Публикация для учителя русского языка Планета толерантности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Переходова Ирина Николаевна

ГУ «школа-лицей № 2 отдела образования акимата г. Костаная»

Воспитание толерантности в процессе обучения детей.

Подрастающему поколению начала нового тысячелетия довелось жить в эпоху парадоксов: прогресс, достигнутый человечеством в научных, технологических, промышленных областях, не смог стать основой для взаимопонимания и объединения людей. До сих пор имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры. В противовес такому положению миролюбивые люди всего мира выдвигают толерантность. "Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям". [1] Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) "…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". [2] В современном мире весьма актуальной остается проблема этнической терпимости. Достичь мирного сосуществования различных культур можно с помощью толерантности. При этом особый акцент следует сделать на понятии этнотолерантности, которая подразумевает диалог культур, преемственность поколений. На пятнадцатой сессии Ассамблеи народа Казахстана с повесткой дня «Национальное единство - наш стратегический выбор» Президент РК, Нурсултан Назарбаев выдвинул цели развития общества на перспективу. Согласно им в ближайшие годы следует осуществить ряд задач, направленных на развитие гражданской идентичности, толерантности в казахстанском обществе через повышение правовой культуры казахстанцев, через обновляемую систему образования и воспитания. Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. Поскольку в воспитании терпимости, милосердия, доброты нет надёжнее союзника, чем художественная литература, с каждой страницы которой льётся целительный свет гуманизма. Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово - слово учителя.
Свою главную задачу я вижу в создании такой среды, которая сформировала бы необходимые личностные качества ученика. Мои педагогические действия должны быть направлены на формирование структурных элементов личности воспитанника, то есть на воспитание и интеллектуальной, и нравственной, и волевой сферы. Успешное овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности и, наконец, признать реалии современного поликультурного мира. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культурное и традициональное достояние друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры. В этом аспекте роль русской литературы и русского языка трудно переоценить. На наших уроках формируется мировоззрение школьника, вырабатываются навыки культуры речи и поведения, культуры умственного труда. Русская классическая литература пропитана человеколюбием, имеет глубочайшие традиции гуманизма, ненасилия, терпимости, милосердия, прощения, снисходительности, благосклонности, добродушия, и именно поэтому вызывает искренний отклик в сердцах учащихся разных национальностей и культурных традиций. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации оказывает положительное влияние на ход обучения. Я задумываюсь не только о способах передачи знаний, но и о таких методах работы, которые способны выйти за узкие рамки делового взаимодействия и создать доверительную комфортную среду урока. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Нестандартное начало урока через стихотворное обращение к классу вместо сухого «здравствуйте, садитесь», способно запустить стихию творчества уже на организационном этапе и актуализировать ее на протяжении всех 45 минут. Свободный диалог на уроке возможен на любом его этапе: при выборе эпиграфа на этапе актуализации знаний, при обсуждении прочитанного или просмотренного отрывка на этапе изучения нового материала или его закрепления. Такое открытое высказывание своего мнения, даже полярного по отношению к другому, так же имеющему право на существование, формирует умение конструктивного выхода из проблемных ситуаций, поиска компромисса, обучает навыкам бесконфликтного общения в процессе деятельности. Использование таких приемов как «мозговой штурм», «свободный микрофон», стратегий «ассоциации», «кластер», «интервью от лица героя», методики «мастерская творчества», где создаются собственные эссе, сочинения, стихотворения, синквейны влияет на развитие общекультурной и коммуникативной компетенций обучающихся. Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы следующих дисциплин: литература и музыка; литература и живопись; литература, музыка и живопись; литература и история; литература и география, экология, биология. При изучении русских народных сказок уместно поговорить о творчестве Ивана Билибина, рассмотреть его иллюстрации к сказкам. При изучении поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А. Некрасова можно использовать записи русских народных песен, при изучении «Повестей Белкина» А.С. Пушкина - музыки Свиридова, при изучении «Снегурочки» А.Н. Островского - «Снегурочки» Римского-Корсакова и портретов работы Васнецова, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова - лермонтовских акварелей, пейзажей кавказских гор, архитектурных зарисовок Грузии и Армении, «Демона» Врубеля. Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, мы говорим об особенностях пейзажа, природы, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях, народных традициях. А это хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру - к другому народу. Говоря об исторических явлениях и исторических деятелях, необходимо рассмотреть, как тот или иной герой, то или иное явление представлены в истории. Это даёт возможность охарактеризовать и оценить творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей. Говоря на уроках литературы о каком-либо произведении, обращаю внимание на эпоху, в которую оно было создано, показываю прежде историческую основу текста. Так при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина необходимо говорить о пугачевском бунте, о крестьянских волнениях и анализировать, характеризовать героев и их поступки, исходя из этой исторической ситуации. Изучая «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого, главу «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, биографию А.С. Грибоедова, необходимо объяснять современные проблемы Кавказа исходя из исторических процессов, происходивших в этом регионе, искать в истории корни и причину тех или иных событий. Одно из правил, которым пользуюсь на уроках литературы: изучая литературу - изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной. Для того, чтобы обеспечить психологически комфортные условия при усвоении материала я практикую принципы педагогики сотрудничества: консультанты из числа учеников, успешно справившихся с выполнением работы оказывают помощь одноклассникам, затрудняющихся с выполнением задания. Работа в парах и группах обучает конструктивному диалогу, развивает умение слушать и слышать точку зрения другого. Такое сотрудничество «учитель-ученик-ученик» оказывает положительное влияние на взаимоотношение, выстраиваемые субъектами учебного процесса. Совместная работа на уроке воспитывает в школьниках чувство сплоченности и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, умение выслушивать различные мнения и принимать общее решение.

Таким образом, гражданственность, нравственность, толерантность - важные компоненты жизненной позиции личности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Декларация принципов толерантности». «Учительская газета». № 37, 2000

3. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.

© 2010-2022