Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. С. Никитин « Русь».

Цели:

обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;

пополнение словарного запаса;

развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;

воспитание любви к русской поэзии.

1. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Есенина Лебедь.

2. Работа в группах.

Прочитайте отрывок «О нашей Родине» Ю. Яковлева

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Определите тему урока.

Сегодня мы начинаем новую тему. Родина.

- Как вы понимаете, что такое Родина?

Подберите синонимы к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна).

3. Беседа о малой Родине

- Что такое «малая Родина»?

- Кто ежедневно в родном доме заботится о вас?

(Дети дают ответы с опорой на текст), составляя схему схему:

Родина

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

малая родина

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

деревня, улица, дом, мать, отец

4. На этом уроке мы познакомимся с произведением Никитина «Русь».

И. С. Никитин родился в 1824 году в Воронеже, на окраине горо­да, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось не­долго. Отец разорился и мальчик пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи. Пи­сал о родной природе, о безмерном страдании крепостных крестьян. И сегодня мы с удовольствием читаем его красивые, добрые и про­никнутые любовью к Родине стихи.

5. Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?

- Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

6. Первичное восприятие

- Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

Проверка первичного восприятия

- Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

7. Словарная работа.

Шатёр - большая площадка из ткани

Грань - сторона геометрической фигуры

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - государственные деньги

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Держава - государство

Русь - Россия

Мгла - непрозрачный воздух


  1. Работа в парах. Чтение друг другу.

-Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

- По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)


  1. Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.

1 часть чтение цепочкой

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)

- Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.

- Где «горами лед ходит по морю»?

- Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд - Айсберги)

Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? ( волны)

- Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)

- Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»

- О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием)

- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

- Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)

- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)

- Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.

- Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)

- Как можно озаглавить 1 часть? ("Необъятная, царственная Русь")

Родина

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

малая родина великая Родина - Россия

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

деревня, улица, дом, мать, отец

Бескрайняя

Красивая

2 часть

- Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.

- С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)

- Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.

- К кому обращены эти вопросы? (К Родине)

- По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)

- Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.

- Эту часть мы озаглавим - " вопросы".

3 часть

-В 3 части поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

Чтение 3 части.

- Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)

- Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)

- Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)

- Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

- В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

- Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь…На кровавый пир

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

- Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).

- Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

Родина

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

малая родина великая Родина - Россия

Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин РусьКонспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

деревня, улица, дом, мать, отец

бескрайняя могучая

красивая непобедимая

4 часть

- Прочитайте. О чём пишет поэт в этой части?

Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.

- Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)

- Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.

- Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

- Соотнесение иллюстраций с текстом.

- На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

12. Итог урока

- Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?

- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?

- Почему вы так думаете?

- Определите основную мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

-

13. Домашнее задание

- Выразительное чтение стихотворения.

- По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.



6

© 2010-2022