- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Синтаксис и пунктуация
Конспект урока по русскому языку Синтаксис и пунктуация
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дементьева М.С. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку
Тема: Синтаксис и пунктуация.
5 класс.
Цели для учителя:
-
Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
-
Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе фронтально.
-
Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.
Цели для обучающихся:
-
«Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
-
Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
-
Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).
-
Орг. момент
У: Сегодняшний урок мы начнём со скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» (на доске)
-
Изучение нового материала.
У: Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать:
С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?
Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов, необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.
Д: Рассматривают на доске слова и читают их, один из обучающихся читает их вслух.
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:
1 группа - ГЛАГОЛЫ:
Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;
2 группа - ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
жизнь, увлечение
3 группа - МЕСТОИМЕНИЯ:
ты, она
4 группа - ПРЕДЛОГИ: с, для.
5 группа - СОЮЗЫ: если, и
6 группа - НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело
7 группа - ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
интересный, полезный
8 группа - ЧАСТИЦЫ: же
Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:
1 группа - служебные части речи:
Если, же, и, с
2 группа - самостоятельные части речи:
Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.
Третий обучающийся начал составлять предложения из данных слов.
У: И вот что получилось:
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
Что-то затрудняет чтение текста?
Чего же в нем недостает?
Д: Не хватает знаков препинания.
У: Что же помогло связать слова в предложении?
Д: Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.
Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.
У: Итак, как же составляется предложение?
Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис».
Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».
Д: Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:
Синтаксис (от греч. syntaxis - «составление, построение, порядок»)
Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Пунктуация (от лат. рunctum - «точка»).
Пунктуация - это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
У: Какие знаки препинания вы знаете?
Графический диктант.
Я читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:
С.МАРШАК
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
-Мы - особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
-Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!
У: СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?
- А их 10.
Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.
. - точка
? - вопросительный знак
! - восклицательный знак
…- многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- -тире
( ) - скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные