»)

Кольцевая композиция- это такое построение литературного произведения, при котором начальный фрагмент еще рез повторяется в конце текста.

План урока:

1. Организационный момент 1 мин.

2. Вступительное слово учителя 2 мин.

3. Работа с карточками 8 мин.

4. Анализ рассказа 29 мин.

5. Заключительное слово учителя 3 мин.

6. Домашнее задание, выставление оценок 2 мин.

Итого 45 мин.




Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? (Ответы учащихся)

2. Вступительное слово учителя.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Рэя Брэдбери и проанализируем его фантастический рассказ « И грянул гром». Открываем тетради, записываем число и тему урока. (Записывают).

3. Работа с карточками.

Учитель: Дома вы прочитали этот рассказ. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы его читали. На карточках, которые лежат на первой парте, написаны вопросы по содержанию рассказа. Вы по одному выходите, берете одну из карточек, читаете вслух вопрос и отвечаете. Если кто-то из сидящих знает ответ, то поднимает руку.

( Отвечают на вопросы)

4. Анализ рассказа.

Учитель: Молодцы. Все очень внимательно прочитали. Итак, мы с вами выяснили, что герои отправляются в Прошлое. А зачем?

Ученик: Они отправляются туда, чтобы поохотиться.

Учитель: Правильно, то есть ради собственного удовольствия. Из этого можно сделать вывод, что герои- очень богатые люди и все «земные» развлечения наскучили им.

О чем предупреждает Тревис путешественников перед тем, как отправиться в Прошлое?

Ученик: Он говорит, что нельзя сходить с Тропы.

Учитель: Хорошо, верно. Что это за Тропа? Найдите в тексте ее описание. Лена, прочитай его нам. (Лена читает. Стр.29).

Учитель: Итак, скажите мне, чем отличается эта Тропа? В чем ее особенность?

Ученик: Она сделана уз антигравитационного металла и не задевает ни дерева, ни цветка.

Учитель: Правильно. Вова, прочитай нам эпизод, где Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. ( Вова читает. Стр.30).

Учитель: Таким образом, в чем состоит теория Тревиса? Как вы ее поняли?

Ученик: Если изменить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, - это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, так как изменится весь ход эволюции. Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы.

Учитель: А что сделал Экельс? В чем его вина?

Ученик: Он сошел с Тропы.

Учитель: Правильно, он сошел с Тропы. То есть он слишком легкомысленно отнесся к предупреждению Тревиса. Он не хотел понимать важности сказанного, шутя целится в птеродактиля. Как вы думаете, почему Экельс сошел с Тропы?

Ученик: Он испугался динозавра.

Учитель: Верно. Он струсил, он сам признается, что «дрожит, как мальчишка». Вспомним, что в конторе предупреждали его об опасности, но он тогда возмущался, негодовал. А увидев динозавра, испугался, из-за него все чуть не погибли. Здесь он совершил еще одно преступление. Как он поступил со своими товарищами?

Ученик: Он бросил своих товарищей в минуту опасности на произвол судьбы.

Учитель: Да, правильно. На протяжении одного короткого путешествия Экельс успел совершить сразу 2 преступления: бросить товарищей и сойти с Тропы зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества.

Как вы думаете, что бы произошло, если бы все охотники поступили также?

Ученик: Они все погибли бы и изменили весь мир.

Учитель: Верно. Но остальные участники сафари были храбрее Экельса, они не сошли с Тропы и более того - убили динозавра. Но все же преступление Экельса повлекло за собой определенные последствия. Чтобы узнать какие, давайте обратимся к началу и концу рассказа. Маша, прочитай нам начало. (Маша читает). Хорошо, а теперь это же объявление, но в конце произведения. (Читает). Итак, что необычное заметили путешественники?

Ученик: Уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах победил диктатор, изменился воздух.

Учитель: Молодец! Действительно, изменилось многое. Вот они, непоправимые последствия, которые произошли по вине Экельса. Простой пример: в начале рассказа объявление написано правильно, а в конце - с ошибками. Здесь Рэй Брэдбери использует литературный прием, который называется «Кольцевая композиция». Что такое композиция?

Ученик: Композиция - построение литературного произведения, расположение и взаимосвязь его частей.

Учитель: Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция?

Ученик: Пролог, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Учитель: Молодцы, вспомнили. А теперь вернемся к нашему рассказу. Здесь, как мы уже отметили, автор использует кольцевую композицию. На доске записано определение (читаю), запишите его. (Записывают).

Как вы думаете, с какой целью автор использует здесь этот прием?

Ученик: она помогает понять то, что хотел сказать нам автор: изменив прошлое, мы изменим настоящее.

Учитель: Совершенно верно! Вернемся к теории Тревиса. Он излагаете Экельсу очень понятно. Но уверен ли он сам в своей теории?

Ученик: Нет, не уверен.

Учитель: Да, он не совсем уверен в ней, так как еще никто не нарушал правила.

Как вы думаете, почему автор отправляет своих героев в прошлое?

Ученик: ……

Учитель: Рэй Брэдбери не мог избрать другого пути: ему надо было отправить героев в Прошлое. Иначе он не смог бы показать нам, что может произойти, если забыть о своей ответственности перед будущим. Мы в ответе перед будущим, оно от нас зависит.

Теперь обратимся к образу Тревиса. Как вы думаете, почему он сначала пощадил Экельса?

Ученик: Тревис не знал, к каким последствиям приведет такой поступок, так как убивать в Прошлом никого нельзя. Кроме того, он не был уверен в своей теории.

Учитель: Тогда почему же он все-таки убивает его в Настоящем?

Ученик: Он видит убитую бабочку и понимает, что произошло.

Учитель: Правильно. Сначала Тревис не был уверен в своей теории и решил пощадить Экельса. Но потом, вернувшись в Настоящее, он понимает, что его теория верна и что Экельс изменил ход эволюции и выносит ему смертный приговор: тот должен расплатиться за свое преступление перед человечеством.

«И грянул гром» - это рассказ- предупреждение. Как вы поняли, о чем предупреждает нас автор?

Ученик: Каждый в ответе перед будущим.

Учитель: Правильно, Брэдбери предупреждает, что все мы в ответе перед будущим за каждый свой поступок, даже, казалось бы, самый маленький.

Теперь обратимся к названию рассказа - «И грянул гром». Сколько раз, и при каких обстоятельствах гремит гром?

Ученик: 2 раза: когда появляется динозавр и когда Тревис стреляет в Экельса.

Учитель: Верно. Здесь выражение «И грянул гром» имеет переносное значение: в первый раз гремит гром - предупреждение, во второй раз- гром- расплата. В названии слышится угроза тем, кто не прислушивается к предупреждающему голосу автора: остановитесь вовремя, завтра будет поздно, не убивайте, одумайтесь.

Итак, мы с вами поняли основную мысль автора( ответственность перед будущим) в этом рассказе. Теперь давайте узнаем, решает ли Брэдбери в этом произведении основные задачи своего творчества. На прошлом уроке мы их записали. Вова, напомни нам их. (Читает).

Учитель: Итак, первая задача- «бороться со смертью».Как вы думаете, Рэй Брэдбери «вступает в схватку со смертью» в этом рассказе?

Ученик: Да, автор, на примере бабочки, показывает, что каждая жизнь важна для нормального развития цивилизации.

Учитель: Молодцы, правильно. Вторая задача - «научить людей быть сознательными». Учит ли автор этому?

Ученик: да. Он заставляет понять, что нужно думать, прежде чем что-либо совершить, иначе случится непоправимое.

Учитель: Хорошо. Третья задача - «Стиль- это правда. Показать то, что чувствуешь». Утверждается ли эта мысль в рассказе? Ведь здесь он показывает нам Машину времени, Тропу, динозавров - все это далеко от реальности. Как же Рэй Брэдбери достигает иллюзии полной реальности происходящего?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, где соединяются Прошлое и Настоящее?

Ученик: В конторе- именно здесь стоит Машина времени.

Учитель: Правильно. Здесь Настоящее - это реальность( человек в конторе, 10000 долларов), а Прошлое - фантастика ( динозавры, Тропа). Реальность сплетается с фантастикой, то есть правда соединяется с тем, что чувствуешь - с воображением.

А теперь найдите в тексте описание Прошлого. Рома, прочитай нам его. (Читает. Стр.32).

Учитель: Здесь можно заметить, что автор сначала доносит до нас запах Прошлого, затем описывает его и только потом - его обитателей. То есть очень медленно погружает нас в это Прошлое, и оно становится реальностью, Настоящим. И мы начинаем понимать, что все это - правда.

Т.о. мы увидели, что Рэй Брэдбери выполняет в этом рассказе все 3 задачи своего творчества.

5. Заключительное слово учителя.

Учитель: Мы с вами изучили еще одно фантастическое произведение - рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром». В нем писатель предупреждает, что все в мире взаимосвязано, и человечество может зависеть от какой - то маленькой бабочки. Этот рассказ борется с убийством, с уничтожением - ради жизни. Он заставляет людей размышлять над своими поступками. Произведение Брэдбери воспитывает наш ум, наше сознание и доказывает нам, что от нас, от наших поступков зависит будущее.

6. Домашнее задание, выставление оценок.

Ваше домашнее задание - прочитать 1 из повестей Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сегодня вы все хорошо работали, особенно хочу отметить Рому, Сергея, Машу и Вову. Им я ставлю «5».

8

© 2010-2022