Статья по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МУЛЛАКАЕВО ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. КУЛЬЧУРОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
















Выступление на тему:



Развитие творческих способностей учащихся

на уроках и во внеурочное время









Якшыбаева З.Г.

учитель русского языка

и литературы.















2015.



Развитие творческих способностей учащихся

на уроках и во внеурочное время

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, личное неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок , как и каждый взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые думают , что каждый ребенок рождается с какими- то творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И далеко не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Преодолению этого состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, образного мышления.

Созданию такой творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы.

Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложения ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с простым … кирпичом?» Варианты будут разнообразные, но прежде всего ценятся те, которые предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, сада, инструмент для колки орехов, пудра и т.д.)

Приемы, помогающие активизировать и развивать творческое воображение и мышление , используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). В качестве тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются три слова: красный, круглый, кислый. За несколько минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения. Как правило, сначала называют ягоды: калина, смородина, рябина и т.д., затем соленые помидоры, скисшее варенье. Здесь важно уловить момент и подсказать еще одно направление поиска:

- А почему никто не назвал красный мяч?

- Но он же не кислый.

- А кто помешает вам облить его лимонным соком?

И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе и т.п.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению).

Поначалу работа на высоком уровне дается учащимся с трудом. При сопоставлении определений круглый, красный, кислый возникает образ человека после бани: распаренного, «раскисшего», или грустное лицо индейца.

Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображения отличается тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.

Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагается три любых слова, за 7 минут нужно составить не менее 9 предложений, в каждом из которых будут обязательно употреблены все эти три слова. Наборы слов самые непредсказуемые: поезд, Антарктида, солнце. Учащиеся достаточно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогда-то и случается, что поезд влюбляется в Антарктиду и мечтает о солнце, на котором он долетит до предмета своей мечты.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыкновенные вещи под новым, непривычным углом зрения, развивают логическое мышление, расширяют кругозор.

К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не принимает творческих фантазий. Поэтому необходимо выделять время пофантазировать на уроках или на специальных уроках творчества. Результаты детского творчества будут самыми разными: сочинения, стихотворения, рисунки.

Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы. Названные приемы направлены на развитие творческих способностей , на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех обучающихся.

Существует множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время:

- игры буриме и акростих;

- составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

- приемы работы в технике ТРИЗ;

- решение творческих задач ;

- работа в жанре эссе и другие.

Развитию творческих способностей ученика способствует такая работа, как рассмотрение одного слова с разных точек зрения языкознания. Например: «Караван»

  1. Лексическое значение определяют сами ученики, если затрудняются, обращаются к толковому словарю: караван- 1. Группа вьючных животных. Караван верблюдов. 2. Группа путешественников ( на Востоке). Караван в сто человек двигался по пустыне. 3. Группа судов, идущих друг за другом. Караван барж двигался вверх по реке.

Определив лексическое значение слова «караван» учащиеся узнали, что это многозначное слово. По- моему, здесь будет уместен вопрос : Какой караван не может двигаться по пустыне?

  1. Морфемный разбор слова. Караван- окончание нулевое, основа- караван, корень -караван.

  2. Морфологический разбор слова.

Караван- имя существительное, предмет, н.ф. караван, нарицательное, неодушевленное, в мужском роде, 2- скл., в И.п. ( В.п.),в ед.ч., в предложении может быть подлежащим или дополнением.

  1. Составление словосочетаний: караван верблюдов- управление, караван барж- управление, богатый караван- согласование и т.д.

  2. Составление предложений со словом «караван», определение синтаксической роли этого слова.

  3. Составить рассказ по темам :«Караван верблюдов», «Караван в сто человек двигался по пустыне», «Караван барж».

  4. Нарисовать иллюстрацию по заданным темам.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:

- Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ - дело очень деликатное.

- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

- И самое главное - творить самим. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.







© 2010-2022