Урок развития речи «Весомое золото хлеба» по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». (5 класс)

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


КОНКУРСНАЯ РАБОТА

« Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

(на конкурс методических массовых мероприятий

«Русский каравай»)




Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». (5 класс)

Выполнила:

Великих Элла Николаевна, учитель русского языка, литературы и этики,

1квал. категории

Донецкой ОШ № 78




Донецк-2015

АННОТАЦИЯ


Данная работа занимает важное место в системе уроков по изучению сказки-были К.Г.Паустовского, материал лучше использовать для урока развития речи ,на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; научить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; помочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.

Оборудование: потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся, карточки с заданиями.

Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». (5 класс)


Тема урока: Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Цель урока: на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; научить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; помочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.

Оборудование: потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

  • Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит "Дарить тепло другим - согреваться самому".

II. Актуализация опорных знаний.

-Понравилась ли вам сказка «Теплый хлеб»?

-Кто из героев привлек ваше внимание и почему?

III. Проверка домашнего задания

а) Заполнение таблицы.

Сказка

Литературная сказка


( 2 уч-ся заполняют таблицу)

б) Чтение учащимися домашних сочинений - миниатюр «Мои добрые дела»

в) Тестовый опрос содержания сказки. Конкурс «Лучший знаток сказки»

1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька - плохой человек. В) О том, что она самая умная.

7. Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б) О злых колдунах.

В) О путешествии на необитаемый остров.

10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б ) Язык до Киева доведет.

В) Делу - время, потехе - час.

Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.

IV. Коллективное составление плана «Путь к победе» учащимися.

1) Разговор с Панкратов.

2) Доброе дело.

3) Мельница заработала.

4) Теплый хлеб.

5) Слезы победы.

V. Выразительное чтение произведения «Тёплый хлеб» учащимися.
(до конца эпизода о Фильке и брошенном хлебе)

VI. Беседа по содержанию сказки.

  • Что плохого сделал Филька? За что его осуждает автор?

  • ( за брошенный хлеб, грубое обращение с конем)

  • Кто такой христарадник?

  • Расскажите от имени коня, что он испытал, когда Филька с ним так поступил.

  • Кто поведал притчу о злобе людской?

  • Какой вывод мы можем из нее сделать, к чему приводит злоба людская, чем это страшно в жизни?

  • Почему Филька предложил коню хлеб с солью?

  • Кому по традиции подносят хлеб с солью?

Слово учителя. Ребята, давайте послушаем текст о значении высказывания «Хлеб-соль», откуда оно пришло и что обозначает.

ХЛЕБ-СОЛЬ

Что же означает это радушное, гостеприимное приветствие? В первую очередь, это пожелание отведать хлеба, приобщиться к трапезе, столу. А в более широком смысле - это пожелание мира, радости, достатка.

Хлеб-соль водить - значит издавна дружить, поддерживать теплые отношения.

Хлебосольный дом - дом радушный, гостеприимный.

Хлебосольный хозяин - самая большая похвала человеку, умеющему от всей души принять добрых гостей.

Итак, хлеб-соль - это и угощение, и забота. Старинный русский обряд - подносить при торжественной встрече хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, - живёт и по сей день (Валентина Волина).

  • Почему ребята сказали, что хлеб-соль будет Панкрату особо? За что?

  • Почему мы узнаем, как звали коня только в конце произведения?

  • Часто ли у вас на столе бывает хлеб?

  • Какие пословицы о хлебе вы знаете?

  • Какие пословицы можно отнести к содержанию сказки?

Обоснуйте свое мнение.

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб греет, не шуба.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

  • Почему люди слагают пословицы о хлебе?

Мы знаем, что наш народ очень ценил хлеб, а как люди сейчас относятся к хлебу? Приведите примеры.

Слово учителя из истории хлеба

Как появился хлеб на земле

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, именно в те далекие времена человек впервые стал собирать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ученые точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.

Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился, что каша из таких, обработанных огнём, зёрен гораздо вкуснее той, которую он ел до этого.

Прошло еще несколько тысячелетий, и люди научились готовить привычный для нас хлеб из сброженного теста (из журнала).

VII. Лексическая работа.

Как вы понимаете слова: хлебный (год), хлебопашец, хлебопек, хлебосольный?

Подберите к ним синонимы.

VIII. Сравнительный анализ текстов.

КУСОК ХЛЕБА

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз - кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди...

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком - и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно-удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех!- раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?

Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки!

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!

(А. А. Нуйкин)

В чём этот текст перекликается с текстом сказки?

Какой вывод мы можем сделать после прослушивания чтения рассказа?

Почему сказка К.Г. Паустовского называется «Теплый хлеб»?

Какие эпитеты автор подбирает к слову «хлеб»? (теплый, чудесный, свежий) С какой целью он это делает?

IX. Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.

Хлеб - он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятка рук

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю

Тем, кто трудится на ней!

Слово учителя.

- Ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, Родина, хлеб - это одни из самых святых слов человека. К хлебу надо относиться как к великому богатству!

Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это - много это или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Вот хлеб - высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.




Хлеб, который мы едим

Хлеб - гениальное изобретение человечества. Он рождён солнцем, землёй, водой и огнём. Булки не растут на деревьях - об этом знают все. Это труд поколений. Мало в мире ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения.

Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее, и тем он велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один.

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Хлеб представляется нам вечным символом благополучия и достатка. Это один из ценнейших продуктов питания, средство защиты людей от голода.

X. Подведение итогов урока.

Почему жанр этой истории определен как сказка?

Какие чудеса в ней происходили? Какие сказочные персонажи действовали?

Какой опыт мы приобрели из этой истории?

1)ошибку нужно уметь исправлять;

2)труд и дружба выручат в любой беде;

3)примирение - сложное дело, но оно приносит радость;

4) хлеб - народное достояние, его нужно беречь.

РЕФЛЕКСИЯ

  • Продолжите фразу: «Хлеб - это...». На доске появляется ассоциативный ряд (мир, радость, достаток, счастье, добро, жизнь, богатство, святыня, поле, дом);

  • Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Хочется напомнить слова Паустовского «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного». Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. (Звучит песня «Дорогою добра»).

Домашнее задание: литераторы - найти загадки, пословицы о хлебе, составить книжечку «Хлеб в разных жанрах УНТ»; художники-нарисовать иллюстрацию к сказке «Теплый хлеб», журналисты - написать заметку в статью «Весомое золото хлеба» (или «В чем сила хлеба?»)

























Список использованной литературы


  1. Тексты о хлебе. Сборник «Русский язык 5-6 кл. Развитие ситуативной речи».

  2. Презентации на тему «Хлеб -всему голова», «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».










© 2010-2022