Статья О некоторых способах формирования грамотности (из опыта работы)

Статья "О некоторых способах формирования грамотности" отражает опыт работы с отстающими учениками, который основывается на применении забытой старой методики - орфографического чтения. Концептуальным положением этого метода является предупреждение ошибок на письме, но, чтобы добиться успеха, необходимо неотъемлемое соблюдение изложенных правил. Начинать работу по этому методу можно с любого класса. Учителя могут рекомендовать эту методику родителям. Автор статьи также особое внимание у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О некоторых способах формирования грамотности (из опыта работы)

Сегодня не может беспокоить тот факт, что одним из слабых мест подготовки школьников является низкая орфографическая грамотность. Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка, и перенасыщенность программ, и несовершенство учебников. Поэтому одной из основных педагогических задач при обучении русскому языку является осуществление перехода орфографических умений в орфографические навыки грамотного письма.

Эту задачу можно решить через предъявление учащимся заданий, соответствующих уровню их индивидуального развития. В связи с этим необходимо разрабатывать индивидуальный дидактический материал, учитывающий особенности переработки информации правым и левым полушариями, ведущим каналом восприятия. Например, при закреплении изучаемых орфограмм ученикам предлагаются подобные задания:

- Составьте текст диктанта с использованием слов на изученные правила (для правополушарных).

- Спишите текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок (для левополушарных).

Хороший результат для развития «памяти зрения» дает упражнение «Фотоглаз». На доске столбиком записываются слова, это могут быть словарные слова, слова - синонимы и другие. Слова демонстрируются непродолжительное время (20-30 сек. в зависимости от количества слов), затем столбики закрываются. Ученики записывают запомнившиеся слова, потом проверяют их. Этот прием эффективен для визуалов. Аудиалы могут слова не записывать, а просто проговорить орфографически.

Вариантом этого упражнения является игра «Молния»: слова с определенной орфограммой отпечатаны на отдельных карточках, которые быстро демонстрируются (1-2 сек.). Запомнившиеся слова ученики записывают (визуалы, кинестетики) или проговаривают (аудиалы). Такие приёмы помогают развивать орфографическую зоркость.

Для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка особое внимание, на мой взгляд, необходимо уделять так называемому орфографическому чтению. Особый эффект при применении этой методики достигается в работе с отстающими учениками.

В погоне за скоростью чтения авторы программ и учебников ориентируют учеников на целостное восприятие слова, полагая, что таким образом ребенок быстрее овладеет навыками полноценного чтения. Но наблюдения показывают, что многие ученики приходят в пятый класс, по-прежнему не умея читать. Эта проблема остаётся актуальной.

Читая целыми словами, ученик не фиксирует в памяти орфографический образ слова. А при орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, т.е. при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти - зрительной, слуховой и речедвигательной. Ученик видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется.

Следовательно, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка применяется орфографическое чтение.

Как утверждают учителя, практикующие этот вид работы, не поздно начинать орфографическое чтение и с 5 класса, и даже в старших классах можно добиться ощутимого результата.

Концептуальным положением этого метода является предупреждение ошибок, а не работа над ними.

Орфографическое чтение я часто использую на уроках русского языка при выполнении любых упражнений. Текст упражнения можно прочитать орфографически перед выполнением задания или при проверке.

При применении данного метода возникает сложность: при чтении по слогам каждый слог становится ударным, слово распадается, становится непонятен смысл слова. Значит, сам процесс надо доводить до беглого чтения с четким произношением. Таким образом, соблюдая слоговую структуру, мы от слога уходим к слову. К тому же надо обучать детей двум видам чтения - орфографическому и орфоэпическому.

Имеет значение сам текст - он должен быть доступен. По слогам читаются только трудные слова, все остальные - максимально бегло. Важный момент - орфографическое чтение должно быть регулярным. Следующее неотъемлемое правило этих занятий - ограниченное время - старшеклассники не больше 15 минут, 5-7 классы - от 5 до 10 минут. После этого времени моторика отказывается работать.

Описываемая методика применяется и в работе с диктантами, когда текст можно прочитать орфографически 3 раза, а после написания так же читать слова и отдельные предложения с ошибками и затем снова записать.

Родителям таких учеников можно рекомендовать чередовать с детьми чтение орфографическое и орфоэпическое. Важный момент - такое чтение должно быть систематическим и долгим.

Надеюсь, что предложенная забытая старая методика поможет в работе по преодолению безграмотности.

Развитие коммуникативных умений невозможно без формирования читательской грамотности школьников. Последние данные международного исследования PISA показали, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение.

Интерес вызвали и результаты одного из проектов последних лет, осуществлённого Русской ассоциацией чтения. Эксперты хотели проверить, какой вид чтения (с листа или с экрана) предпочтителен для подростков, особенно для мальчиков. Почти никто не сомневался, что они выберут экран. Результаты исследования, однако, удивили. Оказалось, что слабочитающие школьники 7-8-х классов, которые ещё читают шёпотом или помогают себе движением пальца по строке (а таких у нас в обычных классах почти четверть!) не выбирают экранное чтение текста. Оно для них является слишком сложной задачей. Они выбирают чтение с листа как более привычный способ деятельности.

Большое влияние новые цифровые технологии оказывают на способ чтения. Чтение становится более прерывистым, фрагментарным, мобильным, а восприятие - клиповым, поверхностным. Мы привыкаем читать не весь текст, а нужные нам ключевые слова, куски, нередко ограничиваясь только ими, не утруждая себя осознанием целого. Многие учителя и психологи отмечают неспособность школьников задерживать своё внимание на предмете или теме, выделяют даже новую болезнь - дефицит концентрации внимания.

Кстати, чтение с экрана не быстрее обычного. По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в 12 случаях из 15 ученики 9-10-х классов читали с экрана медленнее, чем с листа бумаги, и делали значительно больше ошибок. Такой вот парадокс.

Таким образом, возникает необходимость поиска и проб каких-то новых способов повышения уровня читательской грамотности школьников или обращения к традиционной методике.
















© 2010-2022