- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (учебник Т. Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку (учебник Т. Ладыженской)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нурманова А.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Луков Кордон
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания №1 от _____________
Руководитель ШМО
_________________________
А.А.Нурманова
«_____» сентября 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора школы
по УВР
__________________________
Н.А.Туманова
«_____» сентября 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ
с.Луков Кордон
приказ №__ от ____________
__________________________
А.А.Арыков
«_____» сентября 2015 г.
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
Учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ с.Луков Кордон, Александро-Гайского района, Саратовской области Нурманова А.А.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № __ от 28.08.15
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования',Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных,метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого "внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.
Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
-
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе - 105 ч, в 9 классе - 105 ч.
В образовательном учреждении рекомендовано увеличить количество часов на изучение русского языка в 5 классе до 6 часов в неделю (210 ч.). Дополнительный 1 час школьного компонента встроен в базовый курс с целью усиления изучаемого материала согласно Основной образовательной программы МБОУ СОШ с.Луков Кордон.
Данная рабочая программа рассчитана на 210 часов и предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году.
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
-
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
-
Осознание основных особенностей устнойи письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.Овладение основными видами речевой деятельности.Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текстав сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуациейречевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмамиработы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста(подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость,смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2.Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловомутипу речи. Деление текста на смысловые части и составлениеплана. Определение средств и способов связи предложенийв тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мыслии ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевоговысказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорныйязык; функциональные стили: научный, публицистический,официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
-
Установление принадлежности текста к определённойфункциональной разновидности языка. Создание письменныхвысказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы,отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык - национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературныйязык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведениефонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2.Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов :толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2.Проведение синтаксического разбора словосочетаний ипредложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъи ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции.
Раздел 13. Язык и культура
-
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
-
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
(210 часов)
№
Тема
Кч
В том числе на
Дата
Примечание
урок
рр
кр
По плану
Фактич.
Язык и общение
3
1
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
1/09
2
Читаем и слушаем на уроке.
1
2/09
3
Стили речи.
1
3/09
Повторение изученного в начальных классах
24
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
4/09
5
Орфограмма.
1
7/09
6-7
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
2
7/09
8/09
8
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
9/09
9
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1
10/09
10
Буквы И, У, А после шипящих.
1
11/09
11
Разделительные Ъ и Ь.
1
14/09
12
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
14/09
13
Контрольный диктант по теме «Орфография».
1
15/09
14
Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками.
1
16/09
15-16
Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого..
2
21/09
21/09
17
Части речи.
1
17/09
18
Глагол.
1
18/09
19
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
1
22/09
20
Тема текста.
1
23/09
21
Личные окончания глаголов.
1
24/09
22
Имя существительное.
1
25/09
23
Имя прилагательное.
1
28/09
24
Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом".
1
28/09
25
Местоимение.
1
29/09
26
Основная мысль текста.
1
30/09
27
Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах».
1
1/10
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
36
28
Синтаксис. Пунктуация
1
2/10
29-30
Словосочетание
2
5/10
5/10
31
Разбор словосочетания.
1
6/10
32
Предложение.
1
7/10
33
Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.
1
8/10
34
Виды предложений по цели высказывания.
1
9/10
35
Восклицательные предложения.
1
12/10
36
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
12/10
37
38
Сказуемое.
2
13/10
14/10
39
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
15/10
40
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
16/10
41
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
19/10
42
Определение.
1
19/10
43
44
Обстоятельство.
2
20/10
21/10
45
Предложения с однородными членами.
1
22/10
46
47
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
2
23/10
26/10
48
49
Предложения с обращениями.
2
26/10
50
Письмо.
1
27/10
51
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
1
28/10
52
Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".
1
29/10
53
54
Простые и сложные предложения.
2
30/10
9/11
55
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
9/11
56
57
Прямая речь.
2
10/11
11/11
58
Диалог.
1
12/11
59
60
Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
2
13/11
16/11
61
Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме.
1
16/11
62
Анализ контрольной работы.
1
17/11
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
28
63
Фонетика. Гласные звуки.
1
18/11
64
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.
1
19/11
65
66
Согласные твердые и мягкие.
2
20/11
23/11
67
Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.
1
23/11
68
69
Согласные звонкие и глухие.
2
24/11
25/11
70
Графика. Алфавит.
1
26/11
71
72
Описание предмета.
2
27/11
30/11
73
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
30/11
74
Двойная роль букв е, е, ю, я.
1
1/12
75
Орфоэпия.
1
2/12
76
Фонетический разбор слова.
1
3/12
77
78
Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
2
4/12
7/12
79
Контрольное тестирование по теме.
1
7/12
Лексика. Культура речи.
14
80
Слово и его лексическое значение.
1
8/12
81
Однозначные и многозначные слова.
1
9/12
82
Прямое и переносное значение слов.
1
10/12
83
Омонимы
1
11/12
84
85
Синонимы.
2
14/12
14/12
86
Сочинение по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь».
1
15/12
87
Антонимы.
1
16/12
88
Повторение изученного по теме «Лексика»
1
17/12
89
Контрольное тестирование по теме «Лексика»
1
18/12
90
Анализ контрольного тестирования .
1
21/12
91
Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ».
2
21/12
22/12
Морфемика. Орфография. Культура речи
29
92
Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
23/12
93
94
Окончание. Основа слова.
2
24/12
25/12
95
96
Корень слова.
2
28/12
28/12
97
Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.
1
29/12
98
99
Суффикс
2
30/12
11/01
100
Приставка.
1
11/01
101
Выборочное изложение текста с изменением лица.
1
12/01
102
103
Чередование звуков.
2
13/01
14/01
104
Беглые гласные. Варианты морфем.
1
15/01
105
Морфемный разбор слов.
1
18/01
106
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
18/01
107
108
Буквы з и с на конце приставок.
2
19/01
20/01
109
Буквы а-о в корне лаг-лож.
1
21/01
110
111
Буквы а-ов корне раст-рос.
2
22/01
25/01
112
113
Буквы е-опосле шипящих в корне слова.
2
25/01
26/01
114
Буквы ы-ипосле ц.
1
27/01
115
116
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.»
2
28/01
29/01
117
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
1/02
118
Анализ контрольной работы.
1
1/02
119
120
Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
2
2/02
3/02
Морфология. Орфография. Культура речи
69
121
122
Имя существительное как часть речи.
2
4/02
5/02
123
Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.
1
8/02
124
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1
8/02
125
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
9/02
126
Род имен существительных.
1
10/02
127
Имена существительные, имеющие форму множественного числа.
1
11/02
128
Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».
1
12/02
129
Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа.
1
15/02
130
Три склонения имен существительных..
1
15/02
131
Падеж имен существительных.
1
16/02
132
133
134
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.
3
17/02
18/02
19/02
135
136
Изложение текста с изменением лица.
2
22/02
22/02
137
Множественное число имен существительных.
1
24/02
138
139
Правописание о-е после шипящих и ц в в окончаниях имен существительных.
2
25/02
26/02
140
Морфологический разбор имени существительного.
1
29/02
141
142
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
2
29/02
1/03
143
Контрольный диктант с грамматическим заданием..
1
2/03
144
Анализ контрольной работы.
1
3/03
145
Имя прилагательное как часть речи.
1
4/03
146
147
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
2
7/03
9/03
148
Описание животного. Изложение.
1
10/03
149
150
Прилагательные полные и краткие.
2
11/03
14/03
151
152
Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение».
2
14/03
15/03
153
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
16/03
154
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
1
17/03
155
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
1
18/03
156
Анализ контрольной работы.
1
21/03
157
158
Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».
2
21/03
22/03
159
160
Глагол как часть речи.
2
23/03
24/03
161
Не с глаголами.
1
25/03
162
Рассказ
1
4/04
163
Неопределенная форма глагола.
1
4/04
164
Правописание тся и ться.
1
5/04
165
166
Виды глаголы.
2
6/04
7/04
167
168
Буквы е-и в корнях с чередованием.
2
8/04
11/04
169
Невыдуманный рассказ о себе.
1
11/04
170
Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корнях»
1
12/04
171
Анализ контрольной работы.
1
13/04
172
Время глагола.
1
14/04
173
Прошедшее время глагола.
1
15/04
174
Настоящее время глагола.
1
18/04
175
Будущее время глагола.
1
18/04
176
Спряжение глагола.
1
19/04
177
178
179
180
Правописание личных безударных окончаний глаголов.
4
20/04
21/04
22/04
25/04
181
Морфологический разбор глагола.
1
25/04
182
Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».
1
26/04
183
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.
1
27/04
184
Употребление времен.
1
28/04
185
186
Повторение изученного по теме «Глагол».
2
29/04
2/05
187
Контрольная работа по теме «Глагол».
1
2/05
188
Анализ контрольной работы.
1
3/05
189
Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».
1
4/05
Повторение и систематизация изученного.
17
190
191
Разделы науки о языке.
2
5/05
6/05
192
Сочинение на одну из тем по выбору.
1
10/05
193
194
Орфограммы в приставках и корнях слов.
2
11/05
12/05
195
Орфограммы в окончаниях.
1
13/05
196
Употребление букв ъ и ь.
1
16/05
197
198
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
2
16/05
17/05
199
Итоговое тестирование.
1
18/05
200
Анализ результатов итогового тестирования.
1
19/05
201
Итоговое занятие.
1
20/05
202-
Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.)
9
23/05-31/05
Требования к учащимся 5 класса
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Программно-нормативное,учебно-методическое
и техническое обеспечение образовательного процесса
Программно-нормативные документы:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2011.
Учебники, реализующие рабочую программу:
-
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор - акад. РАО Н. М. Шанский.
Дидактические материалы
1.Н.В.Егорова.Поурочные разработки по русскому языку.5 класс. Москва. «Вако».2016
2.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 5 классе.Москва.Просвещение.2003
3.Е.А.Владовская.Поурочные разработки по русскому языку.Москва. «Экзамен». 2006.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
drofa.ru - сайт издательства «Дрофа». philology.ru - «Филологический портал». gramma.ru - сайт «Культура письменной речи».
wikipedia.org - универсальная энциклопедия
krugosvet.ru - универсальная энциклопедия «Кругосвет».
rubricon.com - энциклопедия «Рубрикой».
slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
gramota.ru - Грамота.Ру (справочно-инфор-мационныйинтернет-портал «Русский язык»).
rusword.com.ua - сайт по русской филологии «Мир русского слова».
about-russian-language.com - сайт по культуре речи.
languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
etymolo.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
orfografus.ru - видеоуроки русского языка.