- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад
Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белорусова О.А. |
Дата | 08.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Художественное своеобразие стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Водопад».
…Он шёл своею дорогой один и независим.
А. С. Пушкин.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Баратынского, показать своеобразие его философской лирики на примере стихотворения «Водопад».
Задачи: 1) познакомить учащихся с поэтами пушкинской поры;
2) на примере стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад» показать учащимся особенности философской лирики;
3) продолжить формирование у учащихся навыка работы с поэтическим текстом.
Ход урока.
I Этап погружения.
Галерея поэтов пушкинской поры (портреты на доске). Краткие индивидуальные сообщения учащихся о них, подготовленные заранее.
Антон Дельвиг
Николай Пётр
Языков Вяземский
А. С. Пушкин
Пётр Евгений
Плетнёв Баратынский
II Постановка цели.
Евгений Абрамович Баратынский - одна из ярких звёзд «пушкинской плеяды» (плеяда - созвездие). Он жил в ту эпоху, когда поэзия играла ведущую и господствующую роль во всём литературном и культурном бытии. Поэзия приобретала особое значение, поэтому мы говорим не о пейзажной и не о любовной лирике, а о философской, о «поэзии мысли».
Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с поэзией Баратынского и попытаемся открыть для себя, в чём же своеобразие его философской лирики.
Подробнее мы остановимся на стихотворении «Водопад». С чем ассоциируется у вас это слово? (вода, брызги, поток, пена, река). Посмотрим, как рисует водопад Баратынский.
III Чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (страх, волнение).
- Какую картину рисует автор? (грозная, величественная непогода, стихия).
- Что помогает создать такую картину? (художественные образы).
- Какой образ является центральным? (водопад).
- На первый взгляд кажется, что поэт рисует лишь пейзаж. Но философская лирика тем и интересна, что она не так проста, не так поверхностна. Обратимся к тексту, чтобы определить, так ли это.
IV Самостоятельная работа с текстом.
С помощью каких звуковых и зрительных образов автор создаёт центральный образ водопада (незаполненные схемы у каждого лежат на столе).
Образ водопада
зрительный звуковой
Водопад
Образ водопада
зрительный звуковой
поток седой шум
дымная бездна протяжный вой
рёв мятежный
безглагольная речь
Коллективная проверка.
V Анализ текста. Беседа.
- Рисует ли автор конкретный образ? Можем ли мы представить водопад по данному описанию? (нет, это что-то бесформенное, размытое, туманное).
- Какова роль звуковых средств? (водопад наделён своим голосом; приём олицетворения). Какие эпитеты выбирает поэт для определения голоса водопада? (протяжный, мятежный, безглагольный).
- Почему рёв водопада поэт называет мятежным? (в словаре: «тревожный, беспокойный, бурный», то есть происходит борьба со стихией). Вспомните, в каком стихотворении мы ещё встречаемся с эпитетом «мятежный»? (М. Ю. Лермонтов «Парус»)
- Какие ещё образы находим мы в этом стихотворении? (аквилон, ель скрипучая, долина). С какой целью рисует их автор? (дополняют картину стихии).
- Где находит отзыв рёв водопада?
«трепещет грудь»
Водопад
«протяжный отзыв долины» «сердцем разумею речь
(природа) безглагольную твою»
(человек)
Вывод: происходит единение природы и человека. Мятежный рёв водопада находит отклик в мятежной душе человека (аллегория).
- Почему трепетание в груди вещее? (предчувствие стихии в душе лирического героя).
- Чего ищет мятежная душа? (свободы)
- Обратите внимание на композицию стихотворения (кольцевая). Как соотносятся форма и содержание? (они едины).
VI Работа над эпиграфом.
- Как вы понимаете строки эпиграфа?
- Как перекликается идея стихотворения с эпиграфом? (воспевание свободы человеческой души).
VII Подведение итогов.
- В чём же своеобразие стихотворения Баратынского «Водопад»?
1) Через образы природы пытается показать состояние души человека, человеческую мысль.
2) Какие романтические мотивы присутствуют в стихотворении? (одиночество, борьба, свобода, мотив воды).
3) Стихотворение наполнено разными звуковыми образами.
VIII Комментарий домашнего задания.
Прочитать стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся».
Докажите, что для Баратынского важно поймать мгновение, когда человек с природой едины, когда мирская суета не мешает этому единению.