- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Организация работы с текстом на занятиях филологического профиля
Статья Организация работы с текстом на занятиях филологического профиля
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корсыкова Е.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Баранова Наталья Евгеньевна
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж» г. Перми
В настоящее время в целях оптимизации процесса усвоения студентами колледжа необходимых знаний в области языка и культуры речи, овладения программным материалом, формирования общих компетенций большое значение придаётся работе с текстом. Для успешной организации педагогической технологии формирования оптимальной работы с текстом необходимо продумать и чётко организовать работу с текстовым материалом.
Существуют различные виды работы с текстом, рассмотрим формы и методы работы с тексом, применяемые в своей педагогической практике.
-
Работа в группах.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Преимущества группового обучения: свобода и активность, оригинальность и творческий подход, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, жизненные задачи, оценка своей работы и других. Групповая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Организация работы в группе требует большой подготовки учителя: продумать разделение студентов на группы, подобрать каждой группе задания, обдумать оценивание участников. Студенты, работая группами: составляют план произведения, выделяют тезисы, подбирают цитаты для аргументов, читают по ролям, анализируют эпизоды, читают отрывки и отвечает на вопросы по ним. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания героев, другая - для изображения места действия. Всё это даёт самое главное - внимательное отношение к тексту, необходимость вдумываться в изучаемое произведение, а значит, осуществляется формирование текстовой компетенции.
-
Ситуативные упражнения.
Ситуативные задания ставят студентов в определённые речевые условия, стимулируют их языковую работу предлагаемой ситуацией.
Преимущества ситуативных упражнений: повышение практической направленности занятий, подготовка к эффективному речевому общению. Ситуативная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Задания к ситуативному упражнению содержит перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания, включая наиболее значимые из них - цель общения и адресат речи.
Такие упражнения служат для совершенствования языковой, текстовой и культурологической компетенции учащихся.
-
Коммуникативно-дидактические упражнения
Они содействуют развитию устной речи, формированию практических навыков и внимательного отношения к тексту.
Преимущества коммуникативно-дидактических упражнений: активизируют интеллектуальную и речевую студентов. Коммуникативно-дидактическая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Эти упражнения подразумевают редактирование готового текста с целью выявления и устранения ошибок.
Пример коммуникативно-дидактических упражнений:
«Диктор» - прочитайте текст орфоэпически правильно.
«Редактор»- исправьте речевые ошибки в тексте.
«Переводчик» - замените иноязычное слово русским.
Безусловно, эта форма организации речевой деятельности способствует развитию языковой компетенции.
-
«Ваше мнение»
Это групповая деятельность организованная учителем для высказывания участников по теме обсуждаемого текста.
Преимущества «Вашего мнения»: самостоятельность суждения, формирование умения аргументировать свою точку зрения. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Данный вид работы целесообразно проводить после прочтения всего текста, чтобы сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, если текст сложен для понимания. В результате такой работы получается тезисный план изучаемого текста, в котором отражена проблематика произведения и авторская позиция.
-
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Игра направлена на овладение основными понятиями и категориями текста.
Преимущества «Собери пазлы»: студентам интересно, все вовлечены в деятельность, вдумчивая работа с текстом. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Игра может иметь несколько вариантов:
-
составить логически и по смыслу текст, опираясь на карточки, в которых представлены фрагменты разных текстов;
-
собрать текст по образцу - список микротем по порядку; даны и другие карточки с разбросанными фрагментами текста, на основе которых необходимо составить связный текст по заданному образцу;
-
найти соответствие между микротемой и фрагментами текста, которые представлены на разных карточках;
-
составить текст из предложений, расположенных в неупорядоченном состоянии.
Данный вид работы устремлен на усвоение основных понятий и категорий текста: смысловая целостность, делимость на смысловые части, композиционное и стилевое единство. Безусловно, это невозможно без внимательного изучения текста и вдумчивой работы с ним.
Таким образом, правильно организованная работа с текстом помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное - способствует формированию общих компетенций, языкового чутья и грамотной речи.
Литература:
-
Инфантова Г. Г. Реализация категории связности в устном тексте//Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001.
-
Мухина О. Д. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст : дис. канд. пед. наук.- Рязань, 2005.
-
Петровская А. Ю. Формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий, автореф. дис. канд. пед. наук.- Майкоп, 2007.151
-
Савенков А. И.: Методика исследовательского обучения младшего школьника. Издательство «Учебная литература», Дом «Фёдоров», 2008.
-
Шуваева А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом : на материале 2 класса : дис. канд. пед. наук,- Рязань, 2002.