Конспект по русскому языку на тему ЕГЭ-экспересс (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЛАГОЛ - самостоятельная спрягаемая часть речи, которая обозначает действие.

Начальной формой глагола является ИНФИНИТИВ, или неопределенная форма глагола. Например: петь, решать, взобраться, упрочить, сшить. Следовательно, инфинитив - неизменяемая форма глагола.

По инфинитиву можно определить вид, спряжение, возвратность-невозвратность, переходность-непереходность.

По инфинитиву нельзя определить лицо, число, время, наклонение глагола.

Синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может входить в составное глагольное сказуемое, быть подлежащим, несогласованным определением, дополнением, обстоятельством, т.е. любым членом предложения.

Постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность.

ВИД ГЛАГОЛА - один из постоянных признаков. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делают? И т.д. Например: бросать, решать, говорить, ловить, шить, писать, отрезать, насыпать.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? Что сделает? Что сделают? И т.д. Например: бросить, решить, сказать, поймать, сшить, написать, отрезать, насыпать.

В русском языке имеются ДВУВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ, которые в одной форме совмещают значения несовершенного и совершенного вида. К двувидовым глаголам относятся следующие глаголы: исследовать, телеграфировать, атаковать, конфисковать, стартовать, классифицировать, казнить, ранить, женить, венчать, обещать. Вид данных глаголов в некоторых случаях можно определить в контексте предложения, но иногда нельзя определить даже в контексте. Например: К марту фронт здесь стабилизировался (что сделал?) и бои постепенно заглохли. Положение в горячей точке стабилизируется (что делает? Что сделает?).

Глаголы гнать, гонять видовой пары не образуют.

Спряжение - постоянный признак глагола. В русском языке глаголы, которые имеют в личном окончании гласную «Е», а в форме 3-го лица мн.числа окончания -УТ, -ЮТ относятся к первому спряжению. Например: я играю, пишу, ты играешь, пишешь, он, она, оно играет, пишет, мы играем, пишем, вы играете, пишете, они играют, пишут

Глаголы, которые имеют в личном окончании гласную «И», а в форме 3-го лица мн.ч. окончания -АТ, -ЯТ относятся ко второму спряжению. Например: я лечу, строю, ты лечишь, строишь, он, она, оно лечит, строит, мы лечим, строим, вы лечите, строите, они лечат, строят.

Спряжение глагола можно определить следующими способами:

  1. По личному ударному окончанию в следующих глаголах первого спряжения: нести, расти, шить, спасти, собрать, везти.

  2. По личному ударному окончанию в следующих глаголах второго спряжения: спать, спешить, навестить, шуметь, свистеть.

Если ударение падает на основу слова, а не на личное окончание, то спряжение глагола определяется по инфинитиву. Для этого надо знать, что ко второму спряжению относятся:

1 Все глаголы на «-ИТЬ», кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ;

2.Семь глаголов на «-ЕТЬ»: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

3.Четыре глагола на «- АТЬ»: гнать, держать, слышать, дышать.


ПРИМЕРЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

ОШИБКА ПРАВИЛЬНО

Первый дебют актрисы. Дебют актрисы. Первое выступление актрисы.

Вступительная часть преамбулы. Преамбула. Вступительная часть.

Проливной ливень. Ливень. Проливной дождь.

Заклятый друг. Закадычный друг. Заклятый враг.

Одержать фиаско. Потерпеть фиаско.

Заплатить проезд. Оплатить проезд. Заплатить за проезд.

Озабочен о здоровье детей. Озабочен здоровьем детей.

Люди престарелого возраста. Престарелые люди.

Демонстрационно удалиться. Демонстративно удалиться.

Рассказать автобиографию своей жизни. Рассказать автобиографию.

Эффективная прическа. Эффектная прическа.

Улучшить уровень обслуживания. Повысить уровень обслуживания.

Понятный ученик. Понятливый ученик.

Понятливые читателям стихи. Понятные стихи.

Предоставить диплом, справку. Представить диплом, справку.

Лес чернится (разгов.) Лес чернеет.

Скоропостижный отъезд. Скоропалительный отъезд.

Принять желательное за действительное Желаемое за действительное

ПРИМЕРЫ ОШИБОК В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ СЛОВА

Офицера полка. Офицеры.

Бухгалтера производства. Бухгалтеры.

Ветра, месяца. Ветры, месяцы.

Приехавшие профессоры. Профессора.

15 килограмм апельсин, мандарин. 15 килограммов апельсинов, мандаринов, лимонов.

20 гектар пашни. 20 гектаров.

Девяноста килограмм. Девяносто килограммов, граммов.

25 амперов, микронов. 25 ампер, микрон, вольт, Ом и Омов.

Впереди его. Впереди него.

4 пары сапогов, чулков, носок, валенков. 4 пары сапог, чулок, валенок, носков.

Оплоченный счет. Оплаченный счет.

Аплодисменты сделались громчее Сделались громче.

5 килограмм вафлей, лимон, томат. 5 килограммов вафель, лимонов, томатов.

2 пары туфлей. 2 пары туфель.

Пятидесятые пятью годами Пятьюдесятью пятью годами

Творчеству свойственен. Творчеству свойствен

Два чахлые деревца. Два чахлых деревца.

Край обезводил. Обезводел.

ХЛЕЩЕ Хлестче, хлестче

Руки заледянели Руки заледенели

К пятому апрелю К пятому апреля

ПРИМЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Снега было много в лесу, который лежал на ветвях деревьев. В лесу было много снега, который лежал на ветвях деревьев. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

  2. Юноша любил греблю и плавать. Любил греблю и плавание.

  3. Труд бурлаков был тяжелый и непосилен. Был тяжел и непосилен.

  4. Народные массы не только создают матер.блага, но и великие сокровища культуры. Создают не только мат.блага, но и сокровища культуры.

  5. Есть такая страна - детство, в которое мы, взрослые, уже не попадем. Есть такая страна - детство, в которую мы уже не попадем.

  6. Все, кто приближается к площади, еще издали видит памятник Пушкина. Все, кто приближается к площади, еще издали видят памятник Пушкину.

  7. Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый. Гринев был честен, правдив, но иногда слишком доверчив.

  8. Мы любили и учились у этого учителя. Мы любили этого учителя и учились у него. Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы. Лошади чувствовали и пугались приближения стаи волков.

  9. Среди научных трудов Буслаева следует выделить его книгу «Историческую грамматику русского языка». Среди научных трудов Буслаева следует выделить его книгу «Историческая грамматика русского языка».

  10. В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителя. Ставит ряд вопросов, волнующих зрителей.

  11. Вечером мы были на турбазе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Вечером мы были на турбазе, которая стояла на берегу моря и занимала полпарка.

  12. Докладчик попытался убедить слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. Убедить в том, что выдвинутые…

НАДО ПОМНИТЬ ЧТО

  1. При стечении сочинительного и подчинительного союзов или 2-х подчинительных союзов, придаточное предложение выделяется с 2-х сторон запятой, если второй союз не составной. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

  2. При стечении сочинительного и подчинительного или 2-х подчинительных союзов, запятая между ними не ставится, если второй союз составной и в качестве второй части имеет союзы ТО, ТАК, НО. Например: Солнце медленно спадает на края, и когда оно почти касается земли, ТО становится багровым.

  3. В СПП двоеточие ставится в том случае, если главное предложение требует дальнейшего разъяснения и на границе главного и придаточного предложений можно поставить А ИМЕННО. Например: Мне хотелось одного: чтобы он пришел вовремя.

  4. В зависимости от ударения меняется лексическое значение и принадлежность к части речи в словах: Вовремя, насмерть И во время пути, приготовить на смерть

  5. В кратких прилагательных действует правило: 2 к 2, 1 к 1:

Длинный - длинна, длинны, НО длинен;

Туманный - туманна, туманны, НО туманен.

Ответственный - ответствен, Бездейственный - бездействен, Свойственный - свойствен, удостоенный - удостоЕн.

НО: Достойный - достоИн, недостойный - недостоИн.

  1. Если в прилагательном было одно «Н», то и в образованном от него существительном пишется одно «Н». Например: ветреный - ветреник, путаный - путаник, труженый - труженик, масленый - масленица, гостиный - гостиница.

  2. Если в прилагательном было два «Н», то и в существительном - два «Н». Например: современный - современник, воспитанный - воспитанник, лиственный - лиственница, бесприданный - бесприданница.

  3. Союзные слова с усилительной частицей «НИ» - КТО НИ, КАК НИ, КУДА НИ, КОГДА НИ, СКОЛЬКО НИ и другие выполняют роль подчинительных союзов в СПП с придаточными УСТУПКИ. Частица «НИ» используется для усиления утверждения в придаточной части СПП.

  4. Сочетание КТО НЕ, КУДА НЕ, СКОЛЬКО НЕ, ГДЕ Не, где только не

допустимо в простых, восклицательных и вопросительных предложениях. Частица «НЕ» придает утвердительное обобщающее значение предложению.

  1. В слове ИНЦИДЕНТ нет непроизносимого согласного

  2. НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО

  1. Являются многозначными следующие слова: ЛАПА животного, сосны, КРЫЛО птицы, самолета, ДРОБЬ - свинцовый шарик, дробное число, ПЛОД - растения, фантазии, эмбрион, ОЧАГ - возгорания, инфекции, ИГЛА - сосны, для шитья, РУКАВ - пиджака, реки,















  1. В словах: поделка-подделка,Поданый-подданный, Податься-поддаться, Подержать-поддержать - количество «Д» зависит от лексического значения.

  2. Есть удвоенные согласные в словах: главврач, роддом юннат, замминистра

Нет удвоенных согласных: грамзапись, групорг ,юнкор, корпункт, теракт

  1. Перед корнем ЧИТ пиши «СС» - рассчитать, рассчитанный;

Перед корнем ЧЕТ пиши «С» - счёт, расчёт, расчётливый, расчётный.

ИСКЛ.: бессчётный.

  1. В слове «поскользнуться» приставка «ПО».

  2. В словах: инцидент, констатировать, конфиденциальный, ровесники, блеснуть, косный (человек), шествовать, яства, наперсница - нет непроизносимого согласного.

  3. Есть непроизносимый согласный в словах: сверстники, шефствовать, лестница, перекрестный, президентский, здравствуй, чувство, поздний, сердце, властный, прелестный, костный.

  4. Сочинительные союзы связывают ОЧП в простом предложении и два простых в составе ССП.

  5. В составных союзах не столько-сколько; как - так и; не только- но и; Хотя и -но; если не- то; - запятая ставится один раз: перед второй частью.

  6. Подчинительные союзы и союзные слова употребляются для связи в СПП. Союз «ХОТЯ» может быть как сочинительным, так и подчинительным: Хоть Карпухин ни одной нерпы так и не убил, но разделывать их он бросился яростно.

  7. Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ, ТАКИ, КА, С, ДЕ - пишутся через дефис;

частицы ЖЕ, БЫ, БУДТО, ЛИ, ЛЬ, ВЕДЬ, ВОТ, ДА - пишутся раздельно.

Частица О от обращения запятой не отделяется: О муза, О море ночное

Частица ТАКИ не отделяется дефисом от сущ, прилаг,лич.мест.союзов и частицы ЖЕ;

  1. Суффикс ЧИК пишется после основы на Д-Т, З-С, Ж ; в остальных случаях ЩИК: стекольщик, кафельщик

  2. Суффикс ИНЬК в словах заинька, паинька, баиньки; ОНЬК_ЕНЬК: лапонька, Лизонька, зоренька, Поленька.

12.Суффикс ЕЧК в словах времечко, семечко,темечко

13. Суффиксы ЕЦ-ИЦ-а: братец, сестрица

14. Суффиксы ЕЦ-о-ИЦ-е в словах: ружьецо, пальтецо, бельецо, маслице, креслице

15. Суффиксы страдательных причастий: НН, ЕНН пишутся: а) если в инфинитиве перед -ТЬ была А, то причастие имеет два суффикса - А+НН: вкачанный, помешанный;

б) если в инфинитиве перед -ТЬ была Я, то причастие имеет два суффикса - Я+НН: прострелянный, развеянный; в) если в инфинитиве перед -ТЬ была Е или И, то причастие имеет один суффикс- ЕНН: построенный, вкаченный, замешенный

  1. Предлоги благодаря, согласно, наперекор, навстречу, вопреки, подобно употребляются с сущ-ными в Дательном падеже. Например: Согласно расписанию, навстречу ветру, подобно молнии, наперекор желанию.

  2. Предлог «ПО» в значении «после чего-нибудь» требует постановки сущ-ного в Предложном падеже. Например: по истечении срока, по возвращении из командировки, по приезде в город, по окончании школы, по прибытии на место.

  3. Производные предлоги в продолжение, в течение, в заключение, вследствие надо отличать от сущ-ных с предлогом: в течении реки, в продолжении романа, находиться в заключении, в следствии по делу. Слово ВПОСЛЕДСТВИИ является наречием.

  4. Наречия не распространены, а производные предлоги - распространены:

Смотреть вдаль - в даль леса, проткнуть насквозь - сквозь окно, обежать вокруг - вокруг стадиона.

  1. Деепричастия не смотря, не взирая пишутся с «НЕ» раздельно, производные предлоги несмотря на, невзирая на с «НЕ» пишутся слитно.

  2. НЕ являются вводными и потому не обособляются следующие слова: Авось, будто, вдобавок, вдруг, весьма, вряд ли, все равно, все-таки, именно, как будто, якобы, словно, пусть.

  3. Слово контр-адмирал пишется через дефис, слова контратака, контрудар, контрнаступление и другие пишутся слитно.

  4. Слово крепдешин пишется слитно, а слова креп-жоржет, креп-сатин пишутся через дефис.

  5. Наречия, образованные повторением основ или корней-синонимов пишутся через дефис: крест-накрест, точь-в-точь, любо-дорого, подобру-поздорову, мало-помалу. Если наречие образовано сочетанием сущ-ных в Им.п и в Тв.П - оно пишется раздельно: туча тучей, дурак дураком, чудак чудаком. Раздельно пишутся наречия: бок о бок, с глазу на глаз, на попятную.

  6. Наречие и прилагательное в простой сравнительной форме с приставкой ПО пишется в одно слово: повыше, поближе, покороче, покрепче. (Данные формы являются разговорными).

  7. Прилагательные, обозначающие оттенки вкуса, цвета, признаки, стороны света пишутся через дефис: бледно-голубой, бело-сине-красный, светло-каштановый, горько-соленый, приторно-сладкий, юго-восточный, северо-западный.

  8. В сущ-ных женского роза употребляется суффикс ИЩ-а; в сущ-ных муж. и ср, рода - суффикс ИЩ-е: ручища, ножища, сапожище, домище, ножище, топорище.

  9. В существительных Женского рода и в одушевленных сущ-ных используются суф-сы -УШК-а, ЮШК-а,ИШК-а, ЫШК-а: Дарьюшка, волюшка, соловушка, соседушка. В сущ-ных муж. и ср.рода - ушк-о, юшк-о, ишк-о, ышк-о: полюшко, перышко, горлышко, пиджачишко.


  1. При стечении сочинительного и подчинительного союзов или 2-х подчинительных союзов, придаточное предложение выделяется с 2-х сторон запятой, если второй союз не составной. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

  2. При стечении сочинительного и подчинительного или 2-х подчинительных союзов, запятая между ними не ставится, если второй союз составной и в качестве второй части имеет союзы ТО, ТАК, НО. Например: Солнце медленно спадает на края, и когда оно почти касается земли, ТО становится багровым.

  3. В СПП двоеточие ставится в том случае, если главное предложение требует дальнейшего разъяснения и на границе главного и придаточного предложений можно поставить А ИМЕННО. Например: Мне хотелось одного: чтобы он пришел вовремя.

  4. В зависимости от ударения меняется лексическое значение и принадлежность к части речи в словах: Вовремя, насмерть ; во время пути, приготовить на смерть

  5. В кратких прилагательных действует правило: 2 к 2, 1 к 1:

Длинный - длинна, длинны, НО длинен;

Туманный - туманна, туманны, НО туманен.

Ответственный - ответствен, Бездейственный - бездействен, Свойственный - свойствен, удостоенный - удостоЕн.

НО: Достойный - достоИн, недостойный - недостоИн.

  1. Если в прилагательном было одно «Н», то и в образованном от него существительном пишется одно «Н». Например: ветреный - ветреник, путаный - путаник, труженый - труженик, масленый - масленица, гостиный - гостиница.

  2. Если в прилагательном было два «Н», то и в существительном - два «Н». Например: современный - современник, воспитанный - воспитанник, лиственный - лиственница, бесприданный - бесприданница.

  3. Союзные слова с усилительной частицей «НИ» - КТО НИ, КАК НИ, КУДА НИ, КОГДА НИ, СКОЛЬКО НИ, КАКОЙ НИ и другие выполняют роль подчинительных союзов в СПП с придаточными УСТУПКИ. Частица «НИ» используется для усиления утверждения в придаточной части СПП.

  4. Сочетание КТО НЕ, КУДА НЕ, СКОЛЬКО НЕ, ГДЕ Не, где только не

допустимо в простых, восклицательных и вопросительных предложениях. Частица «НЕ» придает утвердительное обобщающее значение предложению.

23.Слитно пишутся наречия: ВПРОСАК, ВКУПЕ, ВДРЕБЕЗГИ,ВООБЩЕ,ВПОТЬМАХ,ВПОЛСИЛЫ,ВПОЛНАКАЛА,ВПОЛГЛАЗА,ВПОЛОБОРОТА,ВРУКОПАШНУЮ,ВРАССЫПНУЮ,ВКРУТУЮ,ВОВСЮ,ВНИЧЬЮ,ДОБЕЛА,ДОЧЕРНА,ДОТЛА,ЗАНОВО, ЗАДОЛГО,ИЗДАВНА,ИСПОДТИШКА,НАБЕЛО,НАВЕК,НАСИЛУ,НАИЗУСТЬ,НАУДАЛУЮ,НАСМАРКУ,НЕВПОПАД,НАУГАД,НАСПЕХ,НЕВМОГОТУ,НЕЛЬЗЯ,НЕХОТЯ,ПОПЕРЕК,ПОТИХОНЬКУ,ПОНЕМНОГУ,ПОПУСТУ,ПОБЛИЖЕ,ПОСЛАЩЕ,ПОКРЕПЧЕ,СНАРУЖИ,СЛЕВА,СПРАВА,ЧЕРЕСЧУР,ВТРОЕ,ВПЯТЕРОМ,НАДВОЕ,НАТРОЕ.

24.Раздельно пишутся наречия: БЕЗ УСТАЛИ,БЕЗ УМОЛКУ,В ОБРЕЗ,В УПОР, В ШУТКУ, В НОГАХ, В СЕРДЦАХ, В ОБЩЕМ(зачёте),НА БОКОВУЮ, НА МИРОВУЮ, НА ПОПЯТНУЮ, НА ЛЕТУ, НА БЕГУ, НА ГЛАЗ,НА ПАМЯТЬ, НА СЛАВУ,НА КОРТОЧКАХ,С РАЗМАХУ, С ХОДУ, ПОД СПУДОМ, ПОД МЫШКИ, ДО ОТКАЗА,ПО ДВОЕ,ПО ТРОЕ, ПО ОДНОМУ.

© 2010-2022