- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Статья по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якшыбаева З.Г. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МУЛЛАКАЕВО ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. КУЛЬЧУРОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Выступление на тему:
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках и во внеурочное время
Якшыбаева З.Г.
учитель русского языка
и литературы.
2015.
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках и во внеурочное время
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, личное неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребенок , как и каждый взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые думают , что каждый ребенок рождается с какими- то творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И далеко не все могут сохранить надолго творческие способности.
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.
Преодолению этого состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.
Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, образного мышления.
Созданию такой творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы.
Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложения ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с простым … кирпичом?» Варианты будут разнообразные, но прежде всего ценятся те, которые предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, сада, инструмент для колки орехов, пудра и т.д.)
Приемы, помогающие активизировать и развивать творческое воображение и мышление , используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). В качестве тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются три слова: красный, круглый, кислый. За несколько минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения. Как правило, сначала называют ягоды: калина, смородина, рябина и т.д., затем соленые помидоры, скисшее варенье. Здесь важно уловить момент и подсказать еще одно направление поиска:
- А почему никто не назвал красный мяч?
- Но он же не кислый.
- А кто помешает вам облить его лимонным соком?
И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе и т.п.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению).
Поначалу работа на высоком уровне дается учащимся с трудом. При сопоставлении определений круглый, красный, кислый возникает образ человека после бани: распаренного, «раскисшего», или грустное лицо индейца.
Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображения отличается тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.
Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагается три любых слова, за 7 минут нужно составить не менее 9 предложений, в каждом из которых будут обязательно употреблены все эти три слова. Наборы слов самые непредсказуемые: поезд, Антарктида, солнце. Учащиеся достаточно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогда-то и случается, что поезд влюбляется в Антарктиду и мечтает о солнце, на котором он долетит до предмета своей мечты.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыкновенные вещи под новым, непривычным углом зрения, развивают логическое мышление, расширяют кругозор.
К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не принимает творческих фантазий. Поэтому необходимо выделять время пофантазировать на уроках или на специальных уроках творчества. Результаты детского творчества будут самыми разными: сочинения, стихотворения, рисунки.
Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы. Названные приемы направлены на развитие творческих способностей , на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех обучающихся.
Существует множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время:
- игры буриме и акростих;
- составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
- приемы работы в технике ТРИЗ;
- решение творческих задач ;
- работа в жанре эссе и другие.
Развитию творческих способностей ученика способствует такая работа, как рассмотрение одного слова с разных точек зрения языкознания. Например: «Караван»
-
Лексическое значение определяют сами ученики, если затрудняются, обращаются к толковому словарю: караван- 1. Группа вьючных животных. Караван верблюдов. 2. Группа путешественников ( на Востоке). Караван в сто человек двигался по пустыне. 3. Группа судов, идущих друг за другом. Караван барж двигался вверх по реке.
Определив лексическое значение слова «караван» учащиеся узнали, что это многозначное слово. По- моему, здесь будет уместен вопрос : Какой караван не может двигаться по пустыне?
-
Морфемный разбор слова. Караван- окончание нулевое, основа- караван, корень -караван.
-
Морфологический разбор слова.
Караван- имя существительное, предмет, н.ф. караван, нарицательное, неодушевленное, в мужском роде, 2- скл., в И.п. ( В.п.),в ед.ч., в предложении может быть подлежащим или дополнением.
-
Составление словосочетаний: караван верблюдов- управление, караван барж- управление, богатый караван- согласование и т.д.
-
Составление предложений со словом «караван», определение синтаксической роли этого слова.
-
Составить рассказ по темам :«Караван верблюдов», «Караван в сто человек двигался по пустыне», «Караван барж».
-
Нарисовать иллюстрацию по заданным темам.
Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:
- Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ - дело очень деликатное.
- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
- И самое главное - творить самим. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.