- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь
Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кобзева Е.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
И. С. Никитин « Русь».
Цели:
обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
пополнение словарного запаса;
развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
воспитание любви к русской поэзии.
1. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Есенина Лебедь.
2. Работа в группах.
Прочитайте отрывок «О нашей Родине» Ю. Яковлева
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Определите тему урока.
Сегодня мы начинаем новую тему. Родина.
- Как вы понимаете, что такое Родина?
Подберите синонимы к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна).
3. Беседа о малой Родине
- Что такое «малая Родина»?
- Кто ежедневно в родном доме заботится о вас?
(Дети дают ответы с опорой на текст), составляя схему схему:
Родина
малая родина
деревня, улица, дом, мать, отец
4. На этом уроке мы познакомимся с произведением Никитина «Русь».
И. С. Никитин родился в 1824 году в Воронеже, на окраине города, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился и мальчик пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи. Писал о родной природе, о безмерном страдании крепостных крестьян. И сегодня мы с удовольствием читаем его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.
5. Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
- Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.
6. Первичное восприятие
- Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Проверка первичного восприятия
- Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)
7. Словарная работа.
Шатёр - большая площадка из ткани
Грань - сторона геометрической фигуры
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - государственные деньги
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Православные - люди, христианской веры
Держава - государство
Русь - Россия
Мгла - непрозрачный воздух
-
Работа в парах. Чтение друг другу.
-Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?
- По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)
-
Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.
1 часть чтение цепочкой
Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
- Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.
- Где «горами лед ходит по морю»?
- Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд - Айсберги)
Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? ( волны)
- Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)
- Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
- О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием)
- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.
Анализ синтаксиса поэтической речи
- Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
- Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
- Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
- Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)
- Как можно озаглавить 1 часть? ("Необъятная, царственная Русь")
Родина
малая родина великая Родина - Россия
деревня, улица, дом, мать, отец
Бескрайняя
Красивая
2 часть
- Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.
- С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)
- Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
- К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
- По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
- Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.
- Эту часть мы озаглавим - " вопросы".
3 часть
-В 3 части поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.
Чтение 3 части.
- Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
- Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
- Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
- Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
- В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
- Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…На кровавый пир
- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.
И в глухих степях …О них плакали!
- Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
- Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?
Родина
малая родина великая Родина - Россия
деревня, улица, дом, мать, отец
бескрайняя могучая
красивая непобедимая
4 часть
- Прочитайте. О чём пишет поэт в этой части?
Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
- Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
- Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
- Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)
Учащиеся читают последние 2 четверостишия.
- Соотнесение иллюстраций с текстом.
- На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.
12. Итог урока
- Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
- Почему вы так думаете?
- Определите основную мысль стихотворения? (2-е последние строфы)
-
13. Домашнее задание
- Выразительное чтение стихотворения.
- По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
6