Причастие как особая форма глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причастие как особая форма глагола

Цели: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;

формировать умение отличать причастие от прилагательного;

учить находить причастие в тексте, определять его грамматические признаки;

развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать;

воспитывать любознательность, стремление пополнять свои знания и беречь своё здоровье.

"Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".

В. И. Даль.

Ход урока

І.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

1)Беседа по вопросам:

- Какая часть речи называется глаголом?

-Каковы его морфологические признаки? Например, пословицы о здоровье

1. Текст для орфографического разбора. Объяснить орфограммы, пунктуацию.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль.


  1. Спишите, определите вид глагола.

Писать - переписать, собрать - собирать, свистеть - засвистеть, бежать - сбежать.

  1. Запишите глаголы, поставив их в форму 3 лица мн. числа настоящего времени.

Бороться, вертеть, видеть, мыть, строить, белеть, стелить.

Борются, вертят, видят, моют, строят,белеют, стелют.

  1. Спишите, согласуя прилагательное с существительным.

Син ленту, шёлков трава, чёрн дрозда, больш крыльями, морск

гладью, к высок зданию, мужественн поступок.

-Что такое прилагательное?

-Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?

-Какую роль выполняют прилагательные?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

На доске предложение:

? предлог сущ сущ. нареч. глагол

Потемневшее перед грозой море глухо шумело.

- Запишите предложение, определите, какой частью речи является каждое слово в этом предложении. Укажите это над словом.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Чтобы ответить безошибочно, какой частью речи является слово «потемневшее», нужно серьёзно поработать над новой большой темой, к изучению которой мы приступаем.

IУ. Изучение нового материала.

1. Учитель подбрасывает жёлтые листья и обращает внимание учащихся на то, как они падают.

- Посмотрите, сейчас листья падают. Обратите внимание на момент падения листьев, как мы скажем о них: листья какие?

(Листья падающие, от глагола падать).

- А если речь идёт о птице в воздухе, самолёте в момент полёта? Как мы о них скажем? (Летящий самолёт, летящая птица).

-А вы сейчас что делаете? Сидите, слушаете, смотрите. Значит, вы ученики какие? (Слушающие, смотрящие, сидящие).

- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?

2.Мотивационная беседа

Ребята, в одном из предложений, обнаружено слово, тщательно маскирующееся под известные вам части речи. Однако принадлежность его к ним вызывает сомнения. Выяснить подлинную сущность этого слова пока не удалось. Требуется расследование! Я приглашаю вас попробовать себя в роли следователя.

Обнаружение «незнакомца».

Разделите тетрадный лист на 3 колонки. Запишите предложения.

Будьте бдительны, «незнакомец» маскируется. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.


Весёлый ветер расплетает косички белокурых берёз.

Веселящийся ветер расплетает косички белокурых берёз.

Веселится ветер, расплетает косички белокурых берёз.

На какой вопрос отвечают выделенные слова?

Какой?

Какой?

Что делает?

Давайте определим, что они обозначают.

Признак предмета

*Замените выделенное слово выражением с использованием слова «который» → веселящийся ветерок - ветерок, который веселится.

Что обозначает?

Признак предмета и действие предмета.

Признак, возникающий при наличии действия - признак по действию.

Действие предмета

Определим морфологические признаки.

Кач., м.р., ед.ч., И.п.

Несов.в., возвр.; наст.вр.

М.р., ед.ч., И.п.

Несов.в., возвр., 2 спр.;

Из.н., наст.вр., 3 л., ед.ч.

Каким членом предложения является? Подчеркните.

Определение

Определение

Сказуемое

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

?

ГЛАГОЛ

*В ходе заполнения таблицы обращается внимание учащихся на признаки причастия совпадающие с признаками прилагательного и глагола.

Выводы:

  • Действительно ли это шпион или родственник?

  • Чей более близкий родственник?

Работа по вариантам:

1 вариант. Докажите, что он родственник прилагательного.

2 вариант. Докажите, что он родственник глагола.

Ответы учащихся:

  1. вариант. Слово - незнакомец не «диверсант», а родственник прилагательного. Оно отвечает на вопрос какой? Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении является определением.

    1. вариант. Мы считаем, что слово - родственник глагола, так как имеет с ним ряд общих признаков. Обозначает признак, возникающий в результате действия. Имеет категории вида, возвратности, времени.

Данная часть речи причастна и к прилагательному и к глаголу. Ваши предположения, как можно её назвать.

- Эта часть речи называется «Причастие».

3. Работа с учеником. с.68-69. Найдите информацию о причастии. Как правильно нужно называть причастие?

4.Физкультминутка.

Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите глагол - наклон направо, прилагательное - налево, причастие - вперед, если затрудняетесь определить - круговые движения головой.

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю.

5.

Свойства прилагательного

Свойства глагола

1. Обозначает признак предмета

(Какой?) засохший (лист)

1. Сохраняет в признаке предмета значение действия

(Что делающий? Что сделавший?)

засыхающий - засохший (лист)

2. Изменяемость по

родам - горящая (свеча), числам - падающие (звёзды)

падежам - лежащего (кота).

2. Изменяемость по

видам -зеленеющий (сад)

и временам - зазеленевший (сад)

3. Способность согласования с существительным:

освещающему (лучу) - м. р.,

ед. ч., Д. п.

3. Способность управлять существительным:

(мальчик) пишущий (что?)

упражнение (В. п.)

4. Возвратность:

готовящийся ( к выступлению артист)

6. Найдите в предложениях причастия.

1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

3. Прочитанная книга лежала на полке.

4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

7. Самостоятельная работа. Перед вами словосочетания слов, определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Если вы считаете, что выделенное слово прилагательное, поставьте цифру 1, глагол - 2, причастие - 3.




1. смешной рассказ

2. смеющийся ребёнок

3. рассмеялся тихо

4. смеётся громко

5. хмурящийся человек

6. хмурится погода

7. хмурый старик

8. подписанный документ

9. он подпишется быстро

10. письменный стол

11. пишущий автор

12. светится маяк

13. светившийся рубин

14. светящийся шар

15. светлая лампочка

После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата.

Взаимопроверка:

1 3 2 2 3 2 1 3 2 1 3 2 3 3 1

0 ошибок - «12»

3 ошибки - «9»

6 ошибок - «6»

Рефлексия (самоанализ полученных результатов по итогам проверочной работы):

• Доволен ты своим результатом или нет? Почему?

• Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

• Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

V. Домашнее задание: параграф 25 с. 68-69 Упр. 170,171

Составить сказку о причастии, записать название фильмов, книг, где употребляются причастия.

V. Итоговая рефлексия:

• Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

• Что Вам в этом помогло?

• Какие трудности возникли?

Вернемся к тексту об аквариуме. Найдите причастия. Кластер Причастие

• На что мне надо обратить внимание при подготовке к следующему уроку?

© 2010-2022