Уроки русского языка 10 класс Основные принципы русской орфографии, Фонетика. Орфография

Тема урока "Основные принципы русской орфографии"Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.Цели урока:1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру кадетов.4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ. 5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному язы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 10-м классе по теме:

"Основные принципы русской орфографии"

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру кадетов.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (уплотненный опрос)

1. Пять учащихся работают с карточками (повторение предыдущих орфографических тем: корни с чередованием, безударные гласные в корне, гласные после шипящих. Приложение 1.

2. Упражнение 17. Задание: спишите, обозначьте ударный слог в словах.

Усугyбить, ржaветь, анaпест, квартaл, изобретeние, реформи'рование, хозя'ева, ходaтайствовать, каталoг, мизeрный, кyхонный.

Дополнительные задания:

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б) Раздели слова "хозяева", "квартал" на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва - 4 слога, все открытые, квар-тал - 2 слога, оба закрытые.)

в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) - совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

3. Вопрос на странице 13. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa - сторонкa - стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).

Дополнительное задание.

1. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos - правильный, grapho - пишу) - система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).

2. Выпиши из текста упражнения 17 одно слово, в котором звуков больше, чем букв; одно слово, в котором звуков меньше, чем букв.

III. Словарная работа.

1. Проверка усвоения предыдущего материала: конкурс "Кто грамотнее?" (у доски работают два ученика)

дисциплина

артиллерия

гуманизм

интеллигент

водоизмещение

катастрофа

доблесть

мужество

патриотизм

неприемлемый

радиотехника

гидроакустика

меридиан

радиолокация

Дополнительное задание

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

"водоизмещение"

"катастрофа"

2. Новые словарные слова.

атомоход, баллистическая ракета, блокада.

Анализ лексического и грамматического значения слов.

Запись предложения.

Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, охарактеризовать сказуемые.

Уроки русского языка 10 класс Основные принципы русской орфографии, Фонетика. Орфография

IV. Основные принципы русской орфографии.

1. Морфологический принцип (сообщение ученика).

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок - ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

мыш…

(мышь - сущ., 3 скл.)

на дорог…

(на дороге - сущ., 1 скл., П.п.)

отмер…

(отмерь - гл., повелительное наклонение)

о площад…

(о площади сущ., 3 скл., П.п.)

береч…

(беречь - инфинитив)

об экскурсии…

(об экскурсии - 1 скл., сущ.,на -ия)

пол…скать ребенка

(поласкать - лaска)

про…ба

(просьба - просить)

2. Фонетический принцип (доклад ученика).

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на -з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

ра…колоть

(расколоть)

бе…душный

(бездушный)

без…дейный

(безыдейный: идея)

р…спись

( рoспись)

р…збить

(разбить)

от…скать

(отыскать: ищет)

чре…мерный

(чрезмерный)

3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог - сущ., поджёг - гл., бал - балл, компания - кампания, Орел - орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи - ши (в древне - русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

V. Работа с тестовым заданием ЕГЭ. Приложение 2.

VI. Работа с отрывком статьи Добролюбова о Гончарове. Приложение 3.

Дополнительные вопросы:

К вопросу № 2.

1. Перечислите стили речи. (Художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический.)

2. Укажите признаки публицистического стиля в приведенном тексте.

(Ответ: эмоциональность, образность, четкая авторская позиция, использование художественных средств выразительности речи, метафора, эпитет).

К вопросу № 3. Перечислите известные вам типы речи.

(Ответ: повествование, описание, рассуждение являются основными типами речи, но есть тексты, сочетающие в себе типы двух типов, например, описание с элементами рассуждения).

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.

2. Словарные слова: лексическое значение слов "блокада", "баллистическая ракета".

3. Повторить правописание "не" с различными частями речи.

4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.

Урок русского языка в 10 классе

Информационная карта урока:

Учебный предмет: русский предмет

Тема урока: Основной принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Тип урока:

Вид урока:

Место урока в учебном плане: урок контроля теоретических и практических компетенций

Цель: проверка орфографических компетенций в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ

Задачи:

  • Образовательная - Осмысление орфографического анализа как способа орфографической грамотности.

  • Воспитательная -

  • Развивающая - развитие навыка работы с текстом, умения выбирать главную информацию из текста, систематизировать материал

Оборудование: учебник В.Ф. Грекова, сборники экспресс-тестов, перфокарты, сборники

заданий ЕГЭ

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Орфографическая разминка

  3. Анализ теоретического материала

  4. Практическая работа учащихся

  5. Контрольные тесты (задания А к ЕГЭ)

  6. Подведение итогов

  7. Домашнее задание

  • Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение цели и темы урока.

  • Орфографическая разминка

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

1. од...леть 11. прелес...ный

2. выст...ять 12. лес...ница

3. угр...жать 13. крепос...ной

4. раск...лоть 14.праз..нично

5. погл...щать 15. безмол...ствовать

6. раск..лить 16. без...мянный

7. уг...дить 17. нар...стать

8. обв...нчать 18. прокл...мация

9. вообр...жать 19. св...детель

10 посв...щение 20. зап...р

  • Работа с теоретическим материалом

Учащиеся самостоятельно читают параграф 16 учебника В.Ф. Грекова.

Анализ теоретического материала. Вопросы:

1. Что изучает орфография?

2. В чём заключается суть морфологического принципа русской орфографии?

3. Какие написания являются отступлениями от морфологического принципа?

  • Практическая работа (А)

Задание: распределите орфограммы в соответствие с принципами русской

орфографии

Морфологический принцип

Фонетический принцип

Традиционное написание

  • написание корней родственных слов

  • написание ЖИ - ШИ

  • написание приставок на З-С

  • правописание гласных в приставках, типа под

  • написание Ы-И после приставок на согласную

  • написание Ь после шипящих во втором лице ед.ч.

  • чередование гласных в корне слова

  • непроверяемые написания

  • раздельное написание слов

  • написание суффиксов прилагательных

  • Практическая работа (Б)

Выполнение заданий №3 и №4 на стр. 34 сборника Экспресс -тестов

Содержание заданий экспресс-тестов

№ 3. Подчеркните слова-исключения

  • Ростов, приращение, подросток, наращённый, ростовщица, отраслевой, произрастать, росточек, Ростиславович, межотраслевой, подростковый, взросление.

№ 4. Какой это случай: слово с проверяемой безударной гласной(1); слово с непроверяемой гласной (2); слово с чередующейся гласной (3).

Задание выполняется на перфокартах.

  • Об...лочка ( 1,2,3) поздр...вление (1,2,3)

  • обн...жать (1,2,3) припом...нать (1,2,3)

  • ощ...тиниться (1,2,3) с...квояж (1,2,3)

  • траф...рет (1,2,3) нум...рация (1,2,3)

  • вн...мание (1,2,3) соприк...саться (1,2,3)

  • отвр...щение (1,2,3) предр...кать (1,2,3)

  • фр...гат (1,2,3) подск...чить (1,2,3)

  • ф...натик (1,2,3) пок...янный (1,2,3)

  • Контрольный тест (в формате ЕГЭ)

Выполнение заданий А13, А14, А15, А16, А17 по сборнику ФИПИ - 2010 по вариантам. Задание выполняется в виде алгоритма.

  • Подведение итогов урока

Учащиеся под руководством учителя подводят итоги урока, оценки за урок выставляются после проверки перфокарт и алгоритмов.

  • Домашнее задание: упражнение № 59 по учебнику Грекова



Урок русского языка в 10-м классе по теме

"Фонетика. Орфография"

Цели:

  • образовательные: систематизация и углубление знаний, умений по фонетике, орфографии; формировать умение применять знания о фонетике при написании орфограмм, показать значение фонетики для правописания, повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий.

  • развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

  • воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Чистописание:

а) запишите, соблюдая каллиграфию фразеологизмы аредовы веки, коломенская верста,мамаево побоище.

б) запишите печатными буквами свою фамилию, имя.

3. Словарная работа.

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Приведи пример. В арабском языке толерантность определяется как прощение, мягкость, милосердие, благосклонность, расположенность к другим.

Комплимент (франц.) -

  1. лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;

  2. традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

4. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите главную цель нашего урока.

5. Повторение и систематизация знаний. Беседа о фонетике. Фонетика- это ... (Слайд 1,приложение 1) Что изучает? Как соотносятся звуки и буквы? (Слайд 2, приложение 2). Гласные бывают … (Слайды 3, 4, 5, приложение 3). Большинство согласных образуют пары: (Слайд 6, 8, 9, приложение 4).

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

  • сожалеть, укоризна (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

  • сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

  • робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

  • косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),

  • счёт (стяжение- процесс, при которомсочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).

6. Практическая работа.

а) Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: дуб, сдал, мужчина.

б) Допишите фразеологизмы. Какие фонетические явления наблюдаете? Авгиевы…Дамоклов …Ахиллесова… Танталовы…Прокрустово…Пиррова…

7. Актуализация знаний.

а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите: раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, прив…сти к общему знаменателю, оз…мь посеяли, щ…пать лучину, п…ры воздуха, ум…лять о пощаде, об…яние личности, пок…рать врага, ум…лять дост…инство, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, отв…рить двери , прор…дить морковь на грядке, оп…лить гуся, спл…титься для общего дела, зат…ить обиду, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.

Пока класс выполняет это задание, 2 учащихся работают на компьютере.

Тестирование проходят все учащиеся.

б) Контроль знаний. Работа с компьютерным тренажёром «Фраза» по теме «Сомнительные согласные». Что нужно знать о правописании согласных в корне? В тренажёре есть «Подсказка», она позволяет вызвать правило.

Откройте «Фразу», введите имя, фамилию, укажите класс, выберите вариант (работающим за komp2-вар №165 за komp1- вар №166). Учащийся вызывает на монитор новое задание нажатием кнопки «Дальше». В конце работы выставляется оценка. Если учащийся ошибся, выбрал неверный ответ, нажав на кнопку «Принять», задание повторится, при повторной - программа сама вводит верный ответ. Внизу есть «Подсказка», она позволяет вызвать правило до принятия решения. Правда, если это делать более 2 раз, оценка не будет выставлена.

в) Фонетическая зарядка

- Что любит панда?

  1. Бамбук

  2. Лиана

  3. Пальма (2 слога..4 согл)

- Самый густонаселённый город в мире.

  1. Дели

  2. Токио

  3. Пекин (все согласные глухие)

- Какая птица спит в воздухе?

  1. Орёл

  2. Кукушка

  3. Стриж (в конце слова есть сомнительный согласный звук)

8. Введение новых знаний.

Работа по таблице «Чередование гласных».

  • -а - (- я-)---им -, -ин - (сжимать, начинать, снимать, приминать)

  • -мак (о погружении в жидкость) - мок (становиться влажным)

  • - плав - плов - а - пишется всегда, кроме слов пловец, пловчиха

  • - клан-клон, твар - твор - под ударением может быть и а, и о, без ударения - только о

  • -равн (одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)

  • - скак - скоч - в безударном положении а пишется перед к, а о перед ч

  • - зар - зор в безударном положении - а

  • - гар - гор в безударном положении - о

9. Актуализация знаний.

Задания из ЕГЭ 2010. Работа по вариантам: А15.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться

  2. авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

  3. автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший

  4. б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

  1. соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

  2. к…пошится, предв…рительный, скл…ниться

  3. с…туация, ср…жаться, б…седующий

  4. см…гчение, увл…кательный, упр…стить

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный

  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный

  3. т..рритория, оп..раться, р…внение

  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

10. Развитие речи.

Проведите работу по определению основной проблемы. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д.Гранин).

11. Подведение итогов урока

(О значении фонетики в правописании, об умении применять знания при написании орфограмм).

- Какие цели мы ставили в начале урока? Что нового узнали? Достигли ли цели, которую намечали для себя?

12. Определение и разъяснение домашнего задания.

Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением, слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Объясните, почему. Ответ аргументируйте, опираясь на свой читательский опыт.



© 2010-2022