Рабочая программа по русскому языку (учебник Т. Ладыженской)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку (учебник Т.Ладыженской)

Рабочая программа по русскому языку (учебник Т.Ладыженской)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Луков Кордон



«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания №1 от _____________

Руководитель ШМО


_________________________

А.А.Нурманова


«_____» сентября 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы

по УВР




__________________________

Н.А.Туманова


«_____» сентября 2015 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ

с.Луков Кордон

приказ №__ от ____________



__________________________

А.А.Арыков


«_____» сентября 2015 г.


Рабочая программа

по русскому языку

5 класс

Учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ с.Луков Кордон, Александро-Гайского района, Саратовской области Нурманова А.А.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № __ от 28.08.15

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования',Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных,метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого "внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.

Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе - 105 ч, в 9 классе - 105 ч.

В образовательном учреждении рекомендовано увеличить количество часов на изучение русского языка в 5 классе до 6 часов в неделю (210 ч.). Дополнительный 1 час школьного компонента встроен в базовый курс с целью усиления изучаемого материала согласно Основной образовательной программы МБОУ СОШ с.Луков Кордон.

Данная рабочая программа рассчитана на 210 часов и предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году.



Содержание курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной

компетенции.


Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устнойи письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2.Овладение основными видами речевой деятельности.Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текстав сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуациейречевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмамиработы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста(подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость,смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2.Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловомутипу речи. Деление текста на смысловые части и составлениеплана. Определение средств и способов связи предложенийв тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мыслии ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевоговысказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорныйязык; функциональные стили: научный, публицистический,официально-деловой; язык художественной литературы.

2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

  1. Установление принадлежности текста к определённойфункциональной разновидности языка. Создание письменныхвысказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы,отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций.

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык - национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературныйязык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»

Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведениефонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2.Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов :толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2.Проведение синтаксического разбора словосочетаний ипредложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъи ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой

компетенции.

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Календарно-тематическое планирование

(210 часов)

Тема

Кч

В том числе на

Дата

Примечание

урок

рр

кр

По плану

Фактич.



Язык и общение

3


1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

1/09

2

Читаем и слушаем на уроке.

1

2/09

3

Стили речи.

1

3/09


Повторение изученного в начальных классах

24


4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

4/09

5

Орфограмма.

1

7/09

6-7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2

7/09

8/09

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

9/09

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

10/09

10

Буквы И, У, А после шипящих.

1

11/09

11

Разделительные Ъ и Ь.

1

14/09

12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

14/09

13

Контрольный диктант по теме «Орфография».

1

15/09

14

Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

16/09

15-16

Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого..

2

21/09

21/09

17

Части речи.

1

17/09

18

Глагол.

1

18/09

19

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

22/09

20

Тема текста.

1

23/09

21

Личные окончания глаголов.

1

24/09

22

Имя существительное.

1

25/09

23

Имя прилагательное.

1

28/09

24

Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом".

1

28/09

25

Местоимение.

1

29/09

26

Основная мысль текста.

1

30/09

27

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1

1/10


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

36


28

Синтаксис. Пунктуация

1

2/10

29-30

Словосочетание

2

5/10

5/10

31

Разбор словосочетания.

1

6/10

32

Предложение.

1

7/10

33

Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.

1

8/10

34

Виды предложений по цели высказывания.

1

9/10

35

Восклицательные предложения.

1

12/10

36

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

12/10

37

38

Сказуемое.

2

13/10

14/10

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

15/10

40

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

16/10

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

19/10

42

Определение.

1

19/10

43

44

Обстоятельство.

2

20/10

21/10

45

Предложения с однородными членами.

1

22/10

46

47

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

23/10

26/10

48

49

Предложения с обращениями.

2

26/10

50

Письмо.

1

27/10

51

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1

28/10

52

Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".

1

29/10

53

54

Простые и сложные предложения.

2

30/10

9/11

55

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

9/11

56

57

Прямая речь.

2

10/11

11/11

58

Диалог.

1

12/11

59

60

Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

2

13/11

16/11

61

Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме.

1

16/11

62

Анализ контрольной работы.

1

17/11


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

28


63

Фонетика. Гласные звуки.

1

18/11

64

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

19/11

65

66

Согласные твердые и мягкие.

2

20/11

23/11

67

Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

1

23/11

68

69

Согласные звонкие и глухие.

2

24/11

25/11

70

Графика. Алфавит.

1

26/11

71

72

Описание предмета.

2

27/11

30/11

73

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

30/11

74

Двойная роль букв е, е, ю, я.

1

1/12

75

Орфоэпия.

1

2/12

76

Фонетический разбор слова.

1

3/12

77

78

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

2

4/12

7/12

79

Контрольное тестирование по теме.

1

7/12


Лексика. Культура речи.

14


80

Слово и его лексическое значение.

1

8/12

81

Однозначные и многозначные слова.

1

9/12

82

Прямое и переносное значение слов.

1

10/12

83

Омонимы

1

11/12

84

85

Синонимы.

2

14/12

14/12

86

Сочинение по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь».

1

15/12

87

Антонимы.

1

16/12

88

Повторение изученного по теме «Лексика»

1

17/12

89

Контрольное тестирование по теме «Лексика»

1

18/12

90

Анализ контрольного тестирования .

1

21/12

91

Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ».

2

21/12

22/12


Морфемика. Орфография. Культура речи

29


92

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

23/12

93

94

Окончание. Основа слова.

2

24/12

25/12

95

96

Корень слова.

2

28/12

28/12

97

Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.

1

29/12

98

99

Суффикс

2

30/12

11/01

100

Приставка.

1

11/01

101

Выборочное изложение текста с изменением лица.

1

12/01

102

103

Чередование звуков.

2

13/01

14/01

104

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

15/01

105

Морфемный разбор слов.

1

18/01

106

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

18/01

107

108

Буквы з и с на конце приставок.

2

19/01

20/01

109

Буквы а-о в корне лаг-лож.

1

21/01

110

111

Буквы а-ов корне раст-рос.

2

22/01

25/01

112

113

Буквы е-опосле шипящих в корне слова.

2

25/01

26/01

114

Буквы ы-ипосле ц.

1

27/01

115

116

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.»

2

28/01

29/01

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

1/02

118

Анализ контрольной работы.

1

1/02

119

120

Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

2

2/02

3/02


Морфология. Орфография. Культура речи

69


121

122

Имя существительное как часть речи.

2

4/02

5/02

123

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

1

8/02

124

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

8/02

125

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

9/02

126

Род имен существительных.

1

10/02

127

Имена существительные, имеющие форму множественного числа.

1

11/02

128

Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

1

12/02

129

Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа.

1

15/02

130

Три склонения имен существительных..

1

15/02

131

Падеж имен существительных.

1

16/02

132

133

134

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

3

17/02

18/02

19/02

135

136

Изложение текста с изменением лица.

2

22/02

22/02

137

Множественное число имен существительных.

1

24/02

138

139

Правописание о-е после шипящих и ц в в окончаниях имен существительных.

2

25/02

26/02

140

Морфологический разбор имени существительного.

1

29/02

141

142

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

2

29/02

1/03

143

Контрольный диктант с грамматическим заданием..

1

2/03

144

Анализ контрольной работы.

1

3/03

145

Имя прилагательное как часть речи.

1

4/03

146

147

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

2

7/03

9/03

148

Описание животного. Изложение.

1

10/03

149

150

Прилагательные полные и краткие.

2

11/03

14/03

151

152

Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение».

2

14/03

15/03

153

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

16/03

154

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

17/03

155

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1

18/03

156

Анализ контрольной работы.

1

21/03

157

158

Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».

2

21/03

22/03

159

160

Глагол как часть речи.

2

23/03

24/03

161

Не с глаголами.

1

25/03

162

Рассказ

1

4/04

163

Неопределенная форма глагола.

1

4/04

164

Правописание тся и ться.

1

5/04

165

166

Виды глаголы.

2

6/04

7/04

167

168

Буквы е-и в корнях с чередованием.

2

8/04

11/04

169

Невыдуманный рассказ о себе.

1

11/04

170

Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корнях»

1

12/04

171

Анализ контрольной работы.

1

13/04

172

Время глагола.

1

14/04

173

Прошедшее время глагола.

1

15/04

174

Настоящее время глагола.

1

18/04

175

Будущее время глагола.

1

18/04

176

Спряжение глагола.

1

19/04

177

178

179

180

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

4

20/04

21/04

22/04

25/04

181

Морфологический разбор глагола.

1

25/04

182

Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

1

26/04

183

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

1

27/04

184

Употребление времен.

1

28/04

185

186

Повторение изученного по теме «Глагол».

2

29/04

2/05

187

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

2/05

188

Анализ контрольной работы.

1

3/05

189

Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

1

4/05


Повторение и систематизация изученного.

17


190

191

Разделы науки о языке.

2

5/05

6/05

192

Сочинение на одну из тем по выбору.

1

10/05

193

194

Орфограммы в приставках и корнях слов.

2

11/05

12/05

195

Орфограммы в окончаниях.

1

13/05

196

Употребление букв ъ и ь.

1

16/05

197

198

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

2

16/05

17/05

199

Итоговое тестирование.

1

18/05

200

Анализ результатов итогового тестирования.

1

19/05

201

Итоговое занятие.

1

20/05

202-

Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.)

9

23/05-31/05










Требования к учащимся 5 класса

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Программно-нормативное,учебно-методическое

и техническое обеспечение образовательного процесса


Программно-нормативные документы:

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2011.

Учебники, реализующие рабочую программу:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор - акад. РАО Н. М. Шанский.

Дидактические материалы

1.Н.В.Егорова.Поурочные разработки по русскому языку.5 класс. Москва. «Вако».2016

2.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 5 классе.Москва.Просвещение.2003

3.Е.А.Владовская.Поурочные разработки по русскому языку.Москва. «Экзамен». 2006.


Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете


drofa.ru - сайт издательства «Дрофа». philology.ru - «Филологический портал». gramma.ru - сайт «Культура письменной речи».

wikipedia.org - универсальная энциклопедия

krugosvet.ru - универсальная энциклопедия «Кругосвет».

rubricon.com - энциклопедия «Рубрикой».

slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

gramota.ru - Грамота.Ру (справочно-инфор-мационныйинтернет-портал «Русский язык»).

rusword.com.ua - сайт по русской филологии «Мир русского слова».

about-russian-language.com - сайт по культуре речи.

languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

etymolo.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

orfografus.ru - видеоуроки русского языка.

© 2010-2022