«Живая» душа Чичиков или «мертвая»?

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию; развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта.   Задачи: исследовать причины падения души Чичикова; помочь прийти к самостоятельным выводам о композиционной роли образа Чичикова; мотивировать деятельн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



«Живая» душа Чичиков или «мертвая»?

(Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории



2012 г.

Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию; развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта.

Задачи: исследовать причины падения души Чичикова; помочь прийти к самостоятельным выводам о композиционной роли образа Чичикова; мотивировать деятельность класса на успешное решение социально значимых проблем.

Тип урока: педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.

Наглядность и оборудование:

1.Электронная презентация. 2.Эпиграф к уроку: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения души, не оставляйте их на дороге, не подымете потом». (Н.В. Гоголь). 3.Словарь: жанр (плутовской роман, лиро-эпическая поэма), художественная деталь, антитеза, оксюморон, антонимы.

Виды учебной деятельности: репродуктивная (работа со словарем литературоведческих терминов, осмысление характера Чичикова), рецептивная (полноценное восприятие текста поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»), продуктивная творческая (аргументация собственного мнения, написание сочинения), поисковая (самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование произведения), исследовательская (сравнение, сопоставление жанрово-композиционных особенностей, создание кластера).

Ход мастерской

  1. Индуктор.

А) Внимательно прочитайте эпиграф к уроку.

Представьте, что перед вами великий мудрец.

Вы можете спросить его о чем захотите,

о самом важном для себя по теме мастерской.

Запишите в тетрадях два самых главных вопроса.

Задача первого этапа - создать комфорт.

Погружение в тему через эпиграф- один из приемов мотивации.

Регулятивные учебные действия.

Целеполагание как постановка учебных задач.


Б) Чтение вопросов. Запись в тетрадях самых интересных.

- Есть ли судьба? -В чем счастье человека? -Как надо относиться к жизни? -Как найти свое место в ЖИЗНИ? -Чем руководствоваться в жизни: чувством или разумом? -Важно ли для человека общественное мнение? -Как уберечь себя от ошибок?

Задание 2-е индуктора мотивирует дальнейшую

Деятельность участников мастерской.

Приходит понимание, что каждый человек

своеобразен и имеет на это право. Все

оказываются друг другу

интересны, каждый - ценен.

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и вступать в диалог

2. Деконструкция. (Создание творческого продукта).

А) Обсудите в группах и запишите:

- Какие значения и оттенки значений

слова «предприниматель» вам известны? - Определите способ образования.

Предприниматель - предпринимать

2.Приготовить выступление от группы:

- какие чувства, эмоции вызывают словА

«предприимчивый», «предпринимательский»;

соотнесите их значение через предложения,

связав с образом Чичикова.

3.Выступление групп. 4.Сопоставление с материалами

толкового словаря Ожегова.

Деконструкцию (разрушение материала) подчиняю

подготовке к ЕГЭ, повторяя раздел «Лексика.

Словообразование. Культура речи». Формирую

навыки различения паронимов.

Познавательные действия

Выделение необходимой информации

3. Реконструкция. (Создание «кластера»). Работа в группах:

-результаты домашнего задания /исследование жанра «Мертвых душ»/;

повторение понятий «лироэпическая поэма», «плутовской роман»;

-какую роль выполняет композиция в раскрытии образа Чичикова?

/Проводник в царстве «мертвых» душ/.

-исследование текста с цитированием по плану.

«Господин средней руки»

1.Средства раскрытия образа:

а) деталь как средство индивидуализации и типизации / портрет, одежда/; б) манеры, речь; в) биография /происхождение, детские годы, наставления отца, учеба в училище, служба/; в) характеристика другими персонажами; г) «говорящая» фамилия;

Д) ОТНОШЕНИЕ К ДАМАМ.

Реконструкция позволяет из

разрозненных частей, единиц создать

целостное знание.

Познавательные действия (владение

элементарной литературоведческой терминологией)

4. Социализация. / Коллективная работа/. Чтение цитат по предложенному плану.

Соединение индивидуальных результатов,

выполнение заданий в группе позволяют

осмыслить понятия по тексту. Идет

обучение цитированию по формуле «необходимо

и достаточно». Обучающиеся оттачивают

умение аргументировать свое мнение,

выслушивать и оценивать чужое

и дополнять свои выводы, анализируя свои

и чужие умозаключения, опираясь на текст.

Регулятивные действия

Навыки саморегуляции и внутренней

мотивации, контроль,оценивание.

5. Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

- Как называется художественный прием, построенный на сочетании противоположных по смыслу понятий? /Антитеза, оксюморон/.

- Докажите присутствие оксюморона в названии

поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Формируется информационный запрос.

Выстраиваются новые проблемы.

Познавательные действия

Выделение необходимой информаци

6. Новая информация. «Кластер». Работа в группах.

«Живая» душа /возможность возрождения/

«Мертвая» душа /падение/

1.Цель: счастливая семейная жизнь, довольство.

Средства: афера, мошенничество, плутовство.

2.Есть прошлое

настоящее

будущее

«рыцарь копейки»

«следопыт» смерти

адский прислужник

3.Черты характера: любопытство

настойчивость

напористость

предприимчивость

энергичность

аккуратность

обходительность

сметливость
изворотливость

пошлость

подлость

«мелкое бесовство»

антихрист

стяжатель

пройдоха

авантюрист

мошенник
приспособленец

4.Возможность возрождения через покаяние:

голос - «Я»

внутренние чувства

сила характера

Энергия направлена на отрицательные цели.

Этап мастерской «Новая информация»

создает основательный фундамент для

промежуточной рефлексии,

становится основой для сопоставлений

Познавательные действия (способность к

анализу имеющейся информации)

Коммуникативные

Сотрудничество, лидерство,

согласованность действий

7. Корректировка творческого продукта.

Создание нового варианта версии. Групповая работа:

- напишите сочинение-миниатюру.

/1-я группа - «Почему произошло падение «живой» души?»;

2-я группа - «Возможно ли возрождение «мертвой» души?»/.

8. Социализация. /Чтение сочинений/. Личностные, нравственно- этические.

Формулирование собственного

отношения к проблеме.

Коммуникативные. (Умение создавать устные

и письменные монологически высказывания

разного типа; вести диалог).

9. Общая рефлексия.

- Что необходимо современному

человеку для сохранения в себе живой души?

- Что полезного вы почерпнули на занятии?

Дети записывают все, что им интересно.

Устанавливаются дружеские и рабочие

отношения с детьми. Меняется восприятие

литературы, взгляды на мир, способы

общения / отношения «ученик - учитель»/.

Личностные, нравственно-

этические.

Понимание непреходящих нравственных

ценностей и их современного звучания.




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



Социальный проект

«На пути к профессии» (1 - й этап: «Я и моя семья»)

Выполнили обучающиеся 5 б класса

Классный руководитель Петлина В.А.



2012 год

© 2010-2022