Кружок по русскому языку Язык-знакомый незнакомец

В настоящее время- в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности,- особенно важно и нужно расширить рамки знаний детей не только программного материала. Мы  обязаны знакомить детей со всеми сторонами русской речи. Опираясь на вышесказанное: -помочь ребятам «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка.

В настоящее время- в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности,- особенно важно и нужно расширить рамки знаний детей не только программного материала. Мы обязаны знакомить детей со всеми сторонами русской речи. Опираясь на вышесказанное:

-помочь ребятам «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.

- обеспечить языковое развитие ребят, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Направленность: гуманитарная.

Курс «Язык- знакомый незнакомец» дает знания детям и формирует у них языковые и речевые умения. Специальной целью данного курса является формирование стилистической и коммуникативной компетенции ребят. Стилистическая компетенция- осведомленность детей в стилистике, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у детей научного мировоззрения, вооружая их основами знаний о русской стилистике, развитие эстетического идеала, то есть умение грамотно и красиво говорить и писать.

Уровень освоения: общекультурный. «Язык - знакомый незнакомец» расширяет кругозор, развивает речевые способности ребенка.

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами. В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно- творческих, становится одной из важнейших задач. Программа востребована детьми и их родителями.

Цели программы.

1.Общепредметные:

-воспитание учащихся средствами данного предмета;

-развитие логического мышления;

-обучение ребят самостоятельному пополнению знаний о русском языке;

-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

2.Познавательные:

-формирование у детей научно - лингвистического мировоззрения на язык;

-вооружение основами знаний о языке и речи;

-эстетическое воспитание детей средствами русского языка (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

3.Практические:

-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-вооружение нормами литературного языка;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ребят;

-развитие умения связно излагать свои мысли.

Задачи:

-повышать уровень языкового развития детей;

-воспитать культуру общения;

-воспитать интерес к родному языку;

-воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

-способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса детей;

-вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу.

Принципы работы кружка:

-принцип добровольного участия в занятиях;

-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;

-принцип занимательности;

-принцип научности;

-принцип сознательности и активности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности;

-принцип связи теории с практикой;

-индивидуальный подход к каждому ребенку.

Методы обучения:

-словесные- рассказ, беседа;

-наглядные- иллюстрации, презентации;

-практические- выполнение практических, творческих, исследовательских работ.

В кружковой работе использую такие методы, как слово преподавателя-наставника, проблемная беседа, самостоятельная работа ребят. Методы индивидуального обучения, направленные на исследовательскую деятельность.

Формы организации.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее. Формы занятий используются следующие: выставка, диспут, конкурс, круглый стол, презентация и другие.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы, 10-11 лет.

Срок реализации программы.

Программа реализуется в течение 1 года- 72 часов.

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты:

-развитие литературных способностей через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;

-развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;

-создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ, создание презентаций, проектов;

-издание сборника творческих работ детей.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • .

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

Подведение итогов реализации. Данный курс завершается следующими формами занятий: выставка, зачетная работа.

Содержание программы:

. Речь и речевое общение


  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Тематическое планирование курса «Язык - знакомый незнакомец».


№ п./п.

Тема

Кол-во

часов

1-4.

Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.

4

5-6.

Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.

2

7-12

«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).

6

13-14

Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.

2

15-16.

Не нарушай правил лексической сочетаемости.

2

17-18

Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах.

2

19-20

Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.

2

21-22

Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.

2

23-26

Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию).

4

27-28

Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.

2

29-30

Разговорный и литературный язык.

2

31-32

Многословие - враг ясности.

2

33-34

Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».

2

35-36

Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе).

2

37-40

О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства).

4

41-42

«Игры в язык и более серьёзные дела».

2

43-44

«И то, да не то; и так, да не так».

2

45-48

Составляем рассказ по картинке; обсуждение.

4

49-52

Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию).

4

53-54

О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?

2

55-56

Язык в зеркале сравнений.

2

57-58

Слово слово роднит, третье само бежит.

2

59-60

О чём, с кем, зачем и как.

2

61-64

Систематизация и обобщение изученного.

4

65-66

Говорить, то есть творить.

2

67-68

69-70


Защита творческих работ.

Круглый стол.

2

2

71-72

Подведение итогов .Выставка работ.

2

Дидактические материалы: наглядные пособия, схемы, фотографии, картины, дидактические материалы, аудиозаписи, фонотека и т.д.

Материально-техническое обеспечение: электронные образовательные ресурсы.

Список литературы:

1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.

2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.

3.Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение. - М., 2000г.

4.Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.

5.Словари

6.Раздаточный материал, подготовленный преподавателем.


© 2010-2022