Конспект по русскому языку Способы подчинительной связи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку «Способы подчинительной связи»

Класс: 8

Цели:

  • Закрепить понятие о словосочетании и способах подчинительной связи.

  • Закрепить навыки определения способов подчинительной связи.

  • Воспитать внимание и любовь к родному языку.

  • Развивать навыки устной и письменной речи.

Тип урока: Закрепление пройденного материала.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Методы и приемы

Оргмомент

Целеполага-ние

Проверка домашнего задания.






































Подведение итогов

Домашнее задание

Оценивание

Здравствуйте, ребята.

На прошлом уроке мы с вами познакомились со способами подчинительной связи. Сегодня мы должны закрепить понятие о словосочетании и способах подчинительной связи, а также закрепить навыки определения способов подчинительной связи.

Но прежде чем приступить к основной работе, мы вспомним уже изученный материал. Пять человек работают по карточкам на местах. Двое - у доски заполняют схемы:

  1. Виды синтаксической связи

Конспект по русскому языку Способы подчинительной связиКонспект по русскому языку Способы подчинительной связи

? ?

(примеры) (примеры)

  1. ВКонспект по русскому языку Способы подчинительной связииды словосочетаний по главному слову

Конспект по русскому языку Способы подчинительной связиКонспект по русскому языку Способы подчинительной связи

? ? ?

(примеры) (примеры) (примеры)

Класс в это время отвечает на мои вопросы:

  1. Дайте определение синтаксиса. (Синтаксис - это раздел языкознания, в котором изучаются предложения и словосочетания)

  2. Для чего мы изучаем синтаксис? (Чтобы грамотно излагать свои мысли и понимать чужие)

  3. Какие синтаксические единицы вам известны? (Предложение и словосочетание)

  4. Дайте определение словосочетания. (Это два или долее слов, которые соединены грамматически и по смыслу)

  5. Что не является словосочетанием? (грамматическая основа и предложно-падежная форма)

  6. Какие виды словосочетаний вам известны? (Глагольные, наречные и именные)

  7. Какие виды синтаксической связи вам знакомы? (Сочинительная и подчинительная)

  8. Какие способы подчинительной связи мы узнали на прошлом уроке? В чем их сущность? (Согласование, управление и примыкание)

Ученики отвечают на вопросы, затем отвечают стоящие у доски, сдаются карточки.

Ребята, сегодня на уроке мы будем заселять дом, который построили специально для словосочетаний. Пока он пустует, но к концу урока все этажи, я думаю, будут заняты жильцами. Надеюсь, что вы поможете каждому словосочетанию занять свой этаж и квартиру.

ИКонспект по русскому языку Способы подчинительной связитак, ребята, когда появилось объявление, что

Конспект по русскому языку Способы подчинительной связиКонспект по русскому языку Способы подчинительной связи построили дом, сбежалось много сочетаний

слов. Но я уже вам говорила, что дом

Конспект по русскому языку Способы подчинительной связиКонспект по русскому языку Способы подчинительной связи построен специально для словосочетаний. словосочетаний.

Все сочетания перепутались. Вы должны

помочь отобрать только те пары слов,

которые действительно являются слово-

сочетаниями.

Итак, выполним первое упражнение.

Я зачитываю различные сочетания слов, а вы должны выписать только словосочетания.

Лечу стрелой, яблоко с кулак, мужичок с ноготок, ранней весной, человек знает, родные места, воспоминание о доме, высокая цель, ради жизни, тридцать восемь, альбом или тетрадь, правильно и аккуратно, урок окончен, более важный, книга интересна, упорно учиться, шаг за шагом, в течение дня, беседа наедине, степь да степь, толстый и тонкий, наступил октябрь, пришел вовремя, очень тяжело, во время дождя.

Какие же словосочетания мы заселим на первый этаж? (Ученики отвечают, делают вывод о видах синтаксической связи)

Разминка.

На доске стихотворение:

Где поставить запятую.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

Ребята, подумайте и расставьте правильно запятые. (Ученики отвечают)

Так для чего нужны знаки препинания? (Ученики отвечают)

Мы заселили с вами 1 этаж. Но постепенно словосочетаниям стало тесно жить вместе, тем более что появлялись все новые и новые жильцы. Порою случались ссоры. Тогда словосочетания решили поселиться по семьям. На втором этаже у нас живут две семьи: сочинительная и подчинительная. Вы должны помочь некоторым словосочетаниям переселиться с 1 этажа на 2, а также заселить новые словосочетания. А так как я говорила, что чаще встречаются словосочетания с подчинительной связью, то им отвели три комнаты. В каждой комнате будут жить словосочетания в зависимости от того, слово какой части речи важнее.

Выполним второе упражнение. Вы должны разобрать словосочетания, определить вид связи и вид словосочетания по главному слову.

На доске стихотворение А. С. Пушкина:

Ты небо недавно кругом облегала;

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем…

Ученики выделяют подчинительные словосочетания из стихотворения, разбирают их. Также разбирают некоторые словосочетания из первого упражнения.

Комната для наречных словосочетаний оказалась пуста, поэтому вы должны сами придумать словосочетания с главным словом наречием и заселить комнату.

Ученики предлагают примеры подобных словосочетаний.

Ученики делают вывод о видах словосочетаний по главному слову.

Ребята, нам осталось заселить с вами третий этаж. И тогда наш дом будет готов! На этаже три комнаты. В 1 - словосочетания, члены которых живут в согласии друг с другом всегда. Они близнецы, у них все одинаковое. Во 2 - словосочетания, в которых один член всегда главнее другого и зависимый член выполняет все, что скажет главный. А в 3 - словосочетания, у членов которых нет ничего общего, им просто нравиться жить вместе.

Каждому ученику раздаю карточку со словосочетанием. Они определяют способ подчинительной связи, поочередно выходят к доске, озвучивают громко способ связи и кладут в специальный кармашек.

Согласование, управление, примыкание так дружно живут, что часто меняются комнатами. Давайте подумаем, при каком явлении это может происходить. (При синонимии)

На доске примеры:

--------------------------------------------------------------------------------

Конспект по русскому языку Способы подчинительной связиКаменный дом управление

Улыбающийся ребенок

--------------------------------------------------------------------------------

ПКонспект по русскому языку Способы подчинительной связиосоветовать брату примыкание

--------------------------------------------------------------------------------

ВКонспект по русскому языку Способы подчинительной связиремя после обеда согласование

Ухаживать за садом

--------------------------------------------------------------------------------

Настоящая дружба примыкание

ОКонспект по русскому языку Способы подчинительной связиткровенное признание

--------------------------------------------------------------------------------

Поет громко согласование

ПКонспект по русскому языку Способы подчинительной связиоступить по-честному

------------------------------------------------------------------------------

Вы должны из словосочетаний с одним способом связи образовать словосочетания с другим способом связи.

Итак, ребята, мы заселили наш дом. Ни одной пустой комнаты не осталось. Теперь в нем будет царить дружная и веселая жизнь. А как мы назовем наш дом?

(Словосочетание)

Сделайте вывод о том, какие словосочетания живут в нашем доме. (Ученик отвечает).

Запишем домашнее задание. Параграфы 156 -158, упражнение 54.

Озвучиваю и комментирую оценки.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.


Работа у доски




Беседа




Индивидуальная работа по карточкам




Наглядность



Разные формы работы.



Разминка








Промежуточные выводы, обобщения



Текстовой материал



© 2010-2022