- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Союз – служебная часть речи. (7 класс)
Конспект урока по русскому языку Союз – служебная часть речи. (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белорунова Т.А. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ СОШ №34 г.Севастополя
План-конспект урока русского языка
в 7-А классе
Тема:
Союз - служебная часть речи.
учитель Белорунова Т.А.
Севастополь
2015
Тема урока: «Союз - служебная часть речи»
7 класс
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно - ориентированный подход
Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, учебник
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку.
На партах - ручки, линейки, карандаши.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: Дата.
Классная работа.
II. Повторение.
-Начнем урок с повторения ранее изученного. На прошлых уроках мы с вами изучали предлог.
-Что мы можем сказать о предлоге?
-Какие предлоги мы знаем?
-Как пишутся производные предлоги?
-Для чего нужны предлоги?
III. Словарный диктант.
-На след. строчке записали: Словарный диктант.
В течение года, в течении реки, в продолжение года, в продолжении книги, вследствие болезни, в следствии по делу, несмотря на дождь, не смотря под ноги, иметь в виду, ввиду плохой погоды.
-Поменяйтесь с соседом тетрадями. Взаимопроверка.
Вы проверяете работу соседа, ставите + или -.
Сосчитайте количество +.
Нет ошибок- «5»
1-2 ошибки- «4»
3-4 ошибки- «3»
Более 4 ошибок -«2»
-Оцените работу соседа.
-Поднимите руки, кто получил «5»? «2»?
Будем работать еще над этой орфограммой.
IV.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи - союзом.
- Запишите в тетрадях тему урока:
«Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
- Наша задача сегодня на уроке:
- познакомимся с понятием союза как служебной части речи,
- понаблюдаем за его ролью в предложении;
- познакомимся с простыми и составными союзами;
-научимся употреблять союзы в речи;
- будем конструировать предложения, используя союзы.
V.История появления слова СОЮЗ. (сделать себе карточку)
-Итак, название "союз" появилось в XVII веке.
В русском языке их около 250 союзов. Познакомимся с этимологией слова «союз». Само слово "союз" пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
VI. Индивидуальное задание. 2 Ученика (с опережающим заданием):
-2 учеников я просила подготовить индивидуальные задания. Найти в словаре Вл. Ив. Даля и Серг. Иван. Ожегова определение слова «союз»?
Учитель демонстрирует словари.
1 ученик:
В XIX веке в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимир Иванович Даль так определил значение слова "союз": "Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова".
2 ученик:
В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»
- Давайте обобщим. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
VII. Работа на доске и в тетрадях.
-Запишем предложения. Вызвать ученика.
Январь снег насыпает, а март его сгоняет.
-Попутно объясним орфограммы в предложении.
Январь сне.. н..сыпает, а март его с (з)г..няет.
- Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.
- Начертите схему.
- Сделайте вывод, что он соединяет. (А соединяет простые предложения в составе сложного)
Март да апрель весну встречают.
-Попутно объясним орфограммы в предложении.
Март да апрель в..сну встр..чают.
-Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.
-Начертите схему.
-Сделайте вывод, что он соединяет. (Да соединяет однородные члены предложения)
-Сделаем вывод: попытаемся самостоятельно вывести правило о союзе.
-Для чего служит союз? (связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены предложения).
-И подтверждает роль союзов в речи такое стихотворение:
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
-Проверим наше определение с правилом, данном в учебнике?
VIII. Работа с учебником.
-Откроем учебники на стр.119 параграф 58.
-Прочитаем определение союза. (1 ученик).
-Прочитайте определение про себя.
- Что называется союзом? На какие группы он делится?
- Что добавляем к нашим знаниям о союзе?
(Союзы, как и предлоги, могут быть простыми и составными.)
-Прочитаем об этом на стр.121. (Определение простых и составных союзов.)
Посмотрите на схему в своих листах.
По строению союзы бывают:
Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что...
Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др.
-Приведите примеры простых союзов? Составных?
IX.Динамическая пауза.
-Отдохнем немного и проведем динамическую паузу. Пройдет она у нас в виде выборочного диктанта. У вас на парте текст о союзе. Мы будем читать предложения, и в зависимости какой он, простой или составной, выписывать в две колонки.
-Разделите страницу на две части. Подпишите колонки: простой/составной.
-Из упр. 277 читаем предложения, называем союз. Определяем, какой он по составу.
Простой Составной
И как будто
Куда то-то
Лишь оттого что
-Встали из-за парт. Глубокий вздох. Руки вверх. Стряхнули с плеч всю усталость. Тихонько сели на места.
X.Самостоятельная работа.
- А теперь проведем творческую работу. Выполнять вы ее будете самостоятельно. Вам надо будет восстановить в данном тексте союзы.
-Прочитайте текст на листах, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
1. Наш класс отправился на прогулку в лес. 2. Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3. Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
-Проверяем, что получилось?
Наш класс отправился на прогулку в лес. Мы весело шагали И рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, НО настроение всё равно было бодрое. КОГДА мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели И стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, А мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником И поэтом.
-Запишем 4 предложение. Выделим основу. Что связывает союз КОГДА?
(простые предложения в составе сложного)
-Запишем 5 предложение. Выделим основу. Что связывает союз И? (однородные подлежащие)
XI. Игра "Собери пословицу" (работа в парах).
-А теперь проведем игру «Собери пословицу». Объединитесь в пары.
На доске:
-
чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным
-
напишешь, пером, Что, топором, не ,то, вырубишь
-
без, друзей, Человек, что, дерево, без, корней
-
узнаешь, когда, Цену, вещи, потеряешь
-
Чтобы, надо, книгу, много, знать, любить.
Ответы:
-
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
-
Что напишешь пером, не вырубишь топором.
-
Человек без друзей ,что дерево без корней.
-
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
-
Чтобы много знать, надо любить книги.
-Проверяем. Назовите союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного?
XII. Тест.
-В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Проведем тест. Ответьте на вопросы.
1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.
2. Союз-это……………………………………………………………………………
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………
4. Союзы не являются…………………………………………………………………
5. Союзы связывают……………………………………………………………………
XIII. Выводы по уроку. Подведение итогов.
-Подведем итоги урока. Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
(Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи)
- Что называется союзом?
- Какие бывают союзы по составу?
XIII. Домашнее задание.
§ 58 (правило), упр. 274
-Дома вы спишите текст. Найдете союзы и обведете их в овал, подчеркните грамматические основы и однородные члены в предложениях.
XIV. Рефлексия.
- Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас, посмотрим, написав синквэйн.
Напоминаю, что синквэйн - это стихотворение из пяти строк.
Ответы групп:
1. Союз
2. Служебный, важный
3. Соединяет, противопоставляет, разделяет
4. Ищи союзника в союзе
5. Молодец!
1. Союз
2. Трудолюбивый, дружный
3.Служит, сочиняет, подчиняет
4.Живут-поживают, Всем добра желают.
5. Понравился!
Правила написания ( на доске)
-
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
-
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
-
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
-
Четвертая строчка - это фраза, показывающая отношение к теме;
-
Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.