- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 7 -9 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 -9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова Т.В. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7-9 классов класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - 2-е изд. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2012)
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Рабочая программа включает несколько разделов, среди них:
• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский язык» на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского языка, его места в базисном учебном плане.
• «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» - перечень средств, обеспечивающих результативность преподавания русского языка в современной школе.
Цели обучения русскому языку:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса: 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия
- осмысление лингвистической сути понятия
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала
- формулирование теоретических выводов
- углубление знаний.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МОУ «Гимназия »г.Кириши
Данная программа рассчитана на 340 часов, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
7 класс - 136 ч,
8 класс - 102 ч,
9 класс - 102 ч.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представ- ленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
русского языка.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание основного общего образования по русскому языку :
7 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ 1ч
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений - наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ - 37ч.
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ - 85ч.
НАРЕЧИЕ (28 ч.)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н-нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - 46 ч.
ПРЕДЛОГ (10 ч.)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ (13 ч.)
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА (20 ч.)
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА - 4ч.
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ -4 ч
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему - по-прежнему, ввиду - в виду, стекло (гл.) - стекло (сущ.), что (мест.) - что (союз), обежать - обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) - 9 ч.
8 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ - 14 ч.
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо - как их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - 10 ч.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - 76 ч.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч.)
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: 16 управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 ч.)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 ч.)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч.)
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч.)
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (16 ч.)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (8 ч.)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) - 1 ч.
9 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
РЕЧЬ - 17 ч.
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ - 14 ч.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 60 ч. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 ч.) 18
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.)
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31 ч.)
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 ч.)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (11 ч.)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) - 10 ч
Тематическое планирование на 7 класс
№ уроков
Название темы
Виды деятельности учащихся
1
Изменяется ли язык с течением времени
Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словарём при объяснении значения, происхождения и правописания слов
2-38
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5 - 6 классах 37(29+8ч р.р.)
Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся - приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова. Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.
Уметь определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся - приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса.
Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.
Уметь работать со словообразовательным словарём, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки.
Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарь, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемное строении слова
39-76
Наречие38 (35 +р.р3)
Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употреблённых наречий.
Знать образование степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имён прилагательных. Находить в тексте эти формы.
Уметь провести морфологический разбор наречий. Иметь представление об основных способах образования наречий. Определять указанные способы образования наречий. Уметь анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа. Опознавание в тексте наречий, определение их разряда, способа образования. Понимать, что правило написания НЕ с наречием то же, что и с именами существительными и прилагательными. Опознавать при письме и верно писать НЕ с этими частями речи. Знать, что правила правописания НЕ с глаголами и деепричастиями,с одной стороны, причастиями - с другой, отличаются от правил написания НЕ с наречиями, существительными и прилагательными.
Правильно писать НЕ со словами указанных трёх групп. Отличать наречия от форм кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с Н-НН в суффиксах данных групп слов.
Знать суффиксы с Н-НН имён прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме. Понимать, что правило написания О или Е после шипящих в
конце слова является общим для наречий, существительных и
прилагательных.
Верно писать эти группы слов.
77-86
Служебные части речи.
Предлог 10 ч (6+4 р.р.)
Владеть сведениями о предлоге как части речи: уметь опознавать предлоги в тексте. Различать разряды предлогов.
Уметь анализировать словосочетания с предлогами;
определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога. Знать грамматические особенности служебных частей речи и отличать их от знаменательных частей речи. Уметь употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Уметь обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки. Знать строение фрагмента текста со значением «описание состояния человека».
Уметь замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев.
Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния лица с другими типами речи и типовыми фрагментами.
Уметь передавать словами состояние человека, пользуясь богатой синонимией глаголов, предикативных наречий, существительных со значением физического и психического состояния; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека.
87-99
Союз 13ч (10+3р.р.)
Знать союз как часть речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложениях, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Уметь различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены.
Владеть навыками синтаксического и пунктуационного разбора предложений.
Знать перечень простых и составных союзов и уметь их различать. Знать строение фрагмента текста со значением «описание состояния человека».
Уметь замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев.
Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния лица с другими типами речи и типовыми фрагментами.
Уметь передавать словами состояние человека, пользуясь богатой синонимией глаголов, предикативных наречий, существительных со значением физического и психического состояния; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека. Знать и уметь безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания.
Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами или частицами или от наречий с частицами.
100-119
Частица20 ( 13+р.р7)
Знать признаки частицы как части речи.
Уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения.
Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Краткая характеристика, в которой только называются основные черты характера, особенности того или иного человека, строится по принципу описания предмета. Полная характеристика, в которой черты характера не только называются, но и раскрываются, объясняются, обычно представляет собой тип речи рассуждение.
Роль характеристики персонажа в художественном произведении. Знать случаи употребления на письме частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи.
Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи.
Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, -ТО, -КА.
Уметь разграничивать Частицы и приставки НЕ и НИ; верно писать их. Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей.
120-123
Междометия и звукоподражательные слова 4 ч (3+1 р.р.)
Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометия в высказывании. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. Опознавать звукоподражательные слова.
Уметь выразительно читать предложения со звукоподражательными словами. Строение текста: описание предмета ( возможно в сочетании с описанием места). Совершенствование умения анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета
124-127
Омонимия слов разных частей речи 4 ч (2+2 р.р.)
Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа.
128-136
Повторение 9 ч (8+1 р.р.)
Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
А н т о н о в а Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. - М., 1999.
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. - М., 2000.
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. - М., 2001.
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.
-
Б ы с т р о в а Е. А., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. - М., 2004.
-
В а л г и н а Н. С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
-
Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М., 2009.
-
Г а ц И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. - М., 2010.
-
Г о л у б И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.
-
Г о с т е в а Ю. Н. Уроки русского языка в 6 классе: поурочные разработки. - М., 2005.
-
Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. - М., 2010.
-
Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ. Русский язык. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М., 2010.
-
Г о р б а ч е в и ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1994.
-
И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.
-
И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
-
К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5- 7 кл. - М., 1994.
-
К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - М., 1994.
-
К а р а у л о в Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
-
К о с т о м а р о в В. Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994. Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. - М., 1998.
-
Л ь в о в В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. - М., 1989.
-
Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5-9 классах средней школы. - М., 2011.
-
Л ь в о в В. В., Р е п и н а Н. А., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс: Учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М., 2011.
-
Л ь в о в М. Р. Основы теории речи. - М., 2000.
-
Л ь в о в а С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 кл. - М., 2011.
-
Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2001.
-
Л ь в о в а С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы. - М., 2003.
-
Л ь в о в а С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка. - М., 2001. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 1996 и последующие издания.
-
Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. - М., 1991.
-
Л ь в о в а С. И. Язык и речь. Книга для учителя. 8- 9 классы. - М., 2000.
-
Львова С.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / под ред. С. И. Львовой. - М., 2007.
-
Л ю б и ч е в а Е. В. Уроки развития речи. - СПб., 2002.
-
М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М., 2000.
-
М и л о с л а в с к и й И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002. Нормы русского литературного языка: Практический материал к урокам / под ред. О. В. Загоровской. - М., 2006.
-
Основы культуры речи. Хрестоматия / сост. Л. И. Скворцов. - М., 1984. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения).
-
Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 2005 и последующие издания.
-
С к в о р ц о в Л. И. Теоретические основы культуры ре- чи. - М., 1980.
-
С о к о л о в а Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. - М., 2007.
-
С о к о л о в а Г. П., Л ь в о в В. В., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М., 2011.
-
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. - М., 2000.
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. - М., 2001.
-
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.
-
А р с и р и й А. Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Части 1, 2. - М., 2004-2005.
-
Б ы с т р о в а Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. - М., 2007.
-
В а к у р о в а О. Ф., Л ь в о в а С. И., Ц ы б у л ь к о И. П. Русский язык. Тематические тестовые задания. - М., 2011. - (Готовимся к ЕГЭ).
-
Г о л у б И. Б.Основы культуры речи: Учебное пособие для 8-9 классов. - М., 2006.
-
Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.
-
Г о л ь д и н В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
-
Г о р ш к о в А. И. Всё богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.
-
Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ-2012. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. - М., 2012.
-
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. - М., 1994.
-
Д е й к и н а А. Д., П а х н о в а Т. М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М., 2008. Д е й к и н а А. Д., П а х н о в а Т. М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс.
-
- М., 2011. Д е й к и н а А. Д., П а х н о в а Т. М. Русский язык. Раздаточные материалы. 7 класс. - М., 2009. Д е й к и н а А. Д. Русский язык. Раздаточные материалы. 9 класс. - М., 2009. Д р о з д о в а О. Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001. К а п и н о с В. И., П у ч к о в а Л. И., Г о с т е в а Ю. Н., Цыбулько И. П. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. - М., 2011. Л а р и о н о в а Л. Г. Рабочие тетради. Русский язык. 5, 6, 7 классы. Орфография. - М., 2007-2009. Л и д м а н-О р л о в а Г. К. Учимся писать изложения. - М., 2005. Л ь в о в В. В. Тетради для оценки качества знаний по русскому языку. 5, 6, 7 классы. - М., 2005. Л ь в о в В. В. Русский язык. Типовые тестовые задания. - М., 2011. Л ь в о в а С. И. ГИА. Русский язык: Сборник задач. 9 класс. - М., 2008 и последующие издания. Л ь в о в а С. И. Занимательное словообразование. 8- 11 классы. Пособие для учащихся образовательных учреждений. - М., 2010. Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. Пособие для учащихся. - М., 2007. Львова С.И. Практикум по русскому языку: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5, 6, 7, 8, 9 классы. - М., 2006-2010. - (Лингвистический тренажёр). Л ь в о в а С. И. Русский язык. За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. 5, 6, 7 классы. - М., 2002 - 2006. Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. - М., 2010. Л ь в о в а С. И. Русский язык. Слитно? Раздельно? Через дефис? 9 класс. Учебное пособие. - М., 2007. - (Элективные курсы). Л ь в о в а С. И. Секреты русского словообразования: Учебное пособие для учащихся 7- 9 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2011. Л ь в о в а С. И. Русский язык. Лингвистические игры. 5-11 классы. - М., 2008. Л ь в о в а С. И., З а м у р а е в а Т. И. ГИА-2008. Русский язык: Тренировочные задания. 9 класс. - М., 2008 и последующие издания. М и л о с л а в с к и й И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002. Н и к о л и н а Н. А. Великие имена: Русские лингвисты. - М., 2007. Н о р м а н Б. Ю. Игра на гранях языка. - М., 2006. Н о р м а н Б. Ю. Лингвистические задачи. - М., 2006. П а х н о в а Т. М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. - М., 2010. Примерные билеты и ответы по русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. С. И. Львова. - М., 2008. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль. Обучающие и проверочные задания. 8 класс. - М., 2006. Р о з е н т а л ь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000. Русские писатели о языке: Хрестоматия / под ред. Н. А. Николиной.- М., 2006. С к в о р ц о в Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 2007. С к р я б и н а О. А. Ваш репетитор. Интенсивный практический курс русского языка: Орфография. Пунктуация. - М., 2006. Ц ы б у л ь к о И. П. и др. Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена по русскому языку. - М., 2011. Ц ы б у л ь к о И. П., Г о с т е в а Ю. Н., В а с и л ь е- в ы х И. П. и др. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. - М., 2011.
-
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА
-
Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1999.
-
Б а р а н о в М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., 1997.
-
Б ы с т р о в а Е. А., О к у н е в а А. П., К а р а ш е в Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.
-
Ж у к о в В. П., Ж у к о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1994. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. - М., 2010.
-
202
-
Карпюк Г.В., Харитонова Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. - М., 2010.
-
К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998 и последующие издания.
-
К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997 и последующие издания.
-
Л е д е н ё в С. Д., Л е д о в с к и х И. В. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1997.
-
Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.
-
Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1998.
-
Л ь в о в а С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.
-
Л ь в о в а С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М., 2004.
-
М а к с и м о в В. И., М а к с и м о в а А. Л., О д е к о в Р. В. Школьный словарь новых слов и значений в русском языке. - М., 2006.
-
П а н о в Б. Т., Т е к у ч ё в А. В. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. - М., 1991. П о т и х а З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 1998.
-
С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. - М., 2010.
-
С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматически- ми формами. - М., 2000.
-
Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1991.
-
Ч е с н о к о в а Л. Д., Ч е с н о к о в С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2006.
-
Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
-
Ш а н с к и й Н. М., З и м и н В. И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
-
Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. - М., 2006.
-
Наглядные пособия по русскому языку
-
Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.
-
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. - М., 2005.
-
Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2005.
-
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукция картин). 5-7 классы: Учебно- наглядное пособие. - М., 2010.
-
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы: Учебно-наглядное пособие. - М., 2007.
-
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература (Произведения изобразительного искусства). 10-11 классы: Учебно-наглядное пособие. - М., 2005.
-
Интернет ресурсы :
-
drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»
-
gramota.ru - Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
-
rus.1september.ru - электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
-
rusword.com.ua - сайт по русской филологии «Мир русского слова»
-
ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка».
-
center.fio.ru - мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования
-
Материально-техническая база: 1.
-
Компьютер
-
1
-
2.
-
Проектор.
-
1
-
3.
-
Колонки.
-
2
-
4. Экранно-звуковые пособия
-
1.
-
Презентации к занятиям.
-
2.
-
DVD фильмы.