Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-этюду Описание русской матрешки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-этюду «Описание русской матрёшки».

Цель:

Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование урока: выставка изделий народных художественных промыслов, рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных человеку изделий народных художественных промыслов. Здесь и хохломская деревянная посуда, и павловская шаль, и вещи из дерева, игрушки. Их делали талантливые народные умельцы.

Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России. Она сейчас сама вам представится.

( Выходит русская матрёшка).

II Матрешка:

-Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.

Алый шёлковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может - шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

Я - матрёшка- сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрёшка!

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я :

Щёки, словно розы.

Учитель:

-Матрёшка - настоящая русская красавица. Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрёшку придумали потешки и считалки:

-Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.

Мы- красавицы -Матрешки-

Разноцветные одежки.

Раз- Матрена. Два-Малаша.

Мила-три.Четыре-Маша.

Маргарита-это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы.

Первый экскурсовод.

- Можно сказать, что матрёшка - главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Только представьте, что ни Пётр1, ни Кутузов, ни Пушкин матрёшек не знали.

Как - то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку - добродушного мудреца по имени Фукурума.

Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.

Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки - помощницы- одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Несколько фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул: « Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Второй экскурсовод

Новые куклы так всем понравились, что сейчас уже трудно представить Россию без матрёшек. Интересно , что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица- только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, - подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России.

Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. Хорошая матрёшка- это всегда неповторимое произведение искусства.

Самая большая матрёшка, выточенная мастерами, была высотою в метр и вмещала 72 фигурки.

Из какого же материала делают матрёшку? На изготовление этой игрушки идёт хорошо высушенная долговечная древесина липы и берёзы. Первой всегда делается самая маленькая , неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной- с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами.

Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.

Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

Едет по России, плывет за океан

Наша русская матрёшка,

Весёлый сарафан.

Первый экскурсовод

И теперь диктует моду

Симпатичный сувенир,

Матрёшек хороводы

Покорили целый мир.

Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. У нас на уроке встретились трудные слова. Давайте поработаем над ними.

Тема сегодняшнего урока « Подготовка к сочинению - этюду « Описание русской матрешки». Цель нашего урока-……

Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока и словарь урока.

Словарь урока

Сувенир.-1Подарок на память.2Художественное изделие, вещь как память о посещении страны.

Потешка.-Песенка, которой тешили ребёнка.

Серп.-ручное орудие-изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.

Плошка.-Низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная, глиняная).

Фукурума.-Японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.

С.Мамонтов.-Русский промышленник, жена которого привезла из Японии игрушку-фукуруму.

В.Звёздочкин.-Создатель первой русской матрёшки.

С.Малютин.-Художник, который расписал первую матрёшку.

Учитель. Поработаем с текстом. Это отрывок из очерка Паустовского «Толпа на набережной). Прочитаем текст.

К.Паустовский « Толпа на набережной».

-Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, - сказала мне моя дочь,- то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке.

Я согласился.

До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях : зелёной, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Сусальный от слова сусаль - тончайшие пластинки металла, употребляемые для отделки.

Учитель. Ребята, попробуем сами описать матрёшку. Наша задача - рассмотреть эту удиви­тельную игрушку и подготовиться к сочи­нению-описанию.

Работа над типом речи - описанием.

• Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Как вы понимаете задание: описать предмет? (Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.)

• По каким признакам вы можете оп­ределить тип речи готового текста? (По его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)

• Какая композиция характерца для описания? ( Вначале предмет характери­зуется в целом, а затем описываются от­дельные его части.)

• Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? (Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета и т.д.)

• Попробуем проверить, насколько хорошо вы можете применять свои зна­ния. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.

Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Же­на кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, да­ют высохнуть и ещё раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И - достает яркие краски.. (По Н.Г.Юриной.)

(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)

Собирание рабочих материалов.

Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети записывают в тет­ради рабочие материалы.

• Можно ли сказать о матрешке, что эта обычная игрушка?(Нет, эта игрушка необычная. Своеобразная, оригинальная, не похожая па другие, самобытная.)

Записываем на доске: «Лексическая работа.

Необычная игрушка, своеобразная, оригинальная, самобытная.

• Из чего изготавливаются матрешки ?(Из дерева).

• Чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых или стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть./

• На Руси издавна любили делать иг­рушки из природных материалов: из гли­ны, из соломы, из дерева. И не только по­тому, что эти материалы безвредны. По­держите матрешку в руках. Что вы чувст­вуете? (Игрушка теплая!)

• В чем особенность конструкции матрешки? (Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.)

• Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.I Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было мно­го, жили дружно, помогая друг другу .Ма­трешка -- не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.

• Какие цвета характерны для наших игрушек'' (Яркие, тёплые цвета. Много разных цветов.)

• Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок?

(Во время прздников)

• Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет.!

Верно. Слово «красный» раньше озна­чало «красивый, хороший». Говорили' «красная девица» - красивая девица, «красный угол» - самый нарядный, красивый угол избе. И матрешки перво­начально были в основном в ярких крас­ных сарафанчиках.

• Какое настроение создает игрушке благодаря обилию и яркости цветов; (Праздничное, радостное настроение)

• Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрёшка такая яркая и нарядная. Почему ещё?

(У матрёшки улыбающееся, приветливое лицо, и мы. глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

• Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое, выразительное. Глаза у матрешки синие, большие, открытые. Ресницы черные, длинные. Брови изогнуты дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Фигура: округлая, женственная.

Одежда: косынка или платочек, фартук (перед­ник), русская рубашка, сарафан: украшен цветами , бутонами, нарядной вышивкой.

Характер: спокойный, добрый.

Игрушка излучает покой, домашнее тепло.

Учитель обращает внимание пяти­классников на написание трудных слов.

• Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? («Мы узнали о том, кик возникла в России эта игрушка». «Мы узнали о том, что конструкция игру­шек не случайна. Несколько игрушек - это символ дружной, крепкой семьи». «Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не прости так, а потому, что это была одна из народных традиций: исполь­зовать для игрушек природные материалы». «Мы теперь знаем, что в лице, одеж­де и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины».)

• Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы .

Теперь для нашего сочинения- описания нам потребуется план. Он перед вами.

План.

I. Матрешка- игрушка, которая изображает русскую девушку.

II Описание матрёшки.

1 Внешний вид.( Лицо, фигура, одежда).

2 Секрет игрушки.

3 Характер игрушки.

III. Впечатление от игрушки. О мастерстве художника.

Учитель.

1 Найдите вступление в плане.

2 Как озаглавлена основная часть?

3 Какие подпункты есть во втором пункте плана?

4 Найдите в плане заключение.

5 Пользуясь планом и ключевыми словами, постарайтесь описать любую понравившуюся вам матрёшку. ( Спросить двух учащихся).

Устное описание ребятами матрешки.

Мне очень нравится расписная игрушка матрешка, которая изображает русскую девушку.

Внутри матрешки есть матрешки поменьше, расположены они по росту.

У меня есть матрешка, умело расписанная мастером-художником. На ней- шаль алого цвета с яркими пестрыми цветами и такой же нарядный сарафан. Вокруг шеи матрешки- кокетки - белые жемчужные бусы.

Лицо матрешки выразительное, с густыми бровями, румяными щечками.

Я считаю, что художнику удалось изобразить добрую, веселую русскую девушку.

Д/з. Написать сочинение-описание на тему: « Русская матрёшка» в художественном стиле.

© 2010-2022