Разработка урока по литературе в 7 классе О чём плачут лошади (в рамках ФГОС)

Данная разработка урока русской литературы в 7 классе по тексту "О чём плачут лошади" создана на основе требований нового федерального государственного образовательного стандарта с целью проверки на открытом уроке уровня подготовки 7 класса, который обучался по старым стандартам, к приобретению знаний по новым. Урок аппробирован на открытой площадке внутри школы. По отзывам, урок, в основном, соответствует требованиям ФГОС.  В его основе лежит сочетание нескольких форм деятельностного подхода. К...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы в 7-м классе (проба в рамках ФГОС).

Ф.А. Абрамов. "О чем плачут лошади".

Цели урока:

- продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа "О чём плачут лошади"; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;

- продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

- развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;

- содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника);

- развивать речь и образное мышление учащихся, воспитывать любовь к животным, чувства сострадания.

Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади", Т.Ф.Курдюмова. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. - М.: Дрофа, 2004, мультимедийный проектор с экраном, карточка с заданием.

Предварительная подготовка: прочтение дома рассказа, создание на листе формата А4 рисунка и отзыва по рассказу.

Оформление урока - надписи на доске

а) "Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник". (Загадка)

б) "Мы в ответе за тех, кого приручили..." (А.-С. Экзюпери)

в) «Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь». (В.Маяковский)

г) «Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?» (С. Есенин)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Приветствие. Оформление тетрадей. Вопросы: прочитали рассказ? Понравился? Чем?

  2. Сжатый пересказ одним учащимся.

  3. На доске надпись: «Сегодня на уроке … мы будем:…» Закончить её. Один на доске, другие в тетради.

  4. Оформленные ребятами рисунки и отзывы о прочитанном вывешиваются на доску.

  5. Ребята осматривают их, выбирают наиболее понравившийся им, и автор зачитывает его.

  6. Словарная работа. Вопрос ребятам - какие масти лошадей мы узнаём из рассказа? Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый. (Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади).

  7. В это время один учащийся уже поработал с карточкой с заданием: Выполните письменно задания: 1) Ответьте на вопрос: «Что и с какой целью хотела узнать Рыжуха у человека?» 2) Поясните выражение: «Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…»

  8. Создание схемы рассказа одним из учащихся на интерактивной доске. Обсуждение. Оценка.

  9. Просмотр рисунков на интерактивной доске, на которых изображены полубоги-полуживотные, полулюди-полуживотные: гор, кентавр и т.д. Вопрос: для чего их показ? Обсуждение.

  10. Рефлексия. Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

  11. О чём этот рассказ? Как нам помогают в его восприятии эпиграфы? Обсуждение.

  12. Самооценка учащихся.

  13. Подведение итогов учителем. Выставление отметок.

  14. Постановка домашнего задания: учащимся раздаются листочки со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Дома необходимо написать по нему сочинение-отзыв. Выразительно зачитывает либо учащийся, либо учитель.

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. -

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала! -

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой

ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные:

Улица опрокинулась,

течёт по-своему:

Подошёл и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится, прячется в шерсти:

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

Чего вы думаете, что вы их

плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему

лошадь".

Может быть -

старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.

Почему упавшая, плачущая лошадь в конце стихотворения "хвостом помахивала", была "довольная". (Ей посочувствовали, поддержали морально)


Выполните письменно задания:


  1. Ответьте на вопрос:

«Что и с какой целью хотела узнать Рыжуха у человека?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Поясните выражение:

«Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






В.В. Маяковский. "Хорошее отношение

к лошадям»

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. -

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала! -

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой

ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные:

Улица опрокинулась,

течёт по-своему:

Подошёл и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится, прячется в шерсти:

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

Чего вы думаете, что вы их

плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему

лошадь".

Может быть -

старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.


© 2010-2020