- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-этюду Описание русской матрешки
Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-этюду Описание русской матрешки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левина Л.П. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок развития речи в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-этюду «Описание русской матрёшки».
Цель:
Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.
Вид урока: урок-экскурсия.
Оборудование урока: выставка изделий народных художественных промыслов, рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных человеку изделий народных художественных промыслов. Здесь и хохломская деревянная посуда, и павловская шаль, и вещи из дерева, игрушки. Их делали талантливые народные умельцы.
Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России. Она сейчас сама вам представится.
( Выходит русская матрёшка).
II Матрешка:
-Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.
Алый шёлковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может - шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка)
Я - матрёшка- сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего ж румяна я :
Щёки, словно розы.
Учитель:
-Матрёшка - настоящая русская красавица. Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрёшку придумали потешки и считалки:
-Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
Мы- красавицы -Матрешки-
Разноцветные одежки.
Раз- Матрена. Два-Малаша.
Мила-три.Четыре-Маша.
Маргарита-это пять.
Нас нетрудно сосчитать.
Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы.
Первый экскурсовод.
- Можно сказать, что матрёшка - главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Только представьте, что ни Пётр1, ни Кутузов, ни Пушкин матрёшек не знали.
Как - то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку - добродушного мудреца по имени Фукурума.
Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.
Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки - помощницы- одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Несколько фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул: « Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Второй экскурсовод
Новые куклы так всем понравились, что сейчас уже трудно представить Россию без матрёшек. Интересно , что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица- только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, - подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России.
Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. Хорошая матрёшка- это всегда неповторимое произведение искусства.
Самая большая матрёшка, выточенная мастерами, была высотою в метр и вмещала 72 фигурки.
Из какого же материала делают матрёшку? На изготовление этой игрушки идёт хорошо высушенная долговечная древесина липы и берёзы. Первой всегда делается самая маленькая , неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной- с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами.
Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.
Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.
Едет по России, плывет за океан
Наша русская матрёшка,
Весёлый сарафан.
Первый экскурсовод
И теперь диктует моду
Симпатичный сувенир,
Матрёшек хороводы
Покорили целый мир.
Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. У нас на уроке встретились трудные слова. Давайте поработаем над ними.
Тема сегодняшнего урока « Подготовка к сочинению - этюду « Описание русской матрешки». Цель нашего урока-……
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока и словарь урока.
Словарь урока
Сувенир.-1Подарок на память.2Художественное изделие, вещь как память о посещении страны.
Потешка.-Песенка, которой тешили ребёнка.
Серп.-ручное орудие-изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.
Плошка.-Низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная, глиняная).
Фукурума.-Японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.
С.Мамонтов.-Русский промышленник, жена которого привезла из Японии игрушку-фукуруму.
В.Звёздочкин.-Создатель первой русской матрёшки.
С.Малютин.-Художник, который расписал первую матрёшку.
Учитель. Поработаем с текстом. Это отрывок из очерка Паустовского «Толпа на набережной). Прочитаем текст.
К.Паустовский « Толпа на набережной».
-Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, - сказала мне моя дочь,- то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке.
Я согласился.
До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.
В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях : зелёной, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.
Сусальный от слова сусаль - тончайшие пластинки металла, употребляемые для отделки.
Учитель. Ребята, попробуем сами описать матрёшку. Наша задача - рассмотреть эту удивительную игрушку и подготовиться к сочинению-описанию.
Работа над типом речи - описанием.
• Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Как вы понимаете задание: описать предмет? (Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.)
• По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? (По его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)
• Какая композиция характерца для описания? ( Вначале предмет характеризуется в целом, а затем описываются отдельные его части.)
• Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? (Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета и т.д.)
• Попробуем проверить, насколько хорошо вы можете применять свои знания. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.
Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Жена кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и ещё раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И - достает яркие краски.. (По Н.Г.Юриной.)
(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)
Собирание рабочих материалов.
Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети записывают в тетради рабочие материалы.
• Можно ли сказать о матрешке, что эта обычная игрушка?(Нет, эта игрушка необычная. Своеобразная, оригинальная, не похожая па другие, самобытная.)
Записываем на доске: «Лексическая работа.
Необычная игрушка, своеобразная, оригинальная, самобытная.
• Из чего изготавливаются матрешки ?(Из дерева).
• Чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых или стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть./
• На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!)
• В чем особенность конструкции матрешки? (Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.)
• Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.I Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу .Матрешка -- не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.
• Какие цвета характерны для наших игрушек'' (Яркие, тёплые цвета. Много разных цветов.)
• Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок?
(Во время прздников)
• Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет.!
Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили' «красная девица» - красивая девица, «красный угол» - самый нарядный, красивый угол избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.
• Какое настроение создает игрушке благодаря обилию и яркости цветов; (Праздничное, радостное настроение)
• Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрёшка такая яркая и нарядная. Почему ещё?
(У матрёшки улыбающееся, приветливое лицо, и мы. глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)
• Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое, выразительное. Глаза у матрешки синие, большие, открытые. Ресницы черные, длинные. Брови изогнуты дугой. Щечки румяные, губки алые.)
Фигура: округлая, женственная.
Одежда: косынка или платочек, фартук (передник), русская рубашка, сарафан: украшен цветами , бутонами, нарядной вышивкой.
Характер: спокойный, добрый.
Игрушка излучает покой, домашнее тепло.
Учитель обращает внимание пятиклассников на написание трудных слов.
• Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? («Мы узнали о том, кик возникла в России эта игрушка». «Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек - это символ дружной, крепкой семьи». «Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не прости так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы». «Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины».)
• Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы .
Теперь для нашего сочинения- описания нам потребуется план. Он перед вами.
План.
I. Матрешка- игрушка, которая изображает русскую девушку.
II Описание матрёшки.
1 Внешний вид.( Лицо, фигура, одежда).
2 Секрет игрушки.
3 Характер игрушки.
III. Впечатление от игрушки. О мастерстве художника.
Учитель.
1 Найдите вступление в плане.
2 Как озаглавлена основная часть?
3 Какие подпункты есть во втором пункте плана?
4 Найдите в плане заключение.
5 Пользуясь планом и ключевыми словами, постарайтесь описать любую понравившуюся вам матрёшку. ( Спросить двух учащихся).
Устное описание ребятами матрешки.
Мне очень нравится расписная игрушка матрешка, которая изображает русскую девушку.
Внутри матрешки есть матрешки поменьше, расположены они по росту.
У меня есть матрешка, умело расписанная мастером-художником. На ней- шаль алого цвета с яркими пестрыми цветами и такой же нарядный сарафан. Вокруг шеи матрешки- кокетки - белые жемчужные бусы.
Лицо матрешки выразительное, с густыми бровями, румяными щечками.
Я считаю, что художнику удалось изобразить добрую, веселую русскую девушку.
Д/з. Написать сочинение-описание на тему: « Русская матрёшка» в художественном стиле.