В помощь учителю литературы. Работа с лирическими произведениями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое освоение работы читателя - критика с лирическим стихотворением (стихотворениями).

Вычитывание текста, слежение за развитием мыслей и чувств автора, восстановление «картины мира».

Толкование художественной формы от родо-видовых признаков до слова, ритма, звука.

Виды учебной работы, варианты домашних заданий, заданий для групповой и индивидуальной работы.

Примечание

1. К какому роду литературы и почему вы отнесете это стихотворение?

2. Определите жанр и обоснуйте отнесение к этому жанру.

3. Для кого написано оно?

4. Какой рассказчик в стихотворении?

5. Какое настроение? Изменяется ли на протяжении стихотворения?

6. Какие мысли и чувства, какие желания навевает это стихотворение?

7. Сколько частей и почему можно выделить в тексте?

8. Какие приемы использует автор для выражения чувств, настроения ЛГ?

  1. Проанализировать особенности авторского видения природы, восприятия родины?

  2. Понаблюдать за использованием традиционной поэтической лексики;

  3. Образы - символы.

  4. Найти необычные поэтические образы.

  5. Прокомментировать использование библейской и русской фольклорной символики,

  6. Объяснить использование исторических фактов при создании поэтических образов.

  7. Выявить связи выразительных средств языка с содержанием стиха.

  8. Прокомментировать интонацию финала стихотворения.

  9. Парадоксальность начала.

  10. Парадоксальность финала.

  11. Музыкальные ассоциации.

  12. Цветовая гамма.

  13. Изменение времени в стихе.

  14. Раскрыть значение указанного слова. Каковы его смысловые и поэтические оттенки в данном стихотворении?

  15. Обратите внимание на отсутствие названия стихотворения. Какой художественный смысл имеет отсутствие названия в этом конкретном произведении?

  16. Раскрыть художественную роль кольцевой композиции стихотворения.

  17. Через какую деталь передается переживание, чувство в стихотворении?

1. Рассказать о лирическом герое стихотворения. Каким вы его себе представляете?

2. Нарисовать «Портрет ЛГ».

3. Составить лирический рассказ-миниатюру по стихотворению, используя выразительные средства поэта, фрагменты стиха.

  1. Рассказать о прочитанном стихотворении с позиций:

а) восторженного поклонника поэта;

б) ненавистника поэзии и брюзги;

в) делового человека;

г) романтика и мечтателя;

  1. Подумать и сказать, можно ли взять это стихотворение в качестве материала для исследования планеты Земля представителями внеземных цивилизаций.

  2. Сравнить пейзаж в предложенном стихотворении с пейзажем:

  • в прозе,

  • на фотографии;

  • на картине;

Есть ли различия в изображении мимолетности события? В значимости его для автора?

  1. Дать несколько сюжетных зарисовок. К какой из них подходит стихотворение?

  2. Что вы бы сказали об авторе стихотворения через 100, 1000 лет, если бы у вас в руках осталось только это стихотворение?

  3. Найти недостающую строку, рифму, восстановить порядок стихов и строк.

  4. Восстановить пропущенные эпитеты. Сравнить их с эпитетами автора.

  5. Ребятам предлагается ряд известных литературных, сказочных героев. Необходимо представить, у кого из них это стихотворение могло быть любимым. Обосновать.

  6. Представить себе, что анализ этого стихотворения за тебя должен сделать кто-то из литературных героев. С какой позиции он посмотрел бы на стихотворение? На что в первую очередь обратил бы внимание?

  7. Попробовать передать содержание стиха только одними звуками.

  8. «Читательские ожидания» (дать первую и последнюю строку, ребята должны подумать и сказать, о чем может идти речь во всем стихотворении).

  9. Попробовать создать памятник предложенному стихотворению.

Сочинить пародию на стихотворение, сохранив поэтические образы и стиль поэта.

Работа над проектами - исследованиями

«Любимые стихи наших бабушек (родителей, учеников нашего класса, школы, секции, учителей школы и т.д.).

«Кто больше любит читать поэтические произведения: мальчики или девочки?»

2. Сопоставить собственный разбор поэтического текста с классическим литературоведческим анализом.

3. Создать рекламный ролик на предложенное стихотворение.

4. Создание этюдов на разворачивании метафоры.

5.Работа над словарем эпитетов, сравнений, метафор одного поэта или одного слова, но у разных поэтов.

6. Составление иллюстраций, комиксов

к стихотворению.

7. Сопоставление иллюстраций разных авторов к одному и тому же стихотворению.

8. Сопоставление произведений разных видов искусств по их стилистической близости.

9. Представь рядом поэта и художника… О чем бы они могли заинтересованно беседовать?

10. Составьте словарь излюбленных слов и выражений поэта…

11. Запишите ассоциации, которые возникают у вас при имени…

12.


  1. К какому роду литературы относятся эти стихотворения? Почему?

  2. Что объединяет эти стихи? А что отличает?

  3. Какие рассказчики?

  4. Какое настроение в стихах? Меняется ли оно?

  5. Сравнить «внешний вид» стихотворений (слитно - раздельно), есть ли связь между настроением и формой стихов?

  6. Обратить внимание на названия стихов.

  7. Случайно ли сопоставляются эти стихи?

  8. Какие чувства, настроения, раздумья вызывает каждое стихотворение?


  1. В чем своеобразие каждого из стихотворений? Как это своеобразие связано с общим стилем поэзии автора?

  2. Раскройте художественное своеобразие ( в размерах, ритме, звучании, выразительных средствах, использовании лексики) стихотворений.

  3. В каком стихотворении легче вычитать настроение? Почему?

  4. По каким признакам (основаниям) будем сравнивать стихи (темы, образы, мотивы).

  5. Почему поэты один и тот же мотив разрабатывают по-разному?

  6. Определить по стилю, какое из стихотворений написано раньше?

  7. Проследить разность восприятия картин природы разными авторами.

  8. Понаблюдать, совпадают ли лексико-синтаксические конструкции стихотворений.

  1. Подобрать музыкальный фон для каждого стихотворения.

  2. Почитать домашним эти стихотворения. Попытаться выяснить у них, какое стихотворение понравилось кому больше и почему. Сопоставить со своей точкой зрения и рассказать в классе о проведенном «поэтическом опросе».

  3. Вспомнить картины уральской природы. Можно ли сказать, что это стихотворение родилось под влиянием красот родных тебе мест?

Почитать стихи уральских поэтов и попробовать найти сходные образы.

  1. Прочитать перед сном еще раз предложенные стихотворения, а утром вспомнить о них. Посмотреть, какое из них первым пришло тебе в голову. Подумать, почему. Чем оно тебя так «зацепило»?

  2. Учитель предлагает своеобразные маски, которые может надевать на себя лирический герой: летописец, оратор, судья, менестрель, мечтатель, мыслитель и т.д. Необходимо выбрать для каждого стиха ту маску, которая в наибольшей степени выражает сущность характера его ЛГ.

  3. Представить, что ЛГ предложенных стихотворений встретились. О чем и как они могли бы поговорить?

  4. Сравнить стихотворение со строчками японских поэтов (хокку). Какое из них могло бы продолжить тему стихотворения?

  5. Написать коротенькое пожелание одному из поэтов.

Практическое освоение работы читателя-критика и критика- критика с лирическим стихотворением.

Создание отзыва на стихотворение (понимание мыслей и чувств автора стихотворения). АчК

Примерные варианты заданий по работе в позиции АчК.

Обсуждению написанных детьми отзывов на предложенные стихотворения. Кк

Примечания.


  1. Понравилось ли стихотворение?

  2. К какому роду литературы оно относится? Зачем это необходимо знать?

  3. Есть ли в стихотворении рассказчик? Какой он?

  4. Каковы мысли и чувства ЛГ?

  5. Как развивается настроение? Меняется ли оно?

  6. Что стоит за вопросами и восклицаниями ЛГ?

  7. Какие мысли и чувства испытываете вы? Сравните с теми, которые испытывает ЛГ.

Для составления отзыва можно предложить другую схему.

  1. Прием актуализации. Объяснить, почему решили писать именно про это стихотворение, чем оно интересно для вас.

  2. Прием проективный. Вспомнить какой-нибудь случай из собственной жизни, исторический эпизод, сделать пейзажную зарисовку, которые по смыслу и эмоциональной тональности подготовят к восприятию отзыва.

  3. Сформулировать вопрос, на который вы хотите дать ответ.

  4. Обосновать выдвинутый тезис.

  5. Сделать вывод, то есть ответить на поставленный вначале вопрос.

  6. Повторная актуализация. Какие открытия вы смогли сделать? Что сумели понять?

  1. Дать несколько вариантов отзывов на одно и то же стихотворение. Пусть ребята скажут, помогли ли они им понять глубже стихотворение. Какой отзыв им кажется более удачным? Почему? С каким отзывом они не согласны? О чем хотели бы поспорить?

  2. Представить, что вы оказались свидетелем разговора, в котором один из участников в резкой форме высказался о стихотворении. Подобрать и записать аргументы, которые помогли бы убедить его изменить свою позицию.

  3. Написать отзыв на стихотворение и сравнить его с отзывом, написанным профессионалом. Отметить удачные совпадения или расхождения.

  4. Проанализировать отзыв с точки зрения использования в нем эмоционально-экспрессивных средств языка.

  5. Поиграть с партнером в игру-диалог:

а) «Извините, пожалуйста, но мне стихотворение не понравилось…»

б) «Прошу вас, не могли бы вы мне объяснить в стихотворении….»

в) «Давайте говорить поэту комплименты…»

  1. Предложить несколько стихотворений и один отзыв без указания названия стихотворения, автора. Нужно найти то стихотворение, на которое написан отзыв.

  1. Какая стояла задача перед теми , кто писал отзыв?

  2. Получился ли он?

  3. Решил ли автор отзыва все поставленные задачи?

  4. Показал ли развитие мыслей и чувств ЛГ?

  5. Заметил ли перемещение точки зрения ЛГ?

  6. Есть ли реальная работа с текстом? Цитаты?

  7. Скомпонован ли текст? Выстроен ли?

  8. Понравился ли вам отзыв?

  9. Хотели бы вы что-то поправить или исправить в отзыве? Уточнить?

  10. Нет ли в отзыве высказываний, которые не относятся к данному стихотворению?

  11. Попробуйте стать соавторами отзыва. Дополните его.




Практическое освоение работы автора-художника и чтеца.

Создание собственного художественного текста. Ах

Обсуждение и оценка созданных текстов. Кч

Упражнения для будущих поэтов.

Практическая работа чтеца. Работа над выразительным чтением.

  1. Работа над созданием собственных текстов идет от подражания и копирования к творческому подражанию, затем к подражательному творчеству и, наконец, к подлинному творчеству.

  2. Работа начинается с определения адресата, то есть тех, для кого будут написаны стихи.

  3. Определиться с настроением, которое собирается передать автор.

  4. Определиться с жанром будущего стихотворения.

  5. Отобрать художественные средства для решения поставленной художественной задачи.

  1. Какую задачу ставил перед собой автор?

  2. Справился ли он с ней?

  3. Кому адресовано стихотворение?

  4. Есть ли ЛГ со своим настроением?

  5. Есть ли свои наблюдения? Удачные строчки?

  1. Переложить на прозу данное стихотворение, и наоборот.

  2. Написать стихотворение по заданному клише.

  3. Закончить строчку стихотворения.

  4. Подобрать рифмы к словам.

  5. Дано четверостишие. Изменить в нем порядок слов в соответствии с правилами современного русского языка, устранив инверсию. Какой вариант звучит мелодичнее? Почему?

  6. Написать сочинения на темы:

«Что мне кажется в моей жизни достойным поэтического воплощения?»

«Кто ближе к правде жизни: писатель или поэт?»

«Что нужно для того, чтобы быть поэтом?»

«Для меня стихотворение - это…»

  1. Сочинение-миниатюра с использованием строчек из изученного стихотворения.

  2. Написать сочинение. Использовать строчки из стихов, вложив в уста одного из героев.

  3. Сочинить стихотворение, используя понравившийся образ.

  4. Написать стихотворение по заданному плану.

  5. Познакомиться с воспоминаниями о том, как сочиняли стихи известные русские и зарубежные поэты.

  6. Сочинить акростих, в котором бы начальные буквы составляли ключевое слово анализируемого стиха.

Сочинить торжественную оду, посвятив ее выбранной из стиха неодушевленной детали.

  1. Работа с образцами прекрасной русской речи.

  2. Прослушать записи чтения стихов мастерами художественного слова.

  3. Работа с основными элементами интонации:

а) темпом речи;

б) тембром голоса;

в) тоном;

г) логическим ударением;

д) повышением и понижением голоса;

е) паузами.

  1. Объяснить многозначительность многоточия.

  2. Роль пунктуации в передаче интонации.

Совпадают ли паузы со знаками препинания?

  1. Прочитать текст, стараясь голосом передать разные чувства.

  2. Определить, на какое слово падает логическое ударение. Почему? Как эти слова влияют на то, какую картину жизни рисует автор в нашем воображении?

  3. Согласны ли вы с утверждением К.Станиславского, что логическое ударение - это «указательный палец», отмечающий самое главное слово в предложении. Докажите текстом.

  4. Расставить интонационные знаки в стихотворении.



© 2010-2022