Викторина (итоговый урок чтения) на тему Зимние узоры (4 класс коррекционной школы 8 вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викторина (итоговый урок) по теме «Зимние узоры»

Цель: Систематизация знаний по теме «Зимние узоры».

Задачи: Развитие умений делать обобщения по содержанию прочитанных произведений; оценивать поступки действующих лиц; соотносить текст с темой произведения. Формирование мышления, активного внимания. Коррекция зрительно-слухового восприятия. Воспитание любознательности, наблюдательности, толерантности.

Оборудование: сундучок (в нём топорик, ёлочка, снеговик, коньки, игрушка кот, дрова, нитка с бусиной ); изображение подарков зимы; карточки с названиями произведений и фамилиями авторов; игра «Прочти стихотворение»; конверты с заготовками для упражнения «Собери картинку» по количеству учащихся, клей; иллюстрации к отдельным произведениям; фишки (снежинки,).

Ход урока:

  1. Орг. момент: - Сядет тот, кто назовёт один признак зимы (снег, холодный ветер, метель, короткий день, мороз).

  2. Артикуляционная гимнастика:

  • упр.«Трубочка»,«Заборчик»,«Качели»,«Маятник», «Часики» и пр.

  • чтение предложений с доски

*Ой*тЫ*зИмУшКа*ЗиМа*зАпОрОшИлА*дОмА*вСе*ДоРоГи*ЗаМеЛа*И*с*

МоРоЗаМи*ПрИшЛа*

  1. Коррекционное упражнение на развитие мышления:

Если принести снег в комнату, то… .

Если зимой пойдёт дождь, то… .

Если река замёрзла, значит… .

Если открыть форточку зимой, … .

Если стёкла покрылись узорами, то … .

  1. Сообщение темы урока: - Начинаем итоговый урок чтения, по теме «Зимние узоры». Проведём его в виде викторины.

  2. Повторение названий произведений по теме (конкурс «Соедини автора и его произведение»): на открывшейся доске карточки с названиями произведений и фамилиями авторов, которые необходимо определить по одинаковому цвету и правильно расставить -

Старый Мороз и молодой Морозец. А. Толстой

Ёлка Саша Чёрный

Подарки зимы. Г. Харлампьев

Снежная баба В. Коржиков

До свидания, зима! Литовская сказка

Жадная сорока С. Прокофьева

В пограничном наряде Н. Некрасов

Всему своё время Е. Трутнева

Времена года И. Антонов

Сад друзей З. Александрова

Мужичок с ноготок Н. Сладков

6.Конкурс «Разминка»:

  • - Как называется сильный мороз? (Морозище)

  • - Чем украшают ёлку? (Игрушками)

  • -Что лепят из снега? (Снеговика)

  • -Назовите самую любопытную птицу (Сорока)

  • -Кто охраняет границу? (Пограничники)

  • -На чём вёз дрова мужичок с ноготок ? (На санях)

  • -Чем питается зимой свиристель? (Калиной и рябиной)

  • -Какой главный цвет у зимы? (Белый)

  • -Что дети строят для птиц зимой? (Кормушки)

  • -Какие звери спят зимой? (Медведь и ёж)

7.Упражнение «Подарки зимы»:

- Какие подарки приносит людям зима? (Зима приносит людям снег, лёд, санки, коньки, лыжи. Ещё дарит праздник Новый год. Дети играют в снежки. Они катаются на санках, лыжах и коньках).

- В каких произведениях рассказывается о подарках зимы? (В рассказе А. Толстого «Ёлка», в стихотворении С. Прокофьевой «Подарки Зимы», в стихотворении Саши Чёрного «Снежная баба»).

(На доске вывешиваются рисунки подарков со словами сне.,сне.ки,лё.,сан.и, коньки, лыж., Новый го..) Учащиеся поясняют правило правописания всех слов (вписывают буквы). Получают за правильный ответ фишки.

8. Игра «Прочти стихотворение»:

- Как переносят холодное время птицы? (Птицам плохо зимой. Им некуда спрятаться от мороза. Птицам нечего есть.) Как помочь им перезимовать?( Нужно строить кормушки.)

- В каких произведениях люди помогли птицам зимой? (В рассказе Г. Харлампьева «Жадная сорока», в стихотворении И. Антонова «Сад друзей»).

- Давайте поиграем в игру «Прочти стихотворение»:

Под окошком весной(4)

Построим кормушки (1)

Чтоб пели они (3)

Для птичек с тобой (2)

Под нашим окном (2)

И птиц угостим (3)

Повесим кормушку (1)

Самым вкусным зерном (4)

9. Загадки о зиме.

Вопросы: - Скажите, кому из людей было трудно зимой? ( - Пану и мужику из литовской сказки «Старый Мороз и молодой Морозец»; Морозец хотел их заморозить. Ещё зимой трудно пограничникам из рассказа Коржикова «В пограничном наряде». Они охраняют границу днём и ночью. Выходят в наряд в любую погоду. С детства трудился малыш из ст-я Некрасова «Мужичок с ноготок». Отец рубил дрова в лесу. Мальчик отвозил дрова домой. А почему им было трудно? Верно, зимой очень холодно. Вспомним, почему.)

Отгадайте загадки (Работа с учебником С. Ильиной и Л. Матвеевой- с. 77.)

10. Конкурс «Угадай произведение по отрывку»: ученики зачитывают по очереди на отдельных листках отрывки из произведений, остальные угадывают их названия, называют и автора. Выбирается любое количество отрывков, по возможностям детей.

«Сам пан толстый, шуба на нём меховая, тёплая, ноги ковром укутаны» (Литовская сказка «Старый Мороз и молодой Морозец»)

«Матушка заиграла на рояле, вокруг ёлки вновь пошёл хоровод с песнями, но свечи уже догорали, и взрослые тушили их» (А. Толстой, «Ёлка»)

«В тихой детской так тепло,

Стёкла снегом замело.

Синеглазая луна

Вылезает из окна…» (Саша Чёрный,»Снежная баба»)

«На деревья и кусты шапки нахлобучила,

В толстяка- снеговика превратила чучело.» (С. Прокофьева. «Подаркт зимы»)

«Жаль мне их: холодно и голодно им зимой. Подумал подумал я и сделал из дощечки маленький столик» (Г.Харлампьев. «Жадная сорока»)

«На елях сверкал молодой снег. Рядом шумела незамерзающая речка.Я смотрел, нет ли где следов» (В. Коржиков. «В пограничном наряде»)

«Будем снова готовить лопатки,

На окне семена проверять,

В огороде разделывать грядки,

Деревца молодые сажать» (З. Александрова, «До свиданья, зима!»)

«- Так вот оно что! А как звать тебя? - «Власом».

- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…» (Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»)

«Ахнуть не успели - лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!» (Н. Сладков. «Всему своё время»)

«Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые пушистые

В небе облака» (Е. Трутнева. «Времена года»)

11. Конкурс «Вопрос- ответ» (тест):

  1. Кого заморозил морозец?

А) Пана.

Б) Мужика.

В) Пана и мужика.

2) Какой праздник отмечали в рассказе А. Толстого «Ёлка»?

А) Новый год.

Б) Рождество.

В) День рождения.

3) Какие подарки припасла зима?

А) Новые игрушки.

Б) Санки, лыжи, коньки.

В) Снег, лёд, санки, лыжи и коньки, ёлку.

4) Чем можно кормить птиц зимой?

А) Хлебом.

Б) Семечками и крупой.

В) Семечками, хлебом и крупой.

5) В чём выходят пограничники в наряд?

А) В маскировочном халате.

Б) В тёплой одежде, маскировочном халате, валенках.

В) В маскировочном халате, валенках.

6) Как называют человека, который рубит лес?

А) Дровосек.

Б) Дровосек, лесоруб.

В) Лесоруб.

7) Во что нарядил Гриша снежную бабу?
А) В кофту и юбку.

Б) В кофту, юбку, дедушкину шапку, два платка.

В) В юбку, два платка.

12. Конкурс «Волшебный сундучок»: дети по очереди выходят и достают из сундучка предметы, называют произведение, к которому относится предмет.

Предметы: топорик, ёлочка, снеговик, коньки, кот, дрова, нитка с бусиной.

13.Конкурс «Угадай произведение по иллюстрации» :на доске по очереди вывешиваются иллюстрации к нескольким произведениям. Дети называют произведение и его автора.

14. Упражнение «Собери картинку»( - Соберите картинку и угадайте произведение): в отдельных конвертах -фигурка снеговика из 3-х кругов, носа-треугольника; 3 треугольника для ёлки с кружками-бусами; фигурка кота- овал, круг, 2 треугольника для ушей, овал-хвост и пр., и т.д.

15. Заключительная беседа: - Какое произведение понравилось вам больше всего? Почему?

16. Итоги урока: счёт фишек, запись результатов на доске.

Оценка (мотивированная)






© 2010-2022