Статья РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.А. Босая,

МБОУ «Гимназия №13», г. Ульяновск,


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в обучении в начальных классах. Данная работа описывает деятельность учителя для развития творческих и речевых способностей детей на уроках русского языка.

Мир меняется. Современному обществу нужны образованные, интеллектуально развитые, нравственные, предприимчивые люди, анализирующие свои действия и самостоятельно принимающие решения, способные к сотрудничеству, творческие и ответственные.

Новые образовательные стандарты ставят перед педагогами необычайно важную задачу: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Ученые считают, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.

Творчество является высшей ступенью психической активности и самостоятельности, способностью создавать что-то новое и оригинальное. Творческой может быть любая деятельность.

Психологи утверждают, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению и способность решения возникающей проблемы.

Младшие школьники огромную часть всей своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Известно, что детские игры - это плод буйной работы фантазии. Поэтому дети с удовольствием и огромным увлечением занимаются творческой деятельностью. Для этой цели учителями, как правило, избирается урок. Так как, именно урок, по-прежнему, остается основной формой обучения и воспитания учащихся младших классов.

Психологические исследования показали, что если ребенок сталкивается с необходимостью осознать какой-либо абстрактный материал и ему требуются аналогии и опоры при общем недостатке жизненного опыта и знаний, на помощь ему приходит воображение.

Творчеством ребенок может заниматься на любом уроке. Будь то урок литературы, русского языка, математики, технологии и др. Но, на мой взгляд, урок развития речи как нельзя лучше способствует творческой активности и развитию воображения детей.

Необходимо помнить еще и о том, что мы в жизни часто сталкиваемся с людьми, не умеющими ясно и четко выражать свои мысли. И урок развития речи помогает решать эту серьезную проблему. Его вторая, не менее важная цель: повышение уровня речевых способностей ребенка.

Современная методика предлагает нам огромный спектр методов и приемов развития речи. Но способствует творческой активности детей сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Оно, кроме того, служит эффективным средством воспитания, вызывает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное, пережитое, развивает наблюдательность, требует самостоятельности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, способствует становлению личности маленького человека. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст - выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей.

Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (необходимо придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка (необходимо придумать начало); сочинения, где нужно изменить, например, концовку; сочинения из односложных слов; сочинения по картине; сочинения по заданной теме.

Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. В.А.Сухомлинский считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя «свое слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения дает простор детскому мышлению, творчеству. Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений.

Особенно увлеченно дети работают над следующими темами сочинений: «Почему я бы хотел быть волшебником?», «Если бы я был губернатором…», «О чем рассказал снеговик?», «Что я думаю о войне», «Город будущего» и т.п.

В начальной школе сочинения являются обучающими, т.е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Мы, учителя, должны организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем все прекрасное, восторгаться разнообразными оттенками снега в лучах солнца, звонкими переливами соловья, многоцветием летнего леса, запахом цветов и свежей зелени. К таким сочинениям тщательно нужно готовиться как учителю, так и ученикам.

Для обогащения речи готовится так называемая копилочка - тетрадь, в которую собираются материалы по теме, взятые из художественных произведений, экскурсий и собственных наблюдений, новые слова, образные выражения, синонимы, антонимы, красивые сравнения и эпитеты. При написании сочинения такая копилочка способствует полету фантазии, помогает выражать свои мысли связно и точно. Кроме того, дети учатся пользоваться словарями.

Учение должно быть трудным, но посильным. Ученик должен видеть, что с заданием он справится. Только это условие сохраняет интерес к работе. Поэтому задания должны быть разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом обязательно носить творческий характер.

Например, на уроке, где мы с детьми работали над сочинением «Волшебница зима» (3 класс), после определенной подготовки учащимся было предложено три варианта рассказов о зиме. Для каждого варианта прилагалась карточка-помощник.

1 уровень. Пишется сочинение-описание с тем же названием «Волшебница зима» по составленному на уроке плану с использованием эпитетов, сравнений и олицетворений. Учащийся может пользоваться собственной копилочкой и карточкой-помощником с опорными словами (нарядила, чародейка, развесила узоры, пригласила полюбоваться на…, деревья-великаны, утопая в сугробах, великолепие, очарование зимней сказкой …)

2 уровень. Пишется сочинение «Письмо африканскому другу» по началу: «Здравствуй, Алекс! Пишет твой друг…. У нас сейчас зима. Ты, наверное, не знаешь, что такое зима? Я хочу рассказать тебе о ней».

Кроме копилочки дети используют карточку-помощника с дополнительным планом:

- Что такое снег? На что он похож?

- Поля и леса.

- Реки и озера.

- Детские забавы.

3 уровень. Пишется сочинение-описание с элементами сказки. В карточке дается примерное начало сказки: «Жила-была маленькая Снежинка высоко-высоко в горах. Однажды подул сильный ветер, приподнял Снежинку и понес над полями, лесами, морями. Испугалась маленькая красавица, но потом посмотрела вниз и ахнула. Такой красоты она никогда не видела». Кроме этого, карточка содержит еще и наводящие вопросы:

- Что увидела Снежинка? (Каким стоит лес? Как выглядят деревья? Что делается на реках и озерах? Как радуются люди снегу?)

- Что стало со Снежинкой?

Рассказы получаются разнообразные, яркие, интересные. И, самое главное, дети с огромным увлечением занимаются этим видом деятельности. Сочинение помогает детям глубже познать свои чувства, приучает к стройному и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к творчеству, заставляет детей всматриваться ближе в жизнь.

Успешность и востребованность человека в современном мире во многом зависит от сформированного в нем творческого потенциала. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и новым возможностям.

ЛИТЕРАТУРА:

Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В, Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Библиотека учителя / В.И Воробьева, С.К. Тивикова. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006. - 220 с.

Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» / А.Б. Воронцов. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.

Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс: Мастерская учителя / Н.Н. Каландарова. - М.: ВАКО, 2009. - 160 с.


© 2010-2022