Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад

Урок проводится в рамках изучения творчества поэтов "пушкинской поры". Цель урока - познакомить учащихся с творчеством Е. А. Баратынского, показать своеобразие его философской лирики на примере стихотворения "Водопад".     В ходе урока обучающиеся знакомятся с именами поэтов "пушкинской плеяды", продолжают формировать навык  анализа лирического произведения, систематизируют свои знания об особенностях философской лирики.    К этому уроку некоторыми обучающимися готовятся краткие индивидуальные с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественное своеобразие стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Водопад».


…Он шёл своею дорогой один и независим.

А. С. Пушкин.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Баратынского, показать своеобразие его философской лирики на примере стихотворения «Водопад».

Задачи: 1) познакомить учащихся с поэтами пушкинской поры;

2) на примере стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад» показать учащимся особенности философской лирики;

3) продолжить формирование у учащихся навыка работы с поэтическим текстом.

Ход урока.

I Этап погружения.

Галерея поэтов пушкинской поры (портреты на доске). Краткие индивидуальные сообщения учащихся о них, подготовленные заранее.

Антон Дельвиг

Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадНиколай Пётр

Языков Вяземский

Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад

Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад

АУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопад. С. Пушкин


Пётр Евгений

Плетнёв Баратынский

II Постановка цели.

Евгений Абрамович Баратынский - одна из ярких звёзд «пушкинской плеяды» (плеяда - созвездие). Он жил в ту эпоху, когда поэзия играла ведущую и господствующую роль во всём литературном и культурном бытии. Поэзия приобретала особое значение, поэтому мы говорим не о пейзажной и не о любовной лирике, а о философской, о «поэзии мысли».

Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с поэзией Баратынского и попытаемся открыть для себя, в чём же своеобразие его философской лирики.

Подробнее мы остановимся на стихотворении «Водопад». С чем ассоциируется у вас это слово? (вода, брызги, поток, пена, река). Посмотрим, как рисует водопад Баратынский.

III Чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (страх, волнение).

- Какую картину рисует автор? (грозная, величественная непогода, стихия).

- Что помогает создать такую картину? (художественные образы).

- Какой образ является центральным? (водопад).

- На первый взгляд кажется, что поэт рисует лишь пейзаж. Но философская лирика тем и интересна, что она не так проста, не так поверхностна. Обратимся к тексту, чтобы определить, так ли это.

IV Самостоятельная работа с текстом.

С помощью каких звуковых и зрительных образов автор создаёт центральный образ водопада (незаполненные схемы у каждого лежат на столе).

ОУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопадбраз водопада


зрительный звуковой


Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадВодопад

ОУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопадбраз водопада


зрительный звуковой

поток седой шум

дымная бездна протяжный вой

рёв мятежный

безглагольная речь

Коллективная проверка.

V Анализ текста. Беседа.

- Рисует ли автор конкретный образ? Можем ли мы представить водопад по данному описанию? (нет, это что-то бесформенное, размытое, туманное).

- Какова роль звуковых средств? (водопад наделён своим голосом; приём олицетворения). Какие эпитеты выбирает поэт для определения голоса водопада? (протяжный, мятежный, безглагольный).

- Почему рёв водопада поэт называет мятежным? (в словаре: «тревожный, беспокойный, бурный», то есть происходит борьба со стихией). Вспомните, в каком стихотворении мы ещё встречаемся с эпитетом «мятежный»? (М. Ю. Лермонтов «Парус»)

- Какие ещё образы находим мы в этом стихотворении? (аквилон, ель скрипучая, долина). С какой целью рисует их автор? (дополняют картину стихии).

- Где находит отзыв рёв водопада?

«трепещет грудь»

ВУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского ВодопадУрок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского Водопадодопад

«протяжный отзыв долины» «сердцем разумею речь

(природа) безглагольную твою»

(человек)

Вывод: происходит единение природы и человека. Мятежный рёв водопада находит отклик в мятежной душе человека (аллегория).

- Почему трепетание в груди вещее? (предчувствие стихии в душе лирического героя).

- Чего ищет мятежная душа? (свободы)

- Обратите внимание на композицию стихотворения (кольцевая). Как соотносятся форма и содержание? (они едины).

VI Работа над эпиграфом.

- Как вы понимаете строки эпиграфа?

- Как перекликается идея стихотворения с эпиграфом? (воспевание свободы человеческой души).

VII Подведение итогов.

- В чём же своеобразие стихотворения Баратынского «Водопад»?

1) Через образы природы пытается показать состояние души человека, человеческую мысль.

2) Какие романтические мотивы присутствуют в стихотворении? (одиночество, борьба, свобода, мотив воды).

3) Стихотворение наполнено разными звуковыми образами.

VIII Комментарий домашнего задания.

Прочитать стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся».

Докажите, что для Баратынского важно поймать мгновение, когда человек с природой едины, когда мирская суета не мешает этому единению.






© 2010-2022