Открытый урок на тему Как прекрасен этот мир (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ "Гимназия №17"

г. Нижний Новгород



Урок по литературе

в 5 классе на тему:

« Как прекрасен этот мир…»

(урок внеклассного чтения по теме:«Человек и природа», проведённый по технологии деятельностного подхода.)

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Измайлова Наталья Владимировна

Предмет: литература.

Тема урока: «Как прекрасен этот мир…»

Цели:

  1. Предметная: показать роль изобразительно-выразительных средств в создании словесного образа картин природы.

  2. Межпредметная: формирование познавательных (общеучебные,логические), регулятивных ууд.

  3. Личностная: формирование коммуникативных ууд.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Методы обучения: самостоятельный поиск, исследовательский.

Опережающие задания по тексту рассказа Куприна «Золотой Петух»:

Группа 1- характеристики звука.

Группа 2- характеристики цвета.

Группа 3- характеристики растительного мира, птиц.

Группа 4- характеристики изменений внутреннего состояния человека ( ощущения, настроения).

Структура урока.

Этап урока. Приёмы.

1.Самоопределение к деятельности

(орг. момент): а) создать условия для

возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу), б) выделение

содержательной области (могу).

Приём аппликации (через символы

отобразить своё утреннее настроение)

Записать одним сложным предложением причину такого настроения.(используется музыкальный фон: Григ «Утро»

2. Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности.


Ответы учеников с комментариями к своей работе.

Определение темы урока.

Выявление затруднения (постановка

проблемного вопроса).

3.Постановка учебной задачи.

Что необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть тему урока.(что участвует в

создании образа ).

4.Построение проекта выхода из

затруднения детьми.

Работа с текстом рассказа Куприна

«Золотой Петух».

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Какие изменения происходят в природе. Выписать слова и словосочетания. Какие приёмы

помогают создать картину наступления утра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой

по эталону.

Работа в группах:

- изменение в природе;

- запись сл.соч.;

- приём.

7.Включение в систему знаний.

Отвечает один от группы.

Почему произведение названо «Золотой Петух».

8.Рефлексия.


Сочинение-миниатюра на тему: «Как

прекрасен этот мир». Музыкальный фон: Моцарт «Мелодия ангелов».

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, все участники нашего урока. Как часто мы слышим: «Доброе утро», «Добрый день». Я хочу акцентировать ваше внимание на выражении «Доброе утро». Утро- это начало дня, от того как оно начинается зависит многое, в том числе и настроение человека. Утреннее настроение, какое оно? А какое оно обычно бывает у вас? Отобразите его через аппликацию. Всё необходимое для этого есть на столе. Вам предложено два символа. Можете использовать оба, либо только один. Затем запишите одним сложным предложением причину такого настроения. Можно приступать к работе.( Звучит музыка Грига «Утро».)

Ученики: Работают, приклеивая символы (солнце, тучу) в тетрадь. Записывают комментарий к своей работе одним предложением.

Учитель: Кто хочет рассказать о своём настроении?

Ученики. Ответы с комментариями.

Учитель. Утро какого времени года радует вас больше всего? Приходилось ли вам просыпаться рано и видеть пробуждение природы? Что запомнилось, чем?

Ученики. Рассказы, основанные на собственном жизненном опыте. (Когда хорошее настроение, мы замечаем красоту в природе)

Учитель. Опираясь на сказанное, подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? Что будет в центре нашего внимания?

Ученики. Природа. Удивительный мир природы. Красота окружающего мира. Наше восприятие красоты природы.

Учитель. Правильно .Записываем тему: «Как прекрасен этот мир». А что значит уметь видеть красоту окружающего мира?

Ученики. Нужно всмотреться, вслушаться. Мы обращаем внимание на звуки, запахи, цвета, ощущения, ассоциации.

Учитель. А что же в речи помогает создать образ природы? Что необходимо для образного описания природы?

Знаем---------------- Природное явление (звук, цвет,...)

Не знаем-------------- ? ? ?

Словесный образ.

Задача урока: рассмотреть, что участвует в создании образа.

Я предлагаю вам поработать над отрывками из рассказа Куприна «Золотой Петух». Писатель тоже не остался равнодушным к красоте природы. О чём пишет Куприн? (о наступлении утра, о таинственной красоте природы на заре)

Работа в группах. Дома вы уже работали с текстом. Ваша задача: корректировка работ (количество словосочетаний), ответ на вопрос: что помогает автору в создании картины наступления утра (анализ сл.соч.)?

Ученики. Отвечает один от группы.

Вывод: словесный образ помогают создать средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, повторы.

Почему произведение названо «Золотой Петух»?

Золотой Петух -------- метафорический образ Солнца

Цвет + звук

Луч ------------ Звенит

Сияет ----------- Гимн

При каком условии человек видит красоту окружающего мира?

Если быть внимательным, вдумчивым, то красота природы откроется любому человеку. Можно увидеть удивительное в обычном.

А сейчас предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему: «Как прекрасен этот мир».

Дети пишут работу. (звучит музыка Моцарта «Мелодия ангелов»)

Кто желает зачитать то, что получилось?

Дети читают свои работы.

И закончить урок хочется строками Куприна: «Но разве не позволено и нам, скромно, по-своему, быть влюблёнными в вечное, прекрасное, животворящее.»

Д/З- Написать 2-3 зарисовки для «Дневника наблюдений», где отметить что-то необычное, ранее незаметное (Задание выполняется в течении месяца»







© 2010-2022