- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крылова Т.Л. |
Дата | 31.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №3»
Сценарий
Литературной викторины
для учащихся 5 - 6 классов
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Автор: Крылова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Старый Оскол
2014
Цели литературной викторины:
-
помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
-
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
-
развивать творческие способности, воображение учащихся;
-
развивать речевую культуру учащихся.
Задачи викторины:
-
формирование сознательного отношения к изучению литературы,
-
развитие коммуникативных способностей учащихся,
-
формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Участники викторины:
Требования к командам - участницам:
-
В состав команды должны входить учащиеся 5 - 6 классов, не более 10 человек;
-
Преподаватели выполняют роль организаторов, но не
участников команд;
-
Каждой команде необходимо подготовить представление своих участников (1 - 1,5 минуты);
-
Команду представляют учащиеся.
Условия игры: каждой команде необходимо:
-
Иметь название, атрибутику (эмблему) заданной тематики, девиз.
-
Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время - не более 1,5 минут.
-
Подготовить домашнее задание.
- Подготовить таблички с цифрами 1, 2, 3, 4 (формат А 4) для удобного и быстрого участия в блиц - опросе.
- Перечитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Оснащение: портрет писателя, фотографии, презентация к игре, выставка детских работ.
Ход викторины
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П.Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести. Случай, описанный в рассказе, который вы прочли дома, как раз из таких.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
-
Этап «Представление команд»
Первый этап нашей игры позволит всем поближе познакомиться, представьте, пожалуйста, свои команды.
Команды представляют свои визитки (название команды, девипз)
-
Этап «Блиц - опрос»
Суть задания: За определенное время необходимо ответить на 14 вопросов, касающихся жизни, творчества Виктора Астафьева, героев его произведений.
1 вопрос:
Виктор Петрович Астафьев является
-
писателем
-
поэтом
-
баснописцем
-
летописцем
2 вопрос:
В каком веке жил и творил Виктор Петрович Астафьев
-
в 18
-
в 19
-
в 20
-
в 21
3 вопрос:
Как называлось село, в котором родился писатель
-
Овсянка
-
Гречка
-
Пшеничка
-
Зёрнышко
4 вопрос:
Определите жанр произведения Астафьева «Конь с розовой гривой»
-
сказка
-
былина
-
рассказ
-
роман
5 вопрос:
Назовите имя главного героя рассказа
-
Антон
-
Мишка
-
Витька
-
Петька
6 вопрос:
Как зовут бабушку героя ?
-
Михайловна
-
Николаевна
-
Петровна
-
Васильевна
7 вопрос:
О чём мечтали все деревенские ребятишки в рассказе В.Астафьева?
-
о прянике конём
-
об игрушечном коне
-
о конфете
-
о настоящем коне
8 вопрос:
За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
-
за уборку в доме
-
за работу в огороде
-
за собранные ягоды
-
за помощь пастухам
9 вопрос:
Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?
-
из-за съеденных ими ягод
-
просто так
-
потерялись в лесу
10 вопрос:
Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки?
-
не ходить домой
-
набрать туесок грибов
-
всё честно рассказать бабушке
-
наложить в туесок воды, а сверху засыпать ягодой
11 вопрос:
Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
-
калач
-
булку
-
шаньгу
-
конфету
12 вопрос:
Что произошло с матерью героя?
-
она утонула
-
её сбила машина
-
лежала в больнице
-
она уехапа, бросив своих детей
13 вопрос:
Как назывался предмет, в который ребята собирали ягоды?
-
лукошко
-
туесок
-
ведёрко
-
кружечка
14 вопрос:
Как звали тётку, которая после побега героя от бабушки накормила его?
-
Василиса
-
Петровна
-
Феня
-
Глафира
-
Этап «Диалектные слова»
На этом этапе надо представить результаты исследования 3 диалектных слов из рассказа «Конь с розовой гривой» и подобных диалектов в разговорном наречии своего края
Команды-участницы представляют домашнее задание - компьютерные презентации «Диалектные слова»
-
Этап «Социологический опрос»
Данный социологический опрос - это результат предварительной работы участников команд по вопросам:
-
Какие черты характера пыталась воспитать бабушка у своего внука?
-
Могут ли литературные произведения преподать нам урок нравственности?
-
За что можно наказывать ребёнка?
-
Этап «Объяснялки»
Необходимо объяснить предложенное устойчивое выражение и сопоставить его значение с каким - либо эпизодом рассказа:
На уду попался
Тайное становится явным
Друзья познаются в беде
Ни кнутом, а пряником
Выводить на чистую воду
Без зазрения совести
Добро делаем - добро и снится, а худо делаем - худо и снится
Итог игры. Рефлексия
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве - замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Сегодня у нас была возможность прожить еще один день с героями рассказа «Конь с розовой гривой»
Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры.
Критерии оценки
Рекомендации:
1-й конкурс - «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и девиз. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность. Остальное на усмотрение жюри.
2-й конкурс - «Блиц - опрос». Один балл за за каждый верный ответ
3-й конкурс - «Диалектные слова» (компьютерная презентация). Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации и др.). Возможно получить по одному баллу за каждое найденное в произведении слово
4-й конкурс - «Социологический опрос». Пять баллов за самое оригинальное интервью, анкету, опрос
5-й конкурс - «Объяснялки». По одному баллу за каждый полный ответ.
№ п/п
Названия команд
Задания
Итого
1
2
3
4
5
«Визитка»
«Блиц - опрос»
«Диалектные слова»
«Социологический опрос»
«Объяснялки»
Список литературы
-
Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 2001.
-
Астафьев В.П. Повести и рассказы. М.: Дет.лит., 2002.
-
Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Воспоминания. Иркутск, 2001.
-
Глобачев М. Дар, расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.
-
Кузнецова, М. С. " О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу " Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.
-
Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2007.