ПИСЬМА С ФРОНТА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кущаковская Тамара Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Уктурского сельского поселения





Приложение №11

ПИСЬМА С ФРОНТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

(10 КЛАСС)

























Цель: возродить российские традиции эпистолярного жанра; сконцентрировать внимание обучающихся на ценностях родного языка; развивать навыки правильного написания личного письма; воспитание патриотизма, отзывчивости.

Оборудование: выставка книг "Говорят погибшие герои", "Майский вальс", "Только победа и жизнь" и другие;

Самодельные конверты военной поры (письма); записи военных песен, иллюстрации, фрагменты видеофильмов.

Эпиграф урока: Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Р.Рождественский

ХОД УРОКА

1. Звучит песня "Я читаю письмо" ("Читаем, учимся, играем" 6.2005г.) в исполнении ученика 10 класса Боюн Никиты.

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти

В свой решительный бой.

Припев:

Дорогая моя,

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья.

Тишина на крутом берегу...

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда берегу.

Слово учителя. Наш урок посвящен эпистолярному жанру. Мы много уже знаем по этой теме: знаем виды писем, правила написания и оформления писем, но сегодня мы поговорим об особенных письмах, письмах с фронта. Мы будем читать чужие письма, нарушая правила этики, мы ответим на письма незнакомых нам людей, нарушив временные рамки.

(В класс заходит ученица в военной форме и раздает учащимся самодельные конверты (письма)).

Учитель: Письма, как невидимые нити связывали фронт и тыл, поддерживали человеческие отношения, укрепляли боевой дух солдат. (На экране фрагмент документального фильма "На привале". Бойцы читают долгожданные весточки из дома).

Учитель: Вы получили письма, на основе которых написана книга "Говорят погибшие герои". Можно с уверенностью сказать, что письма, собранные в таком многозвучии, становятся зеркалом жизни поколений. Попробуйте представить себе того человека, который писал эти строки, тот момент перед боем или после него. Эти письма буквально потрясают своей простотой - проще, достовернее не бывает. Наши защитники: как они хотели жить! Как нежно и преданно они любили матерей, детей и жен. Невозможно без волнения читать строки, в которых юноши и девушки, обреченные на смерть, учат выдержке и спокойствию отцов и матерей. Они пишут о том, что жизнь нужно прожить достойно, защищая страну от страшного врага. (Звучит музыка, на экране Брестская крепость).

А вот письмо, найденное между кирпичами крепости. "Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22.06.1941 г. 3.15 ч. Умрем, но не уйдем!".

Еще одно письмо: "Не надо слез, не надо отчаяния. Наша кровь не прольется даром. Крепитесь, не бойтесь и не отчаивайтесь. Эх! Жить чертовски хочется! Мстим этим варварам - вот, что нужно делать!" Такое письмо написал своим товарищам активный участник белорусского подполья Иван Козлов незадолго до казни.

Чтение писем учащимися.

"Дорогим, родным. 30 июня 1941 г.. Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков - орлов. Приложу все свои силы, чтобы доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики.

Вас прошу не беспокоиться.

Целую всех".

Степан

Комментарий учителя: Степан Павлович Супрун погиб 4 июля 1941 г., посмертно награжден медалью "Золотая звезда" (на экране письмо С.П. Супруна перед вылетом на фронт)

Слово учителя:

На правом берегу Днепра 5 декабря 1943 г. в ожесточенных боях погиб Владимир Назаров. Однажды отражая танковую атаку, он подбил две вражеские машины. За это был награжден орденом Отечественной войны. Володя Назаров вскоре стал снайпером. На его счету 168 убитых фашистов. В разгар боя он торопливо написал письмо и передал своему другу по оружию А.Я. Липатову с просьбой отправить девушке Марусе. Володя погиб в тот же день.

"Дорогой Саша! (Читает ученик)

Передай моему другу, любимой Марусе, что я слово свое сдержал.

Я буду биться до последней капли крови, как она просила. Для меня Родина - это всё: и жизнь, и любовь - всё, всё. Немцы нападают. Нет! Наша возьмет! Пока всё. После боя еще напишу"

В.Н.

(Звучит песня "Журавли")

(На экране портрет Е.Дикопольцева)

Учитель: Наш земляк Евгений Дикопольцев ушел на фронт студентом пединститута. В бою 1943 года 17 октября при ликвидации порыва на линии связи был ранен. Теряя сознание, зажал концы телефонного провода зубами, обеспечив связью командиров. Евгений писал родным (читает ученик):

"2 марта 1943 г.. Мы идем вперед, на Запад, освобождая города и села. За участие в боях на Волге представлен к награде".

"22.07.1943 г.. Меня снова представили к правительственной награде - ордену. Пришлось побывать в окружении, бились 5 дней. Дрались не на жизнь, а на смерть..."

Учитель: В октябре Евгений Дикопольцев погиб.

Учитель: Наградой, большой моральной поддержкой для фронтовиков были письма из дома, от родных и близких. (Ученик читает письмо):

"Дорогая Валя! Я получил ваше письмо как раз в тот момент, когда был в отчаянии. Тяжелое горе меня постигло. Изверги - немцы ворвались в наше село, замучили мою мать, а сестренку угнали куда-то, должно быть, в неметчину, на непосильные каторжные работы. Больше у меня никого не осталось..."

(На экране фрагмент фильма "Туман")

(Звучит песня "Землянка")

Учитель: "Возникло стихотворение, из которого родилась песня, - вспоминал поэт Сурков - случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были "шестнадцать домашних строк" из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 г., после одного очень трудного боя под Истрой, когда нам пришлось после тяжелого боя пробиваться из окружения с одним из полков".

(Ученица читает стихотворение Симонова "Жди меня").

Учитель: "Я считал, что это стихотворение - мое личное дело, - рассказывал Симонов. - Я написал его только для одного человека. А потом самые разные люди при свете керосиновой коптилки переписывали на клочке бумаги "Жди меня" и посылали своим подругам, женам как личное признание, просьбу".

(Звучит 2 половина песни "Я читаю письмо")

Учитель: (показывает пожелтевший треугольник, подписанный химическим карандашом).

Это письмо написал мой отец моей маме после освобождения Венгрии. Я берегу его и передам своим внукам, чтобы помнили, какой ценой завоевано счастье.

А теперь я предлагаю вам ответить на те письма, которые вы получили, вложить их в юбилейные конверты - треугольники.

(Тихо звучат песни военных лет, учащиеся пишут письма).

Итог урока: Мы читали с вами письма из книги "Говорят погибшие герои". Ваши ответы - письма станут основой нашей новой книги, которую мы назовем "Мы помним, какой ценой завоевано счастье".


© 2010-2022