- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Кружок по русскому языку Язык-знакомый незнакомец
Кружок по русскому языку Язык-знакомый незнакомец
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наместникова Е.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
В настоящее время- в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности,- особенно важно и нужно расширить рамки знаний детей не только программного материала. Мы обязаны знакомить детей со всеми сторонами русской речи. Опираясь на вышесказанное:
-помочь ребятам «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
- обеспечить языковое развитие ребят, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Направленность: гуманитарная.
Курс «Язык- знакомый незнакомец» дает знания детям и формирует у них языковые и речевые умения. Специальной целью данного курса является формирование стилистической и коммуникативной компетенции ребят. Стилистическая компетенция- осведомленность детей в стилистике, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у детей научного мировоззрения, вооружая их основами знаний о русской стилистике, развитие эстетического идеала, то есть умение грамотно и красиво говорить и писать.
Уровень освоения: общекультурный. «Язык - знакомый незнакомец» расширяет кругозор, развивает речевые способности ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами. В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно- творческих, становится одной из важнейших задач. Программа востребована детьми и их родителями.
Цели программы.
1.Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данного предмета;
-развитие логического мышления;
-обучение ребят самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2.Познавательные:
-формирование у детей научно - лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение основами знаний о языке и речи;
-эстетическое воспитание детей средствами русского языка (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
3.Практические:
-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-вооружение нормами литературного языка;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ребят;
-развитие умения связно излагать свои мысли.
Задачи:
-повышать уровень языкового развития детей;
-воспитать культуру общения;
-воспитать интерес к родному языку;
-воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
-способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса детей;
-вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу.
Принципы работы кружка:
-принцип добровольного участия в занятиях;
-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;
-принцип занимательности;
-принцип научности;
-принцип сознательности и активности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип связи теории с практикой;
-индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методы обучения:
-словесные- рассказ, беседа;
-наглядные- иллюстрации, презентации;
-практические- выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
В кружковой работе использую такие методы, как слово преподавателя-наставника, проблемная беседа, самостоятельная работа ребят. Методы индивидуального обучения, направленные на исследовательскую деятельность.
Формы организации.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее. Формы занятий используются следующие: выставка, диспут, конкурс, круглый стол, презентация и другие.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы, 10-11 лет.
Срок реализации программы.
Программа реализуется в течение 1 года- 72 часов.
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
-развитие литературных способностей через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;
-развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;
-создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ, создание презентаций, проектов;
-издание сборника творческих работ детей.
Этапы реализации программы курса:
-
подготовительный;
-
непосредственно реализация (план прилагается);
-
оценка эффективности;
-
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
-
.
Анализ эффективности программы курса:
-
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
-
анализ занятий проведенных по плану;
-
разработка рекомендаций.
Подведение итогов реализации. Данный курс завершается следующими формами занятий: выставка, зачетная работа.
Содержание программы:
. Речь и речевое общение
-
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
-
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
. Речевая деятельность
-
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
-
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
. Текст
-
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
-
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
. Функциональные разновидности языка
-
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
-
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
. Общие сведения о языке
-
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Лексикология и фразеология
-
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
-
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
. Язык и культура
-
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
-
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование курса «Язык - знакомый незнакомец».
№ п./п.
Тема
Кол-во
часов
1-4.
Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.
4
5-6.
Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.
2
7-12
«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).
6
13-14
Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.
2
15-16.
Не нарушай правил лексической сочетаемости.
2
17-18
Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах.
2
19-20
Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.
2
21-22
Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.
2
23-26
Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию).
4
27-28
Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.
2
29-30
Разговорный и литературный язык.
2
31-32
Многословие - враг ясности.
2
33-34
Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».
2
35-36
Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе).
2
37-40
О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства).
4
41-42
«Игры в язык и более серьёзные дела».
2
43-44
«И то, да не то; и так, да не так».
2
45-48
Составляем рассказ по картинке; обсуждение.
4
49-52
Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию).
4
53-54
О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?
2
55-56
Язык в зеркале сравнений.
2
57-58
Слово слово роднит, третье само бежит.
2
59-60
О чём, с кем, зачем и как.
2
61-64
Систематизация и обобщение изученного.
4
65-66
Говорить, то есть творить.
2
67-68
69-70
Защита творческих работ.
Круглый стол.
2
2
71-72
Подведение итогов .Выставка работ.
2
Дидактические материалы: наглядные пособия, схемы, фотографии, картины, дидактические материалы, аудиозаписи, фонотека и т.д.
Материально-техническое обеспечение: электронные образовательные ресурсы.
Список литературы:
1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.
2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.
3.Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение. - М., 2000г.
4.Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.
5.Словари
6.Раздаточный материал, подготовленный преподавателем.