Урок по русскому языку в 5 классе по теме Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно - исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности

  • Метод конкретизации целей обучения

  • Метод открытого обсуждения новых знаний

  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Планируемые результаты:

Предметные: повторить материал об имени существительном как части речи;

- наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения;

определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте учебника, развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

выдвигать гипотезу;

проводить сравнение и классификацию слов;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение;

искать и выделять необходимую информацию;

моделировать информацию;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Посмотрите, все ли у вас на партах. Вам сегодня понадобятся учебники, тетради, ручки, карандаши.

2. Постановка проблемы и задач урока.

Эпиграф урока:

Имя существительное-хлеб языка

Л. Успенский

  1. Что такое эпиграф? С какой целью он используется?

  2. Как вы понимаете слова Успенского?

Сообщение ученика.

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

А теперь загадка, отгадав ее, вы узнаете тему урока.

Всему название дано: и зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно,

И всё, что может видеть глаз, -

И всё, что в памяти у нас, -

Оно живёт ведь в мире этом,

Даёт название предметам.

-А кому трудно, ещё раз посмотрите на наши словарные слова и определите часть речи. Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

3. Актуализация знаний

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

Имя

существительное

Имеет:

- род

- склонение

Изменяется

- по числам

- падежам

А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику и проверим, всё ли

правильно мы с вами сказали. К постоянным или непостоянным признакам относятся род и склонение?

Вот с постоянных признаков мы и начнём.

Задание: Найти существительные в строке и определить их склонение:

работа в группах - у каждой группы своё склонение. Но прежде чем начать

работу давайте вспомним ,сколько всего склонений? Какие существительные

относятся к 1, 2, 3 склонению?

Лошадь бежать столичный

Диван игрушка красивый

Машина читать ночь

Вилка угол свет

Синеть синий синева

Прийти свеча нож

Кровать серый стул

Ручка бежать океан

Слабый слабеть слабость

Мяч тень жить

Добреть доброта добрый

Зеленый книга меч

Луч мать взять

Проверка. Каждая группа читает свои слова.

Проверка. Каждая группа читает свои слова.

1скл.: игрушка, машина, вилка, синева, свеча, ручка, доброта, Ваня, книга.

2 скл.: диван, угол, нож, стул, яблоко, мяч, меч, луч.

3 скл.: лошадь, ночь, кровать, слабость, тень, мать.

Хорошо поработали - пора и отдохнуть


  1. ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего -руки перед собой.

Зима, утро, урок, море, ночь,

- Ну вот мы с вами отдохнули , и с новыми силами продолжим нашу работу.

Итак, мы знаем с вами, что имя существительное обозначает предмет. Но

разве слова синева, слабость, доброта - это предметы? Дело в том, что в

русском языке термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и

название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже признаки. Вот

как раз существительные синева, слабость, доброта и обозначают признак

как предмет. В связи с этим имена существительные можно разделить на

группы. И вот с некоторыми из них мы сейчас поработаем.

  1. Работа по теме урока

.

Шепот, робкое дыхание,

Трель соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночная тень,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А. Фет

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Озаглавьте его.

  3. Стиль текста….

  4. Тип текста….

  5. Особенности текста

………слов, …….имен существительных, ……имен прилагательных, …….служебных слов, …….глаголов.

  1. Выпишите имена существительные и распределите их по родам.

1) Какие еще имена существительные относятся к собственным? Что они обозначают?

2) Какие существительные называются нарицательными?

Б. Самостоятельная работа.

Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли

Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна - это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту

6. Опорный конспект

1. Существительное - отвечает на вопросы …

Обозначает …

2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.

Изменяется по числам, падежам

  1. В предложении является ...................................

Общий вывод

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы окружающего мира, живые существа, растения, явления природы и т.д.

Имеет грамматические признаки: род, число, падеж. Изменяется по падежам и числам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Сравнение с научным выводом.

Тест "Имя существительное"

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

"Берёзы украшают леса":

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

Самопроверка

Ответы

  1. Б

  2. А

  3. Б

  4. женский

  5. неодушевленные

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа

6.Выставление оценок.

7.Рефлексия (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

8. Домашнее задание:

Домашнее задание : упражнение 596, повторить правило .


© 2010-2022