Конспект урока по русскому языку Синтаксис и пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Синтаксис и пунктуация.

5 класс.

Цели для учителя:

  1. Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

  2. Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе фронтально.

  3. Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.

Цели для обучающихся:

  1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

  2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.

  3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).


  1. Орг. момент

У: Сегодняшний урок мы начнём со скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» (на доске)

  1. Изучение нового материала.

У: Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?

Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов, необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.

Д: Рассматривают на доске слова и читают их, один из обучающихся читает их вслух.

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:

1 группа - ГЛАГОЛЫ:

Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;

2 группа - ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

жизнь, увлечение

3 группа - МЕСТОИМЕНИЯ:

ты, она

4 группа - ПРЕДЛОГИ: с, для.

5 группа - СОЮЗЫ: если, и

6 группа - НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело

7 группа - ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

интересный, полезный

8 группа - ЧАСТИЦЫ: же

Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:

1 группа - служебные части речи:

Если, же, и, с

2 группа - самостоятельные части речи:

Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.

Третий обучающийся начал составлять предложения из данных слов.

У: И вот что получилось:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

Д: Не хватает знаков препинания.

У: Что же помогло связать слова в предложении?

Д: Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.

Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.

У: Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис».

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Д: Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis - «составление, построение, порядок»)

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация (от лат. рunctum - «точка»).

Пунктуация - это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

У: Какие знаки препинания вы знаете?

Графический диктант.

Я читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:

С.МАРШАК

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (отрывок)

У последней ТОЧКИ

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал Чудак

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:

-Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились ЗАПЯТЫЕ,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,

Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,

И прочие,

И прочие…

Заявили запятые:

-Мы - особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки

Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:

-Если нет над вами точки

Запятая-знак пустой!

У: СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?

- А их 10.

Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

. - точка
? - вопросительный знак
! - восклицательный знак
…- многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- -тире
( ) - скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные

© 2010-2022