«Доброта сильнее страхов» (по рассказу А. Платонова «Никита»)

Урок литературы начался необычно. Для создания мотивационного поля были предложены  проблемные вопросы, на которые отвечали учащиеся. Было сделано микрообобщение, что страх испытывают не только дети, но и взрослые. Учащиеся пытались найти ответ на вопрос: «Как можно преодолеть страх?». Интересным моментом было на уроке -  работа в группах. Каждая группа получила задание, на выполнение которого отводилось пять минут.  Учащиеся, используя знание текста, быстро ориентировались в вопросах. Они аргум...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Попова Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №10», г. Кунгур

Пермский край


Урок литературы в 5 классе.

«Доброта сильнее страхов»

(по рассказу А.Платонова «Никита»).

Цель: предметные: развитие умений аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

метапредметные: создание обложки для книги.

Задачи: предметные:

1.познакомиться с текстом рассказа;

2.проанализировать произведение;

3.провести социологический опрос;

4.способствовать умению вести диалог на основе равноправных

отношений и взаимного уважения и принятия.

Метапредметные:

1.научить представлять продукт групповой деятельности;

2. оценить работу конкурентных групп.

Оборудование:

- карточки с заданиями;

- рассказ А.Платонова «Никита»;

- презентация;

- картинки для коллажа;

- толковые словари русского языка С.Ожегова;

- листы А3;

- фломастеры;

- клей;

- ножницы.

Тип урока: объяснение нового материала.

УУД, формируемые на уроке:

1.проблемно - ориентированная дискуссия учащихся, в результате которой изученный материал был связан с жизнью;

2.социологический опрос присутствующих на тему: «Испытывали Вы чувство страха в детстве? Как боролись с ним?»

3.коллективное целеполагание, в результате которого учениками была сформулирована тема урока;

4.самостоятельная работа в группах, анализ произведения, работа со словарями, объяснение значения слов и выражений, которые употреблены в рассказе;

5.создание продукта групповой деятельности - оформление обложки - коллажа и его защита;

6.рефлексия: выбор понравившегося коллажа.

Итогом урока стало то, что учащиеся предложили способы решения проблемы борьбы со страхами, попробовали себя в роли оформителей обложек, рекламщиков.

Ход урока.


  • Организационный этап. Для создания мотивационного поля были предложены следующие проблемные вопросы:

- Приходилось вам испытывать страх, чувство тревоги, растерянности, испуга?

- Чего или кого вы боитесь?

Показ 1 слайда.

- А как можно преодолеть эти страхи?

- Почему я завела этот разговор?

(Никита тоже испытывает чувство страха)

Показ 2 слайда.

2.Основная часть урока. Анализ произведения.

1. Работа в группах.

- У вас на столах карточки с заданиями. Даю вам 5 минут на обдумывание ответов.

Задания группам:

1 группа:

1. С кем из тайных жителей разговаривает Никита?

2. Какие чувства он к ним испытывает?

3. Почему герой их боится?

2 группа:

1.Почему дедушка у Никиты ассоциируется с солнцем? Как настроение Никиты зависит от погоды?

2.Проанализируйте состояние Никиты в течение дня.

3 группа:

1.Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:

Баня топилась по - черному -

Изба -

Изгородь -

Колья -

Овин -

Околица -

Сени -

Колхоз -

Трудодень -

4 группа:

1. Объясните платоновские выражения:

«Живи смирно один»

«На небе светило доброе солнце»

«Тайные жители»

«А я помню тебя, умирал и помнил»

«Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать»

«Трудом сработал»

  • Как вы оцените язык рассказа?

5 группа:

1. Взять интервью у присутствующих.

2. Обработать информацию.

1.Какие страхи Вы испытывали в детстве?

  • Как Вы боролись со страхами?

  • Знакомо ли это чувство Вам во взрослой жизни?

2.Обсуждение рассказа.

Показ слайдов перед ответом каждой группы.

3. Беседа.

- Почему Никита перестал бояться?

- Какую бы вы предложили тему сегодняшнего урока?

- Ваши сверстники тоже испытывают страх. Если бы они прочитали этот рассказ, помог он преодолеть им страхи?

- А чем можно привлечь внимание к рассказу?

(разрекламировать, создать обложку)

  • Оформление обложек.

  • Обсуждение обложек.

  • Заключительная часть урока.

Рефлексия:

- Выбор понравившегося коллажа.

Д. З.: рассказ - путешествие Никиты от 1 лица.


© 2010-2022