Конспект модульного урока на тему Словообразование и орфография

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторно-лесная школа Костромской области»





Модульный урок русского языка по теме «Словообразование. Орфография»



Автор работы

учитель русского языка и литературы

ОГКООУ «Санаторно-лесная школа Костромской области»

Аксенова Полина Аркадьевна

эл.адрес: [email protected]



Кострома 2015

Модульный урок русского языка по теме «Словообразование. Орфография»

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Тип урока: модульный урок.

Цели урока:

повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные учащимися в ходе изучения данной темы;

закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

Обзор лингвистической литературы

  • Русский язык: Полный справочник школьника и абитуриента. - Москва: Айс-пресс.

Справочник составлен на основе книг и учебных пособий Д.Э.Розенталя, И.Б.Голуб, М.А.Теленковой, Л.А.Чешко, С.Е.Крючкова, Н.Г.Ткаченко, М.И.Мещеряковой, Т.В.Торкуновой, Е.В.Шишкина. Теоретический материал охватывает программу общеобразовательной школы.Правила даются в традиционном изложении и в виде обобщающих таблиц.

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - Москва: Айс-пресс.

Пособие содержит все разделы курса современного русского языка. Теоретический материал излагается с использованием традиционных лингвистических терминов. Все положения иллюстрируются примерами из русской классической и современной литературы, поэзии и публицистики. Даны упражнения и вопросы для закрепления материала.

  • Баранова М.Т., Костлева Т. А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочник для учащихся. - Москва: Просвещение.

В справочнике в системном изложении обобщены теоретические сведения школьного курса русского языка в V - IX классах.

  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - Москва: Айс-пресс,2005.

В справочнике содержатся основные правила орфографии и пунктуации (упор делается на трудные случаи), приведены сведения и рекомендации нормативного характера, связанные с литературной правкой.

  • ЧешкоЛ.А. Русскийязык: Учебное пособии для подготовки отд. Негуманит. Фак. Вузов. - Москва: Высшая школа.

В учебное пособие включен раздел «Орфография», особое внимание уделено трудным случаям правописания. После теоретических сведений следует ряд упражнений на повторение.

Обзор методической литературы

• Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы / сост. Г.М. Вялкова. - Москва: Глобус.

Рабочая программа 5 класса, включённая в сборник, составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего образования по русскому языку. На повторение темы «Словообразование и орфография» по рабочей программе отводится 3 урока. В программе прописаны элементы содержания уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля.

  • Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. - Москва: ВАКО.

Цель урока повторения раздела «Словообразование и орфография» - закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография »; отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора слов. Далее в пособии приводится примерный ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Словарный диктант

  3. Работа по теме урока

  4. Итог урока

После написания словарного диктанта учащимся предлагается сделать морфемный и словообразовательный разбор двух слов (на выбор). Работа по теме предполагает беседу по вопросам (контрольные вопросы и задания, данные в учебнике), выполнение упражнения (работа выполняется «по цепочке»). Итогом урока будет домашняя работа по подготовке к контрольному диктанту.

  • Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ авт.-сост. С.С.Колчанова. - Волгоград:Учитель.

Урок повторения предлагается провести в форме круглого стола. Класс делится на 4-5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап из 3 уровней. 1-й уровень - обсуждение. Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем ответ учеников, дополнения и исправления (ответ оценивается по 5-балльной шкале). 2-й уровень - индивидуальная работа. Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных листках, которые получают и раздают командам капитаны. Результаты работы капитаны фиксируют в листе учёта.3-й уровень - взаимопроверка. Группы обмениваются выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Далее в пособии приведены задания на каждом этапе по каждому уровню. Домашнее задание дифференцированно. Учащиеся повторяют (кратко записывают в тетрадь) те правила, на которые допустили ошибки при выполнении заданий игры. Во время игры были повторены такие темы:

  • Способы образования слов

  • Корни с чередующимися гласными

  • Гласные в приставках пре- и при-

  • Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

  • Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. - Москва: экзамен.

Цель урока: систематизировать изученное по разделу. Урок начинается с проверки домашнего задания, далее следует упражнение на повторение орфограмм-гласных в корне слова, упражнения 184,185,186 предлагают составить сложный план и рассказать о составе слова и способах словообразования (примеры из упражнений 185,186 учащиеся дополняют собственными). Домашнее задание: упражнение 188,191.

  • ВладимирскаяГ.Н. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. - Москва:ТЦ Сфера.

Предлагаемое пособие соответствует требованиям «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) и структуре школьного учебника «Русский язык. 6 класс». На повторение темы «Словообразование и орфография» отводится в этом пособии 2 урока. 1-й урок имеет следующую структуру: проверка домашнего задания, закрепление пройденного материала, подготовка к словарному диктанту. Домашнее задание не дифференцированное. 2-й урок - это урок практикум. Начинается со словарного диктанта, потом проверка домашнего задания, а затем повторение пройденного в ходе выполнения упражнений 186, 187, 189. На дом предлагается упражнение 190.

Обзор дидактического материала

• Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва: Знание.

В книге представлены грамматические сказки, весёлые стихи, загадки, головоломки, которые помогут учителю в стремлении научить ребёнка любить и чувствовать родной язык.

  • АхременковаЛ.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус . яз.: 6 класс: пособие для учащихся. - Москва: Просвещение.

В пособии упражнения для повторения представлены в следующих разделах:

Соединительные гласные о-е в сложных словах

Сложные прилагательные и существительные

Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Методическое обоснование урока.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно технология модульного обучения. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда..

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке - управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность получать много оценок - баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть "приговором". Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока - модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: "если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….".

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Благодаря этой технологии центральное место в системе "учитель - ученик" занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Модульную технологию отличают такие качества, как:

• гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);

• динамичность (обучение видам и способам деятельности);

• мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);

• возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);

• изменение форм общения учителя с учащимися.

В чем состоит преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:

1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;

3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;

4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);

5) развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Задачи учителя:

Роль учителя сводится к следующему:

• Разработка инструкций модулей.

• Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

• Уточнение модулей при практической работе с ними.

• Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

Результат - повышение качества обученности учащихся.

Построение модульного урока начинается с определения системы целей и ее структуры. Прежде всего, формируется комплексная дидактическая цель, которая и будет реализовываться модульной программой.

На основе комплексной цели определяются интегрирующие дидактические цели, характеризующие структуру модульной программы. Для реализации каждой интегрирующей цели строится конкретный модуль. Далее определяется структура отдельных модулей, обеспечивающих достижение интегрирующих дидактических целей. Основой структуры модулей являются частные дидактические цели, реализуемые отдельными учебными элементами.

В ходе освоения содержания модуля организуется текущий контроль. Он может проводиться с помощью заданий, представленных в содержании модуля. При этом каждое задание должно быть снабжено эталоном (ответы на задания, описание решений, алгоритмы и др.).

Текущий контроль позволяет своевременно выявит пробелы в усвоении знаний и скорректировать работу ученика.

В конце изучения каждого учебного элемента обязательно организуется контроль с целью определения качества усвоения в соответствии с целями учебного элемента. Этот контроль может проводиться в виде проверочных, контрольных, самостоятельных, практических работ. Количество учебных элементов в модуле может быть различно, но всегда присутствуют три обязательных. Первый - целевой УЭ-О. Он всегда первый и предназначен для представления целей и содержания всего модуля. Ученик, знакомясь с целевым блоком, имеет возможность видеть перспективу работы при изучении конкретного учебного предмета, может самостоятельно планировать свою деятельность. После того, как учащиеся повторили необходимую информацию, они переходят к последнему учебному элементу - УЭК (контроль). Итоговый контроль проводится с целью определения качества усвоения содержания учебных целей, представленных в целевом блоке (УЭ-О). Именно этот блок дает возможность оценить в какой степени ученик усвоил содержание и соответствуют ли полученные результаты поставленным целям. Этот вид контроля позволяет учителю выявит индивидуальные пробелы в знаниях и умениях учащихся.

План урока

Оргмомент.

Целеполагание.

Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера:

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.

Ход урока

1. Оргмомент.

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся.

2. Целеполагание.

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

Содержание этапа: выведение темы, целей, показ практической значимости повторяемого материала.

3. Выполнение упражнений обобщающего и систематизирующего характера.

Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в ходе изучения темы.

Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; отработка умения оперировать полученными ранее знаниями.

Содержание учебного материала:

Правописание соединительных гласных в сложных словах

Правописание сложных имён существительных и имён прилагательных

Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

4. Подведение итогов урока.

Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы на уроке.

Содержание этапа: рефлексия. Соотнесение целей, поставленных в начале занятия, с достигнутым результатом, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, умений и навыков, продемонстрированных ими во время урока.

5. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Содержание этапа: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания методики выполнения задания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ (для учащихся)

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза "Работа в парах" означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

Задачи урока.

Личностные:

- освоение личностного смысла учения;

- позитивная моральная самооценка;

- адекватное оценивание своих достижений;

- чувство гордости при следовании определенным нормам;

- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

- выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

- составление плана последовательности действий:

- развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и

преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной

форме;

- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- знать теоретический материал по теме, уметь правильно определять способы образования слов;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

- сотрудничество в совместном решении проблемы;

- развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Обучающая. Теоретический аспект: обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография".

Практический аспект: систематизировать орфографические навыки, отработанные в ходе изучения темы.

Развивающая: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (анализ, обобщение; самооценка; работа с инструкцией, работа с тестами); развивать речь, эмоциональную сферу учащихся, интерес к учению, самостоятельность мышления.

Воспитательная: воспитывать внимание, дисциплинированность, ответственность за собственный результат учения, дисциплинированность.

Ход урока.

Модуль «Словообразование. Орфография» (урок обобщающего повторения)

УЭ 0 Постановка целей

ОДЦ. Закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование. Орфография», совершенствовать навыки словообразовательного разбора как основы для выбора орфограммы.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала

УЭ 1. Правописание соединительных гласных в сложных словах

ЧДЦ. Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Правописание соединительных гласных в сложных словах»

Укажите ошибку в написании соединительной гласной в сложном слове. Укажите букву неверного написания. Проверьте свою работу, пользуясь «ключом». Каждый правильный ответ-1 балл.

Работайте самостоятельно.

Если Ваша оценка «5» или «4», переходите к УЭ 2.

Если оценка «3» или «2», обратитесь к параграфу учебника № 33 или работайте в паре.

А. листОпад

Б. глазАмер

В. дальнОвосточный

Г. путЕшествие

Д. тысячИлетие

Е. мирОлюбивый

Ж. сорокОножка

З. землЯтрясение

И. овощЕрезка

К. противАположный

УЭ 2. Правописание сложных имён существительных и имён прилагательных.

ЧДЦ. Систематизировать знания, умения и навыки по теме « Правописание сложных имён существительных и имён прилагательных»

Определите, в каком ряду все слова пишутся слитно. Укажите цифру этого ряда. Проверьте свою работу, пользуясь «ключом». Каждый правильный ответ-1 балл.

Работайте самостоятельно.

Если Ваша оценка «5» или «4», переходите к УЭ 3.

Если оценка «3» или «2», обратитесь к параграфу учебника № 58 или работайте в паре.

1.(электро)станция, (полу)круг,(авто)кран

2.(пол)листа, (овоще)резка, (жёлто)красный

3.(жар)птица, (северо)восток, (старо)жил

4.(луно)ход, (аэро)дром,(сельско)хозяйственный

5.(машино)строительный, (машино)тракторный,(земле)проходец

6.(водо)провод, (огне)мёт, (железно)дорожный

7.(восточно)славянский, (пол)года, (вагоно)ремонтный

8.(пол)Европы, (бело)снежные,(русско)английский

9.(золотисто)оранжевый, (пол)лимона, (древне)русский

10.(северо)американский, (пол)стола, (кино)неделя.

УЭ 3. Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

ЧДЦ. Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных»

Укажите букву, под которой в именах прилагательных, образованных от имён существительных, пишется НН.

Проверьте свою работу, пользуясь «ключом». Каждый правильный ответ-1 балл.

Работайте самостоятельно.

Если Ваша оценка «5» или «4», переходите к УЭ 4.

Если оценка «3» или «2», обратитесь к параграфу учебника или работайте в паре, затем переходите к УЭ 5.

А. утре(Н,НН)ий

Б. серебря(Н, НН)ый

В. деревя(Н, НН)ый

Г. огне(Н, НН)ый

Д. земля(Н, НН)ой

Е. ветре(Н,НН)ый

Ж. безветре(Н,НН)ый

З. тума(Н,НН)ый

И. кури(Н,НН)ый

К. песча(Н,НН)ый

УЭ 4. Создание мини-сочинения.

ЧДЦ. Совершенствование умения создавать собственный текст с требуемыми языковыми средствами.

Напишите сочинение из 5-7 предложений, используя слова с изученными орфограммами

УЭ 5. Работа с текстом.

ЧДЦ. Совершенствовать умения правильного написания слов с изученными орфограммами на уровне текста.

Списать текст, раскрывая скобки, графически обозначая изученные орфограммы.

(Паро)ход окутывала (бело)серая тума(Н,НН)ая мгла. К (полу)дню мы сбились с (юго)западного курса. Вдруг налетел (холодный)прехолодный ветер. Когда туман рассеялся, мы увидели (бело)каменные храмы (Санкт) Петербурга.

УЭ 6.

Подведение итогов.

ЧДЦ. Оценить свою деятельность на уроке.

Подведите итоги работы, определите, какие цели были Вами достигнуты. Запишите домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.

Если Вы работали с УЭ 4, то составьте текст словарного диктанта на изученные орфограммы. Если Вы работали с УЭ 5, то повторите параграфы учебника, выполните работу над ошибками.

Ключи:

УЭ 1 : Б, В, Д, Ж, К.

УЭ 2 : 1, 4, 6, 7, 10.

УЭ 3 : А, В, Г, Ж, З.

© 2010-2022